СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык (обучение письму)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта  начального  общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2018-2019 учебный год,  в соответствии с требованиями к результатам начального образования.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык (обучение письму)»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2018-2019 учебный год, в соответствии с требованиями к результатам начального образования.

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы «Русский язык», авторы В. Г. Горецкого и др. Русский язык. 1 класс. -М.: Просвещение, 2011 г. Разработана на основе УМК «Школа России».

В авторскую программу не внесены изменения, т.к. она соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта.

На изучение предмета «Русский язык» (обучение письму) выделено 5 часов в неделю – 115 часов в год


Цели и задачи учебного предмета

Курс «Обучение грамоте» придает всему процессу изучения русского языка четкую практическую направленность и реализует следующие цели:

- формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;

- социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся -развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;

-  развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Для достижения поставленных целей на уроках обучения грамоте необходимо решать следующие задачи:

- освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и повествования небольшого объема;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.


Данная программа ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекта УМК «Школа России»:

1. А.А.Плешаков. Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. - Москва «Просвещение», 2011 г.

2. В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Пропись 1,2,3,4 к «Азбуке»: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- Москва «Просвещение», 2017 г.

3. В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Электронное приложение к учебнику «Русская азбука». - Москва «Просвещение», 2011 г


Содержание учебного предмета

Виды речевой деятельности:

Аудирование (слушание). Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте, в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Фонетика и орфоэпия

Звуки речи. Смыслоразличительные качества звуков. Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ слова. Число и последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак - рак). Работа с моделями: построение модели звукового состава слова, отражающей качественные характеристики звуков (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.

Гласные и согласные звуки. Смыслоразличительная функция твердых и мягких согласных звуков.

Согласные звонкие и глухие, парные - непарные.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Ударение. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ударение. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Графика

Звук и буква. Буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Гласные буквы как показатель твердости - мягкости согласных звуков. Буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я (йотированные), их функции.

Обозначение буквами звука [й'] в разных позициях.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Гигиенические требования при письме. Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Начертание письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Приемы правильного списывания с печатного и письменного шрифта. Гласные после шипящих (жи - ши, ча - ща, чу - щу). Запись, выкладывание из разрезной азбуки, печатание и письмо под диктовку отдельных слов и предложений (три - пять слов со звуками в сильной позиции). Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.

Слово и предложение

Слово как объект изучения. Материал для анализа. Значение слова. Слово и предложение различение). Наблюдение над значением слова. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Заглавная буква в начале предложения, в именах собственных. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).

Орфография

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

- обозначение гласных после шипящих в позиции под ударением (ча - ща, чу - щу, жи - ши);

- заглавная буква в начале предложения, в именах собственных (без введения термина);

- раздельное написание слов;

- перенос слов по слогам без стечения согласных;

- знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи

Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.


Распределение учебного материала по четвертям


Вид работы

1-я ч.

(кол-во часов)

2-я ч.

(кол-во часов)

I полуг.

(кол-во часов)

3-я ч.

(кол-во часов)

4-я ч.

(кол-во часов)

II полуг.

(кол-во часов)

ИТОГО

Контрольные работы

-

-

-

-

-

-

-















Тематическое планирование по русскому языку (обучение письму)

1 класс


п/п

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

план

факт

I. Добукварный период.

18

1



Пропись — первая учебная тетрадь.

1

2



Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.

1

3



Письмо овалов и полуовалов.

1

4



Рисование бордюров.

1

5



Письмо длинных прямых наклонных линий.

1

6



Письмо наклонной длинной и короткой линий с закруглением внизу.

1

7



Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху. Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу.

1

8



Письмо овалов больших и маленьких. Письмо коротких наклонных линий.

1

9



Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо

1

10



Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу.

1

11



Повторение написания наклонных линий с петлей вверху и внизу.


12



Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу

1

13



Строчная и заглавная буквы А, а.

1

14



Строчная и заглавная буквы О, о.

1

15



Строчная буква и.

1

16



Заглавная буква И.

1

17



Строчная буква ы.


18



Строчная и заглавная буквы У, у.

1

II. Букварный период.


77

19



Строчная и заглавная буквы Н, н.

1

20



Строчная и заглавная буквы С, с.

1

21



Письмо слов, слогов с изученными буквами С, с.

1

22



Строчная буква к.

1

23



Заглавная буква К.

1

24



Строчная буква т.

1

25



Заглавная буква Т.

1

26



Письмо слов с изученными буквами.

1

27



Строчная буква л.

1

28



Заглавная буква Л.

1

29



Закрепление написания изученных букв. Письмо слов, предложений.

1

30



Строчная буква р.

1

31



Заглавная буква Р.


1

32



Строчная буква в.

1

33



Заглавная буква В.

1

34



Письмо слов , слогов с изученными буквами В, в.

1

35



Строчная буква е

1

36



Заглавная буква Е.

1

37



Строчная буква п.

1

38



Заглавная буква П.

1

39



Письмо слов, слогов с изученными буквами П, п.

1

40



Строчная буква м.

