СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык. Перенос слов.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перенос слов.

Подвести учеников к выводу о том, как переносим слова с одной строки на другую; ознакомить со всеми случаями невозможного переноса слов;  учить рассуждать, сравнивать, анализировать, группировать, вычленять;  работать над навыками каллиграфического, орфографического режима.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык. Перенос слов.»

Урок русского языка. 1 класс.

Учитель: Мирошниченко Л.Е.


Тема: Перенос слов.


Цель: подвести учеников к выводу о том, как переносим слова с одной строки на другую;

ознакомить со всеми случаями невозможного переноса слов;

учить рассуждать, сравнивать, анализировать, группировать, вычленять;

работать над навыками каллиграфического, орфографического режима.


Оборудование: расположение необходимого материала на доске и оформление его цветными мелками, таблица со словами для вывода по уроку.


ХОД УРОКА.


1. Разминка.

Как всегда мы начинаем урок с разминки.

Прочитайте: АБЛЕК, ЦУРИКА, БЕРЕЗА, ПУТЕХ (белка, курица, зебра, петух).

Все ли вам понравилось? (не понятен смысл)

Что вы предлагаете? (переставить буквы)

Запишите, что у вас получилось.

Прочитайте. И что это вы записали? (слова)

Что их объединяет? (слова-предметы, отвечают на вопрос что?, одушевленные, в единственном числе, животные)

Лишнее слово. (слово курица, потому что в нем 6 букв, а в остальных словах по 5 букв)


2 Новый материал.

1). На доске 2 схемы:

/ /

-


Как вы считаете, что это? (Это схемы слов.)

Что общего между ними? ( По 2 слога, ударный первый.)

А чем отличаются? (В первой схеме слово разделено на слоги, а во второй для переноса.)

Сопоставьте схемы. Может быть, кто-то догадался, чему будем учиться на уроке, какую проблему нам предстоит решить? (Будем учиться переносить слова с одной строки на другую, узнаем, всегда ли можно перенести слово с одной строки на другую, пронаблюдаем интересные случаи переноса.)


Молодцы-дети! Конечно же, это и предстоит нам сегодня пронаблюдать и разрешить.


2). Работа с доской устно. Записаны слова: ВОРО-НА, ЗЯБ-ЛИК, АИСТ, ЧАЙ-КА, ВО-РОБЬИ.

Кто это? (Птицы.)

Почему зяблика так назвали? (Потому что он зябнет, мерзнет, поэтому и улетает от нас на зиму в теплые края.)

Прочитайте еще раз внимательно. Что вы заметили? Так как можно перенести слова с одной строки на другую?

Сделайте вывод. (Переносим слова по слогам, одну букву не оставляем и не переносим на другую строку, слова с й и ь –нельзя переносить й и ь на другую строку.)

Хорошо! Умнички!


3). Подумайте, какое задание вы предложили бы друг другу, прочитав эти слова: ВЯЗ, СОСНА, ТОПОЛЬ, КЛЕН, ЕЛЬ, ЛИПА ИВА. (Поделить на группы.)

Запишите слова в 2 столбика.

Прочитайте, что у вас получилось:

ВЯЗ СОСНА

КЛЕН ТОПОЛЬ

ЕЛЬ ЛИПА

ИВА

Почему так? (Слова 1 столбика нельзя перенести, а 2 – можно.)


А теперь найдите упражнение 30. Прочитайте, а отгадку запишите соответственно в столбик. (ЕЛКА)

Найдите 2 слова, называющие одно и то же. (ЕЛЬ, ЕЛКА)

Чем отличаются слова? (Одно слово не переносится, а другое слово можно перенести.)


4). Прочитайте слова с доски: МОРОЗ, СНЕГ, МЕТЕЛИЦА, СНЕЖИНКИ, СВЕРКАЕТ.

Каким словом можно их объединить? (ЗИМА)

Назовите лишнее слово. (СНЕГ, потому что нельзя перенести; СВЕРКАЕТ, потому что обозначает действие предмета.)

Подберите другие действия предмета к слову СНЕГ. (Блестит, падает, кружится, ложится.)


5).Работа по вариантам: записать слово, поделив его для переноса.

1 вариант- метелица, 2 вариант- снежинки.

МЕ-ТЕЛИЦА, МЕТЕ-ЛИЦА,МЕТЕЛИ-ЦА СНЕ-ЖИНКИ, СНЕЖИН-КИ

Вывод: так как переносим слова с одной строки на другую?


3.Проверка усвоения материала по уровням.

Дети, ваша задача выбрать то задание, которое больше всего понравилось, и выполнить его.

1 уровень. Запиши по образцу, поделив слова для переноса:

СТРИЖ- СТРИ- ЖИ, ЕЖ- …., БАРСУК-…., ВОЛК-…

2 уровень. Запиши слова с противоположным значением, поделив их для переноса:

ЖАРА-…., СУХОЙ-…., БЫСТРЫЙ-…. (ХОЛОД, МОКРЫЙ, МЕДЛЕННЫЙ)

3 уровень. Как зовут этих животных в сказках?

Перенос слов:

ЛИСА (РЫЖАЯ, КУМУШКА, ПЛУТОВКА)

МЕДВЕДЬ (МИХАЙЛО, КОСОЛАПЫЙ)

ВОЛК (СЕРЫЙ, ВОЛЧИЩЕ)

ЗАЯЦ (КОСОЙ, ХВАСТУНИШКА)


Примечание: при проверке обращаю внимание на правильность, в случае спорной ситуации находим истину. Особое внимание к слову «МЕДЛЕННЫЙ», предлагаю детям просмотреть все варианты и сделать вывод о переносе слов с удвоенной согласной.


4. Рефлексия.

На таблице слова ЗИМА, МУРАВЕЙНИК, ЕЛЬНИК, ОСЕННИЙ, ЕЖИК.

Сделайте вывод о перенос слов, укажите особенности переноса слов с й, с ь, с удвоенной согласной.


5.Творческая работа: по опорным словам составить рассказ.


Чтобы правильно выполнить домашнее задание, укажите слова, где допущена ошибка при переносе.

Мини- тест:

А) бель-чонок

Б) звер-ьки

В) лужа-йка

Г) зе-леный

Д) о-льха


Спасибо, друзья мои. Мне было интересно с вами работать.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!