Урок русского языка. 1 класс.
Учитель: Мирошниченко Л.Е.
Тема: Перенос слов.
Цель: подвести учеников к выводу о том, как переносим слова с одной строки на другую;
ознакомить со всеми случаями невозможного переноса слов;
учить рассуждать, сравнивать, анализировать, группировать, вычленять;
работать над навыками каллиграфического, орфографического режима.
Оборудование: расположение необходимого материала на доске и оформление его цветными мелками, таблица со словами для вывода по уроку.
ХОД УРОКА.
1. Разминка.
Как всегда мы начинаем урок с разминки.
Прочитайте: АБЛЕК, ЦУРИКА, БЕРЕЗА, ПУТЕХ (белка, курица, зебра, петух).
Все ли вам понравилось? (не понятен смысл)
Что вы предлагаете? (переставить буквы)
Запишите, что у вас получилось.
Прочитайте. И что это вы записали? (слова)
Что их объединяет? (слова-предметы, отвечают на вопрос что?, одушевленные, в единственном числе, животные)
Лишнее слово. (слово курица, потому что в нем 6 букв, а в остальных словах по 5 букв)
2 Новый материал.
1). На доске 2 схемы:
/ /
-
Как вы считаете, что это? (Это схемы слов.)
Что общего между ними? ( По 2 слога, ударный первый.)
А чем отличаются? (В первой схеме слово разделено на слоги, а во второй для переноса.)
Сопоставьте схемы. Может быть, кто-то догадался, чему будем учиться на уроке, какую проблему нам предстоит решить? (Будем учиться переносить слова с одной строки на другую, узнаем, всегда ли можно перенести слово с одной строки на другую, пронаблюдаем интересные случаи переноса.)
Молодцы-дети! Конечно же, это и предстоит нам сегодня пронаблюдать и разрешить.
2). Работа с доской устно. Записаны слова: ВОРО-НА, ЗЯБ-ЛИК, АИСТ, ЧАЙ-КА, ВО-РОБЬИ.
Кто это? (Птицы.)
Почему зяблика так назвали? (Потому что он зябнет, мерзнет, поэтому и улетает от нас на зиму в теплые края.)
Прочитайте еще раз внимательно. Что вы заметили? Так как можно перенести слова с одной строки на другую?
Сделайте вывод. (Переносим слова по слогам, одну букву не оставляем и не переносим на другую строку, слова с й и ь –нельзя переносить й и ь на другую строку.)
Хорошо! Умнички!
3). Подумайте, какое задание вы предложили бы друг другу, прочитав эти слова: ВЯЗ, СОСНА, ТОПОЛЬ, КЛЕН, ЕЛЬ, ЛИПА ИВА. (Поделить на группы.)
Запишите слова в 2 столбика.
Прочитайте, что у вас получилось:
ВЯЗ СОСНА
КЛЕН ТОПОЛЬ
ЕЛЬ ЛИПА
ИВА
Почему так? (Слова 1 столбика нельзя перенести, а 2 – можно.)
А теперь найдите упражнение 30. Прочитайте, а отгадку запишите соответственно в столбик. (ЕЛКА)
Найдите 2 слова, называющие одно и то же. (ЕЛЬ, ЕЛКА)
Чем отличаются слова? (Одно слово не переносится, а другое слово можно перенести.)
4). Прочитайте слова с доски: МОРОЗ, СНЕГ, МЕТЕЛИЦА, СНЕЖИНКИ, СВЕРКАЕТ.
Каким словом можно их объединить? (ЗИМА)
Назовите лишнее слово. (СНЕГ, потому что нельзя перенести; СВЕРКАЕТ, потому что обозначает действие предмета.)
Подберите другие действия предмета к слову СНЕГ. (Блестит, падает, кружится, ложится.)
5).Работа по вариантам: записать слово, поделив его для переноса.
1 вариант- метелица, 2 вариант- снежинки.
МЕ-ТЕЛИЦА, МЕТЕ-ЛИЦА,МЕТЕЛИ-ЦА СНЕ-ЖИНКИ, СНЕЖИН-КИ
Вывод: так как переносим слова с одной строки на другую?
3.Проверка усвоения материала по уровням.
Дети, ваша задача выбрать то задание, которое больше всего понравилось, и выполнить его.
1 уровень. Запиши по образцу, поделив слова для переноса:
СТРИЖ- СТРИ- ЖИ, ЕЖ- …., БАРСУК-…., ВОЛК-…
2 уровень. Запиши слова с противоположным значением, поделив их для переноса:
ЖАРА-…., СУХОЙ-…., БЫСТРЫЙ-…. (ХОЛОД, МОКРЫЙ, МЕДЛЕННЫЙ)
3 уровень. Как зовут этих животных в сказках?
Перенос слов:
ЛИСА (РЫЖАЯ, КУМУШКА, ПЛУТОВКА)
МЕДВЕДЬ (МИХАЙЛО, КОСОЛАПЫЙ)
ВОЛК (СЕРЫЙ, ВОЛЧИЩЕ)
ЗАЯЦ (КОСОЙ, ХВАСТУНИШКА)
Примечание: при проверке обращаю внимание на правильность, в случае спорной ситуации находим истину. Особое внимание к слову «МЕДЛЕННЫЙ», предлагаю детям просмотреть все варианты и сделать вывод о переносе слов с удвоенной согласной.
4. Рефлексия.
На таблице слова ЗИМА, МУРАВЕЙНИК, ЕЛЬНИК, ОСЕННИЙ, ЕЖИК.
Сделайте вывод о перенос слов, укажите особенности переноса слов с й, с ь, с удвоенной согласной.
5.Творческая работа: по опорным словам составить рассказ.
Чтобы правильно выполнить домашнее задание, укажите слова, где допущена ошибка при переносе.
Мини- тест:
А) бель-чонок
Б) звер-ьки
В) лужа-йка
Г) зе-леный
Д) о-льха
Спасибо, друзья мои. Мне было интересно с вами работать.