СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку (обучение письму) в 1 классе по теме: "Письмо строчной и заглавной буквы Й й"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку (обучение письму) в 1 классе  по теме: "Письмо строчной и заглавной буквы Й й"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку (обучение письму) в 1 классе по теме: "Письмо строчной и заглавной буквы Й й"»

Конспект урока по русскому языку (обучение письму) в 1 классе

Тема. Письмо строчной и заглавной буквы Й й.

Цель: создать условия для формирования умения писать букву Й заглавную и строчную;

уметь различать гласный звук И от согласного Й

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные: сформировать в памяти ясный, четкий образ буквы, отработать начертание букв в целом, формировать графический навык каллиграфического письма; списывают с печатного шрифта; развивать речь, любознательность, мышление; воспитывать сдержанность, умение выслушать товарища, интерес к учению.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия: формулируют учебную задачу и планируют ее выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия: общеучебные – осуществляют поиск и выделение необходимой информации; логические – характеризуют предметы.

Коммуникативные универсальные учебные действия: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для одноклассников высказывания.

Личностные результаты: становление положительного отношения к урокам письма.

Оборудование: тетради, образец написания буквы Йй, листочки с буквами, карточки – заготовки для звуковых схем, осень, гриб со слогами, воробей, сигнальные карточки желтого, зеленого и красного цвета для самоконтроля детей.

Ход урока

1.Организация класса

Посмотрите у нас сегодня на уроке гости. Гости у нас первый раз. Повернитесь, улыбнитесь и тихо садитесь.

2. Актуализация опорных знаний

- Какой у нас сейчас урок?

(Урок письма)

- Но нам придется не только писать, но и говорить. А, что нужно, чтобы легко разговаривать?

(Поработать с дыханием, ротик хорошо открывать, делать дыхательную гимнастику)

- Молодцы.

Носиком дышу,

Дышу свободно,

Глубоко и тихо.

- А вот теперь и начнем наш разговор.

Стихотворение об осени

- Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

А.С. Пушкин

- Тихо- тихо, какой – то шорох и как вы думаете кто это?

(Ответы детей)

Появление осени.

- И вот она красавица – осень.

- А как вы думаете, почему она появилась у нас?

( Она пришла попрощаться)

- Ой, ребятки, тихо – тихо, она что – то говорит (прикладываю ухо к ней)

- И, что же она говорит? ( Ответы детей)

- Она говорит, что ей интересно знать, как учащиеся первого класса уже умеют писать, и просит вас работать хорошо, а к концу урока приготовила вам сюрприз.

- Ребятки, внимание приготовьтесь, кроме меня, гостей вами будет гордиться, любоваться и осень.

- Сядьте правильно. Приготовьтесь работать в тетради.

( Я тетрадь свою открою

И наклонно положу,

Я друзья от вас не скрою,

Ручку я вот так держу,

Сяду прямо не согнусь,

За работу я возьмусь.)

Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик самый сильный

Самый толстый и большой

Этот пальчик для того чтоб показывать его

Этот пальчик самый длинный

И стоит он в середине

Этот пальчик безымянный

А мизинец хоть и мал

Зато ловок и удал.

- Записываем 29 ноября.

- Ой, что – то осень не спокойная. А, так вот смотрите какой – то конвертик. (Показываю конверт). Что же в конвертике, нам выйдет кто – то скажет.

Ребенок достает с конверта разноцветные листочки, на них буквы Аа Оо ы Яя Ии. Записывает на доске.

- Как одним словом назвать эти буквы?

(Гласные)

- Какая буква здесь особенная?

(Буква Я)

- Почему?

(Она обозначает 2 звука- [йа])

- Какая буква состоит из двух палочек с закруглением внизу? (И)

- Ой, да тут ещё и грибок есть. Достаю гриб, что вы на нем видите?

(Слоги ми ни си Им Ин Ис ). Дети читают с места слоги и пишут в тетради самостоятельно. На какое соединение букв нужно обратить особое внимание? ( Им)

- Давайте прочитаем слоги, в которых согласный звук произносится мягко.

( Один ребенок читает, а потом хором).

- Подчеркните букву, которая обозначает мягкость согласного. Какую букву нужно подчеркнуть. Так, что вы можете сказать?

( Что буква И служит для обозначения мягкости согласного звука)

- Прочитайте остальные слоги. Что вы можете сказать о букве И в этих слогах.

(Буква И заглавная, гласная)

- Как вы думаете, что узнала осень сейчас?

(Что буква И служит для обозначения мягкости согласных звуков, как правильно соединять буквы).

