СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к сочинению по картине К. Юона "Мартовское солнце"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению по картине К. Юона "Мартовское солнце"»

13.02.2024 8-В РЯ

Тема: Подготовка к сочинению по картине К. Юона Мартовское солнце

1. Орг. момент

2. Проверка ДЗ.

3. Словарный диктант

4. Вступительное слово

- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие. А путешествовать мы будем по репродукции картины К.Ф. Юона «Мартовское солнце». Сегодняшнее путешествие поможет нам в подготовке к контрольному сочинению.

5. Повторение

- Что на нём изображено?

- Из чего состоит сочинение?

- Какой вид сочинения мы будем обсуждать?

6. Работа над темой урока

- Вспомните пословицы, поговорки, загадки о весне. Какие стихотворения о весне вы знаете?

Была белая да седая,

Пришла зелёная, молодая. (Зима и весна.)

Пословицы и поговорки

1. Весна днём красна.

2. Апрель с водой, а май с травой.

3. В марте курица из лужицы напьётся.

4. Весна да осень – на дню погод восемь.

– Ребята, как вы думаете, какова цель нашего урока? (Научиться точно, правдиво и ярко описывать картину, использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях, не делать речевые недочёты и грамматические ошибки в работах)

О художнике К. Ф. Юоне

Константин Федорович Юон (1875–1958) прожил долгую и внешне вполне благополучную жизнь. Он был счастлив в семье, признан в творческой среде. Это художник многогранного дарования – живописец, график, театральный декоратор, педагог, искусствовед, художественный критик, публицист.

«Счастье художника-живописца, лучшее его счастье всегда живет рядом с ним и вокруг него», – писал Юон. И до конца своих дней он жил с желанием дарить это счастье другим. Его работы по-настоящему удивляют свежестью взгляда и живописным темпераментом, говорят о неувядающей наблюдательности, ярком эмоциональном восприятии природы.

Художник очень любил среднерусскую природу, поэтому его полотна отличаются поэтичностью и жизнерадостностью. Но больше всего Юон любил изображать конец зимы, начало весны, радостное пробуждение природы от зимнего сна. Нежное голубое небо, голубовато-розовый снег, яркое весеннее солнце, сказочно-волшебное убранство зимнего леса – всё это предстаёт на полотнах К. Ф. Юона.

Беседа по картине.

– Каково общее впечатление от пейзажа, грустное или радостное?

– Какие чувства, желания рождает пейзаж?

– Приходилось ли вам наблюдать нечто подобное?

– Каков, по-вашему, замысел художника? О чём эта картина?

– Почему она названа «Мартовское солнце»?

– Как рисунок переднего плана раскрывает основную мысль художника?

– Какова роль освещения на переднем плане?

– Что, по-вашему, больше всего нравится художнику на переднем плане?

– Ребята, а как выглядит снег на переднем плане картины Юона?

– А можно сказать, что снег перламутровый? Обратимся за помощью к лингвисту.

Словарь: Перламутровый – серебристо-розовый, напоминающий окраску перламутра

Перламутр – твёрдый внутренний слой раковин некоторых моллюсков

– Ребята, каким изобразил художник небо?

 – Обратите внимание на фон неба. Какого он цвета? (Фон неба лазурный.)

Словарь: лазурь – светло-синий цвет.

– Составьте предложение.

7. Практическая работа по теме

Упражнение 1. Подберём синонимы к словам. (Работа в группах)

Художник – живописец, мастер кисти, пейзажист.

Картина – полотно, репродукция.

(Картина) чудесная – замечательная, прекрасная.

Создаёт – пишет (но не описывает и не рисует). Блестит – искрится, сияет, сверкает.

(Небо) голубое – лазоревое, светло-синее, лазурное.

(Берёзки) стройные – статные. (Настроение) праздничное – доброе, жизнерадостное.

Упражнение 2. Можно ли при описании картины воспользоваться следующими образами? Объясните, почему нельзя? Доказать или опровергнуть.

Снег, как цветной ковёр; белоснежный ковёр.

Физкульминутка

Упражнение 3. Укажите, в каких случаях будет уместно использовать переносный смысл, ввести олицетворение?

Снег играет, солнце льёт свет, задумчивые берёзки, суровая зима.

Упражнение 4. Чтение текста и добавление эпитетов. Чтение текст и стилистическая правка. Совершенствование написанного. (Работа в группах)

Обращаем внимание на то, что текст очень обедняет картину. Это объясняет тем, что в нём почти нет прилагательных, которые указывают на признаки изображённых предметов. Но данное описание картины можно сделать более полным и ярким, если обогатить текст определёнными словами, называющими признаки изображённых предметов и действий. Ваша задача – распространить текст за счёт определений (прилагательных), но так, чтобы употреблённые слова соответствовали изображённому на картине, чтобы определения были яркими, образными и выразительными.

К.Ф. Юон больше всего любил изображать на своих полотнах (русскую весеннюю) природу. Наступлению весны он посвятил картину «Мартовское солнце», на которой изображён (предвесенний) пейзаж. Художник выбрал (праздничное) сочетание красок, чтобы передать (весеннее, праздничное) настроение, царящее в природе.

(Зимний солнечный) день. Воздух (тихий, тёплый, прозрачный, голубой). Небо нежное, всё светится, переливается (розовым, голубоватым). На картине не изображено солнце, но мы чувствуем (золотистый, солнечный) свет на (тонких, стройных, статных, белоствольных, задумчивых) берёзках, на брёвнах (деревенских) изб. Стволы (высоких) тополей окрасило (золотистым) цветом. Они выделяются на (ярко-голубом) фоне неба. Но более всего на переднем плане картины нас привлекает снег. Он как бы впитал в себя все краски неба и отсвечивает перламутровыми оттенками (розового, голубого, зелёного, бирюзового, лазоревого), как морская раковина.

(Утреннее) солнце слепит глаза. Фигуры людей на лошадях вписываются в (весенний) пейзаж, придают ему дополнительный смысл. Можно рассматривать картину как жанровую сценку. Весело ехать по (последнему) снегу на лошадях! Всё радуется весне: и деревья, раскинувшие ветви на (лазурном) фоне неба, и животные, и люди. Обращают на себя внимание детали, подчеркивающие начало весны: (осевший) снег, испещрённый следами, (лёгкие, сиреневые) облака, (свободные) позы всадников, тени на (лазоревом) снегу.

Всем нравится эта (чудесная, замечательная, прекрасная) картина. Она создаёт (весеннее, праздничное) настроение. Художник хорошо показал конец (долгой, суровой) зимы.


8. Рефлексия

9. ДЗ. Подготовить черновик с сочинением по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце»