Конспект урока по русскому языку (обучение письму) в 1 классе
Тема. Письмо строчной и заглавной буквы Й й.
Цель: создать условия для формирования умения писать букву Й заглавную и строчную;
уметь различать гласный звук И от согласного Й
Тип урока: урок открытия новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные: сформировать в памяти ясный, четкий образ буквы, отработать начертание букв в целом, формировать графический навык каллиграфического письма; списывают с печатного шрифта; развивать речь, любознательность, мышление; воспитывать сдержанность, умение выслушать товарища, интерес к учению.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия: формулируют учебную задачу и планируют ее выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия: общеучебные – осуществляют поиск и выделение необходимой информации; логические – характеризуют предметы.
Коммуникативные универсальные учебные действия: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для одноклассников высказывания.
Личностные результаты: становление положительного отношения к урокам письма.
Оборудование: тетради, образец написания буквы Йй, листочки с буквами, карточки – заготовки для звуковых схем, осень, гриб со слогами, воробей, сигнальные карточки желтого, зеленого и красного цвета для самоконтроля детей.
Ход урока
1.Организация класса
Посмотрите у нас сегодня на уроке гости. Гости у нас первый раз. Повернитесь, улыбнитесь и тихо садитесь.
2. Актуализация опорных знаний
- Какой у нас сейчас урок?
(Урок письма)
- Но нам придется не только писать, но и говорить. А, что нужно, чтобы легко разговаривать?
(Поработать с дыханием, ротик хорошо открывать, делать дыхательную гимнастику)
- Молодцы.
Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо.
- А вот теперь и начнем наш разговор.
Стихотворение об осени
- Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
А.С. Пушкин
- Тихо- тихо, какой – то шорох и как вы думаете кто это?
(Ответы детей)
Появление осени.
- И вот она красавица – осень.
- А как вы думаете, почему она появилась у нас?
( Она пришла попрощаться)
- Ой, ребятки, тихо – тихо, она что – то говорит (прикладываю ухо к ней)
- И, что же она говорит? ( Ответы детей)
- Она говорит, что ей интересно знать, как учащиеся первого класса уже умеют писать, и просит вас работать хорошо, а к концу урока приготовила вам сюрприз.
- Ребятки, внимание приготовьтесь, кроме меня, гостей вами будет гордиться, любоваться и осень.
- Сядьте правильно. Приготовьтесь работать в тетради.
( Я тетрадь свою открою
И наклонно положу,
Я друзья от вас не скрою,
Ручку я вот так держу,
Сяду прямо не согнусь,
За работу я возьмусь.)
Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик самый сильный
Самый толстый и большой
Этот пальчик для того чтоб показывать его
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине
Этот пальчик безымянный
А мизинец хоть и мал
Зато ловок и удал.
- Записываем 29 ноября.
- Ой, что – то осень не спокойная. А, так вот смотрите какой – то конвертик. (Показываю конверт). Что же в конвертике, нам выйдет кто – то скажет.
Ребенок достает с конверта разноцветные листочки, на них буквы Аа Оо ы Яя Ии. Записывает на доске.
- Как одним словом назвать эти буквы?
(Гласные)
- Какая буква здесь особенная?
(Буква Я)
- Почему?
(Она обозначает 2 звука- [йа])
- Какая буква состоит из двух палочек с закруглением внизу? (И)
- Ой, да тут ещё и грибок есть. Достаю гриб, что вы на нем видите?
(Слоги ми ни си Им Ин Ис ). Дети читают с места слоги и пишут в тетради самостоятельно. На какое соединение букв нужно обратить особое внимание? ( Им)
- Давайте прочитаем слоги, в которых согласный звук произносится мягко.
( Один ребенок читает, а потом хором).
- Подчеркните букву, которая обозначает мягкость согласного. Какую букву нужно подчеркнуть. Так, что вы можете сказать?
( Что буква И служит для обозначения мягкости согласного звука)
- Прочитайте остальные слоги. Что вы можете сказать о букве И в этих слогах.
(Буква И заглавная, гласная)
- Как вы думаете, что узнала осень сейчас?
(Что буква И служит для обозначения мягкости согласных звуков, как правильно соединять буквы).
3.Постановка учебной задачи.
Стук!
- Ой! Кто это стучит?( Появление воробья.)
- Кто же это?
(Воробей)
- Ребята, а как вы думаете, почему он к нам прилетел?