3.Постановка учебной задачи.

Стук!

- Ой! Кто это стучит?( Появление воробья.)

- Кто же это?

(Воробей)

- Ребята, а как вы думаете, почему он к нам прилетел?

( Ему холодно и голодно)

- Где вы видели воробьёв? ( Ответы детей)

Слегка ударила локоть.

- Ай, как больно ударилась.

(Реакция детей)

- Ребята, давайте повторим слово, которое выражает удивление – ой;

Слово которое выражает боль – ай и воробей ( показ на воробья).

- Какой звук чаще всего вы слышите?

( Звук [й])

- Давайте произнесем его вместе, а правая рука вам поможет [й].

А теперь мы с вами хорошо поработаем ротиком, научимся четко произносить звук [й].

Возьмите друг друга за мизинчик.

- Дружим крепко мы с тобой

Ой, ой, ой

Друга верного встречай

Ай, ай, ай.

- Ребятки, как вы думаете, что на хвостике у воробушке?

( Принес новую букву)

- Да, он принес нам новую букву, на какую букву похожа эта буква?

( На букву И )

- Вспомните, как называется эта буква?

Звук [й], а буква И краткое.

- А какое отличие у буквы И краткое и у буквы И.

( У буквы Й есть дуга)

Чтобы И краткое не спутать с И

Сверху галочку пиши.

- Как вы думаете какая же тема нашего урока?

(Письмо строчной и заглавной буквы И краткое)

Чему вы научитесь?

(Ответы детей)

4. Усвоение новых знаний и способов деятельности

- А теперь давайте понаблюдаем за звуком [й]

1. Произнесем звук Й вместе с поднятием руки.

2. Положение рта:

а) губы раскрыты;

б) язык поджимаем к верхним зубам;

в) голосом выталкиваем этот звук.

3.Определение звука

-Какой это звук?

(Согласный)

- Почему?

( Поток воздуха встречает преграду)

- Как произносится звонко или глухо? И ещё какой это звук?

( Ответы детей)

- Что же вы узнали о звуке?

(Показ таблицы). Повторение

- А теперь вы можете написать письменные буквы Й и й .

Показ на доске.

Букву И вы умеете писать, я только покажу вам, где разместить дугу.

Физкультминутка для глаз.

Закройте, откройте, посмотрите влево, вправо побегайте глазками по кругу.

Сейчас нагрузка будет идти на глаза и пальцы. Ребятки, основная нагрузка будет идти на правую руку, но левая рука помогает, направляет. Руки поставьте на локоточки, ладошки смотрят друг на друга. Раз - встряхнули, два – встряхнули, три – встряхнули.

Пишут буквы.

- Какие буквы вы написали?

( Заглавную и строчную И краткое).

И краткое заглавная встречается редко, но вы должны знать.

Игра « Отдых»

Встаньте, если в слове вы услышите звук [й] - делаете прыжок с поднятием правой руки, а если нет – то хлопок.

Лиса, майка, дом, муравей, яблоко, чайка.

Выставляю четыре звуковые модели на наборное полотно. Подберите, какие схемы подходят к словам ой, ай.

(Ребенок выходит и выбирает нужные схемы).

А теперь запишите слова ой, ай.

- Какие соединения? ( Ответы детей)

5. Первичное закрепление.

Творческая работа.

Изменение значения слова в зависимости от буквы.

На доске слова мо… - мо…

В первом случаи вставьте И краткое прочитайте слово ( мой).

Во втором случаи вставьте букву И и прочитайте слово( мои).

Чтение учащихся слово мой.

- Что вы заметили?

( Что с буквой И краткое – один предмет, а в слове мои - много).

Это слово очень понравилось осени. Мои…

В слове мой подчеркните букву, которую вставили. Как называется эта буква?

Работа в паре. Составьте звуковой анализ слова мой.

Один ребенок выходит к доске и комментирует анализ слова.

1.Один слог

2.Ударный

3.Слог слияние мо

4.Буква М обозначает согласный звук [м] , он звонкий, твердый

5. Второй звук слияния о он гласный

6.Третий звук [й] согласный, звонкий, всегда мягкий

- Как вы считаете, понравилось осени, как вы работали? Но на последок она заколдовала предложение.

Предложение на доске. Мой зайка (под листиками). Отгадывают предложение.

- Прочитайте. Что вы знаете о предложении? (Ответы детей)

6.Итог урока. Рефлексия.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

(Работа с сигнальными карточками)

Красный – не получилось



Жёлтый – почти получилось



Зелёный – всё получилось

Осень преподносит сюрприз (дети получают яблоки).


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!