1

41



Заглавная буква М.

1

42



Письмо слов, слогов с изученными буквами М, м.

1

43



Строчная буква з.

1

44.



Заглавная буква З

1

45



Письмо слов с изученными буквами З, з.

1

46



Строчная буква б.

1

47



Заглавная буква Б.

1

48



Письмо слов с изученными буквами Б, б.

1

49



Строчная буква д.

1

50



Заглавная буква Д.

1

51



Письмо слов с изученными буквами Д, д.

1

52



Строчная буква я.

1

53



Заглавная буква Я.

1

54



Письмо слов с изученными буквами Я, я.

1

55



Строчная буква г.

1

56



Заглавная буква Г.

1

57



Письмо слов с изученными буквами Г,г.

1

58



Строчная буква ч.

1

59



Сочетания ча, чу.

1

60



Заглавная буква Ч.

1

61



Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного.

1

62



Ь - показатель мягкости.

1

63



Письмо слов с буквой ь.

1

64



Строчная буква ш.

1

65



Заглавная буква Ш.

1

66



Письмо слогов и слов с изученными буквами.

1

67



Строчная буква ж.

1

68



Заглавная буква Ж.

1

69



Сочетание жи.

1

70



Сочетание жи, ши.

1

71



Письмо слов с изученными буквами.

1

72



Строчная буква ё.

1

73



Буква ё - показатель мягкости согласных.

1

74



Заглавная буква Ё.

1

75



Строчная буква й.

1

76



Письмо слов с изученными буквами.

1

77



Строчная буква х.

1

78



Заглавная буква Х.

1

79



Письмо слов с изученными буквами Х, х.

1

80.



Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.

1

81



Строчная буква ю.

1

82



Заглавная буква Ю.

1

83



Письмо слов с изученными буквами Ю, ю.

1

84



Письмо слов с изученными буквами Ю, ю.


85



Строчная буква ц.

1

86



Заглавная буква Ц.

1

87



Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц.

1

88



Строчная буква э.

1

89



Заглавная буква Э.

1

90



Строчная буква щ.

1

91



Сочетания ща, щу.

1

92



Заглавная буква Щ.

1

93



Строчная буква ф.

1

94



Заглавная буква Ф.

1

95



Строчные буквы ь, ъ.

1

III. Послебукварный период.


20

96



Оформление предложений.

1

97



Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?".

1

98



Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?".

1

99



Слова, отвечающие на вопросы «что делать?", «что сделать?»

1

100



Слова, отвечающие на вопросы «что делать?", «что сделать?»

1

101



Слова, отвечающие на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?

1

102



Слова, отвечающие на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?

1

103



Предлоги.

1

104



Местоимения.

1

105



Безударные гласные в корне слова.

1

106



Безударные гласные в корне слова.

1

107



Звонкие и глухие согласные в корне слова.

1

108



Правописание ЖИ-ШИ.

1

109



Правописание ЧА-ЩА.

1

110



Правописание ЧУ-ЩУ.

1

111



Правописание ЧК, ЧН, ЩН.

1

112



Заглавная буква в словах.

1

113



Деление слов на слоги.

1

114



Основа предложения.

1

115



Алфавитный порядок слов.

1








Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение первоклассниками определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами являются:
·         осознавать роль языка и речи в жизни людей;
·         эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
·         понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
·         высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из «Азбуки».
Метапредметными результатами являются:

Регулятивные УУД:
·          определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
·          проговаривать последовательность действий на уроке;
·          учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
·          учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
·         ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
·         находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
·         делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
·         преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие   формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
·         оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
·         слушать и понимать речь других;
·         выразительно читать и пересказывать текст;
·          договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
·         учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
·         отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
·          осмысленно, правильно читать целыми словами;
·         отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
·         подробно пересказывать текст;
·         составлять устный рассказ по картинке;
·          называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные);
·          не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
·         определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
·         обозначать мягкость согласных звуков на письме;
·          определять количество букв и звуков в слове;
·         писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

·         ставить пунктуационные знаки конца предложения;
·          списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
·         находить корень в группе доступных однокоренных слов.


Первоклассник научится:


-различать звуки речи;

-устанавливать число и последовательность звуков в слове;

-различать гласные и согласные, гласные ударные-безударные, согласные твёрдые-мягкие, звонкие-глухие;

-определять звонкие и глухие непарные согласные звуки;

-определять непарные твёрдые согласные (ж, ш), непарные мягкие согласные (ч, щ);

-находить в слове ударные и безударные гласные звуки;

-определять указатели мягкости-твёрдости согласных звуков;

-делить слова на слоги;

-определять функцию ь и ъ, букв е, ё, ю, я;

-различать звуки и буквы;

-обозначать на письме звук [й’];

-устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа крот, соль, ёлка;


Первоклассник получит возможность научиться:

-находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем;

-произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

-находить части в небольшом тексте;

-составлять текст по его началу, по его концу;

-адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

-в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантом решения учебной задачи;

-осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.














13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!