II. Актуализация знаний Цель – проверить уровень усвоения пройденного материала, корректировать неусвоенный материал | 1. Минутка чистописания Отгадайте загадку. Сл. 2 «Скатерть», «Стол», «Салфетка», «Слон», «Стул», «Сапожник» и «Салон», «Сон», «Симфония», «Страна», «Символ», «Сеть», «Стакан», «Стена». Что за буква это, дети, Встретилась нам в строчках этих? (Буква «с») 1. Письмо строчной и заглавной буквы Сс Письмо соединений. Словарная работа. Сл.3 Ребята, к нам в гости пришел Снеговик, он приготовил вам интересные задания. - Посмотрите внимательно (слайд 3). О чем хочет попросить Снеговик? Запишите слова в тетрадь, вставьте пропущенную букву, объясните орфограммы. Р..бята, м.. дведь, м.. сяц, л … пата, яг… да, д.. вочка, в.. рона, в.. рблюд Слайд 4 Взаимопроверка. ( Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы ) Сл.5 Оцените выполненную работу Поднимите руку, кто выполнил работу без ошибок? С одной ошибкой? В чем были затруднения? Как вы думаете, с какой частью речи мы будем работать на уроке? Проверим теоретические знания об имени существительном. Работа с тестом. Запишите только буквы с правильным ответом. Сл. 6-7 Существительное- это Самостоятельная часть речи Служебная часть речи Имена существительные обозначают Признак предмета Действие предмета Предмет Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Какой? ЧТО? Что делает? Кто? Что? Укажите имена существительные Мороз, далеко, холодильник Яблоки, сапоги, глаза Мама, папа, смотрит Взаимопроверка. Сл. 8 а, с, с,b | - отгадывают загадку, характеризуют букву, записывают ее в тетрадь; выполняют словарную работу по заданию, осуществляют взаимопроверку и взаимооценку; выполняют тест | - научатся характеризовать букву, вставлять в слова пропущенную букву, выделять орфограмму; оценивать работу соседа; выполнять тестовую работу |
III. Самоопределение к деятельности Цель – научить детей определять тему и задачи урока. | (Учащиеся читают текст по цепочке. По ходу чтения учитель задает вопросы на усвоение прочитанного.) Почему эта часть речи получила такое название? Придумайте свой пример в группу слов с общим лексическим значением. В какую группу вы отнесете слова из домашнего задания? {Качества людей.) Сл. 9 (На доске записаны слова.) стол мальчик гроза белка праздник слон Посмотрите на доску. По какому признаку имена существительные распределены на две группы? {Слова, отвечающие на вопрос кто?, и слова, отвечающие на вопрос что?.) Сегодня на уроке мы будем учиться классифицировать слова по этому признаку. | - слушают; отвечают на вопросы, строят речевые высказывания; работают по учебнику, определяют тему и задачи урока | - научатся определять тему и задачи урока |
IV. Работа по теме урока Цель - формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что?; учить находить имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно; классифицировать одушевленные и неодушевленные имена существительные; | Задание Распределите слова в два столбика: Кто живет в лесу? Что растет в лесу? Сл. 10 Берёза, соловей, осина, заяц, муравей, ландыш, жук, дятел, трава, комар Проверка Сл. 11 - Сделайте вывод, какие слова отвечают на вопрос Кто?, а какие Что? Сл. 12- 13 Упр. 80 (с. 48). (Выполнение с комментированием.) Прочитайте правило от тетушки Совы на с. 48. Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос «кто?»? Прочитайте правило от тетушки Совы на с. 51. Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос «что?»? (Учитель называет имена существительные. Учащиеся поднимают руки вверх, если это одушевленные имена существительные, и сидят неподвижно, если названы неодушевленные существительные.) | - выполняют задание, проверяют, формулируют правило; работают по учебнику, выполняют упражнения по заданию; отвечают на вопросы, вступают в диалог с учителем; знакомятся с правилом | - учащиеся научатся находить имена существительные в тексте; использовать специальную терминологию при определении части речи; самостоятельно подбирать имена существительные; классифицировать имена существительные одушевленные и неодушевленные; |
VI. Закрепление изученного Цель – формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что?; учить находить имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно; классифицировать одушевленные и неодушевленные имена существительные; | Упр. 81 (с. 49). (Работа в парах. Одна пара после выполнения работы выходит для отчета к доске. Дети называют слова, которые подобрали в каждую группу. Остальные учащиеся делают хлопок в ладоши, если согласны.) Упр. 84 (с. 50). (Самостоятельная работа. Фронтальная проверка.) ~ Назовите непроверяемую гласную. | - выполняют задание коллективно, делают вывод | - распределять имена существительные в тематические группы предметов |
VII. Рефлексия Цель – учить учащихся объективно оценивать свою работу на уроке | — Выпишите имена существительные: вариант I — одушен ленные, вариант II — неодушевленные. Комар, одежда, снег, картина, художник, пилот, друг, хитрец, девочка. (Учитель открывает образец на доске. Проводится самопро верка, самооценка с помощью «светофора». | - выполняют задание самостоятельно по вариантам, проверяют, отвечают на вопросы; проверяют выполненную работу, оценивают свою работу на уроке | - научатся отвечать на вопросы, оценивать свою работу на уроке |