( Ему холодно и голодно)
- Где вы видели воробьёв? ( Ответы детей)
Слегка ударила локоть.
- Ай, как больно ударилась.
(Реакция детей)
- Ребята, давайте повторим слово, которое выражает удивление – ой;
Слово которое выражает боль – ай и воробей ( показ на воробья).
- Какой звук чаще всего вы слышите?
( Звук [й])
- Давайте произнесем его вместе, а правая рука вам поможет [й].
А теперь мы с вами хорошо поработаем ротиком, научимся четко произносить звук [й].
Возьмите друг друга за мизинчик.
- Дружим крепко мы с тобой
Ой, ой, ой
Друга верного встречай
Ай, ай, ай.
- Ребятки, как вы думаете, что на хвостике у воробушке?
( Принес новую букву)
- Да, он принес нам новую букву, на какую букву похожа эта буква?
( На букву И )
- Вспомните, как называется эта буква?
Звук [й], а буква И краткое.
- А какое отличие у буквы И краткое и у буквы И.
( У буквы Й есть дуга)
Чтобы И краткое не спутать с И
Сверху галочку пиши.
- Как вы думаете какая же тема нашего урока?
(Письмо строчной и заглавной буквы И краткое)
Чему вы научитесь?
(Ответы детей)
4. Усвоение новых знаний и способов деятельности
- А теперь давайте понаблюдаем за звуком [й]
1. Произнесем звук Й вместе с поднятием руки.
2. Положение рта:
а) губы раскрыты;
б) язык поджимаем к верхним зубам;
в) голосом выталкиваем этот звук.
3.Определение звука
-Какой это звук?
(Согласный)
- Почему?
( Поток воздуха встречает преграду)
- Как произносится звонко или глухо? И ещё какой это звук?
( Ответы детей)
- Что же вы узнали о звуке?
(Показ таблицы). Повторение
- А теперь вы можете написать письменные буквы Й и й .
Показ на доске.
Букву И вы умеете писать, я только покажу вам, где разместить дугу.
Физкультминутка для глаз.
Закройте, откройте, посмотрите влево, вправо побегайте глазками по кругу.
Сейчас нагрузка будет идти на глаза и пальцы. Ребятки, основная нагрузка будет идти на правую руку, но левая рука помогает, направляет. Руки поставьте на локоточки, ладошки смотрят друг на друга. Раз - встряхнули, два – встряхнули, три – встряхнули.
Пишут буквы.
- Какие буквы вы написали?
( Заглавную и строчную И краткое).
И краткое заглавная встречается редко, но вы должны знать.
Игра « Отдых»
Встаньте, если в слове вы услышите звук [й] - делаете прыжок с поднятием правой руки, а если нет – то хлопок.
Лиса, майка, дом, муравей, яблоко, чайка.
Выставляю четыре звуковые модели на наборное полотно. Подберите, какие схемы подходят к словам ой, ай.
(Ребенок выходит и выбирает нужные схемы).
А теперь запишите слова ой, ай.
- Какие соединения? ( Ответы детей)
5. Первичное закрепление.
Творческая работа.
Изменение значения слова в зависимости от буквы.
На доске слова мо… - мо…
В первом случаи вставьте И краткое прочитайте слово ( мой).
Во втором случаи вставьте букву И и прочитайте слово( мои).
Чтение учащихся слово мой.
- Что вы заметили?
( Что с буквой И краткое – один предмет, а в слове мои - много).
Это слово очень понравилось осени. Мои…
В слове мой подчеркните букву, которую вставили. Как называется эта буква?
Работа в паре. Составьте звуковой анализ слова мой.
Один ребенок выходит к доске и комментирует анализ слова.
1.Один слог
2.Ударный
3.Слог слияние мо
4.Буква М обозначает согласный звук [м] , он звонкий, твердый
5. Второй звук слияния о он гласный
6.Третий звук [й] согласный, звонкий, всегда мягкий
- Как вы считаете, понравилось осени, как вы работали? Но на последок она заколдовала предложение.
Предложение на доске. Мой зайка (под листиками). Отгадывают предложение.
- Прочитайте. Что вы знаете о предложении? (Ответы детей)
6.Итог урока. Рефлексия.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
(Работа с сигнальными карточками)
Красный – не получилось
Жёлтый – почти получилось
Зелёный – всё получилось
Осень преподносит сюрприз (дети получают яблоки).