Урок русского языка - 4 класс
(УМКА «Перспективная начальная школа)
Учитель: Шамрай Татьяна Александрлвна
Тема: Разноспрягаемые глаголы БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ.
Цели:
- познакомить детей с особенностями спряжения глаголов бежать и хотеть,
- обратить внимание на правильность употребления форм этих глаголов в речи,
- воспитывать интерес к предмету; закреплять правописание безударных личных окончаний глаголов и уметь определять их спряжение;
Ход урока:
Вступление. А) Организационный момент.
У: Повернитесь, поздоровайтесь и улыбнитесь. Надеюсь, что сегодняшний урок будет для вас и меня интересным, полезным. Думаю, что вы будете внимательными и наблюдательными , способны слушать и слышать учителя. Проверим? Урок русского языка проведем под девизом (читаем вместе). Девиз: «Ясность – главное достоинство речи» СЛАЙД 1
У: Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей)
У: Помните, сначала думайте – потом говорите и не забывайте о том, что мы учимся этому каждый день.
У: Оценивать будете сегодня себя сами. Познакомьтесь с листом самооценки. (Приложение 1) Есть ли вопросы?
Б). Психологический настрой: Слайд №2, 3,4
2. Актуализация опорных знаний
У. - По какой теме мы с вами в последнее время работаем?
У: Как вы думаете, почему мы вновь заговорили о спряжении глаголов? (Ответы детей)
У: Верно! Мы действительно продолжим изучать глаголы. ТЕМА УРОКА
У: Растолкуйте значение слова «разноспрягаемые». Сложное слово, два корня (разн, спряг) (Ответы детей)
Самостоятельная работа (по вариантам)
У: Проспрягайте глаголы 1вариант – ЗНАТЬ; 2 вариант – ХРАНИТЬ.
Проверка. У: 1 вариант читает только личные окончания своего глагола, а 2 вариант – своего глагола.
Оцените себя
3. Работа над изучением нового материала
- Надо проспрягать глаголы бежать и хотеть ( три ученика выходят к доске и выполняют данную работу : 1-ый уч. –в первую колонку пишет лицо и местоимения ; 2-ой ученик – спрягает глагол бежать; 3-ий ученик – спрягает глагол хотеть )
Постановка проблемы.
- Выделите окончания глаголов .
-Где возникло затруднение?
- Почему оно возникло?
- Что же мы видим? ( Ударные окончания )
- Какое же это спряжение?
4. Тема урока. Разноспрягаемые глаголы (Слайд 1)
Цель. Познакомить вас с разноспрягаемыми глаголами.
У: Откройте Обратный словарь на -ать, а потом на -еть. Найдите глаголы, напечатанные крупными буквами и выделенные жирным шрифтом. Сколько глаголов? Их два. Запишите в тетрадь. (Бежать, хотеть) (Слайд 2)
Это особенные глаголы которые и называются разноспрягаемыми. Давайте вместе посмотрим, как они спрягаются. Стр 131 учебника, таблица.
Я бегу, хочу
Ты бежишь, хочешь
Он бежит, хочет
Мы бежим, хотим
Вы бежите, хотите
Они бегут, хотят
У: Посмотрите на личные окончания глагола «БЕЖАТЬ».
Внешняя интрига
Миша утверждает, что все личные окончания глагола «БЕЖАТЬ» ударные, значит запоминать ничего не придется.
Маша предлагает присмотреться внимательнее и запомнить формы глагола, ведь глагол называется разноспрягаемым, 1 форма у глагола чужая. Поясните Мише, о какой форме глагола думала Маша? (Ответы детей)
У: А когда Миша увидел формы глагола «ХОТЕТЬ», он сказал: «А вот у глагола «хотеть» все напополам! Следует запомнить, что в единственном числе... Кто сможет продолжить ход Мишиного рассуждения? (Ответы детей)
– В ед. ч. он спрягается, как глаголы 1 спр., а вот во мн. ч., как глаголы 2 спр.)
У: Причем, какие формы не вызовут затруднения при письме?
Д: Формы Мн. Ч., так как под ударением.
5. Определение целей детьми
У: Какую цель каждый должен поставить перед собой, чтобы усвоить разноспрягаемые глаголы?
Д: Запомнить безударные личные окончания разноспрягаемых глаголов в единственном числе, формы разноспрягаемых глаголов и уметь употреблять их в речи.
У: Еще раз сделаем вывод – воспользуемся подсказкой Мыши на стр. 133. Прочитаем правило.
Глаголы БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ – РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ. Глагол ХОТЕТЬ в ед. ч. изменяется по первому спряжению.
6. Проблемный вопрос
У: Как ты думаешь, глаголы, образованные от глагола ХОТЕТЬ приставочным способом, тоже разноспрягаемые? (Ответы детей)
7. Первичное закрепление. Самостоятельная работа
Цель: отработать навык правописания разноспрягаемых глаголов, используя практические методы.
У: Точный ответ получите, когда выполните упр. 100 на стр. 134
Прочитайте задание. Расскажите алгоритм выполнения упражнения.
Какой ответ получили о родственных разноспрягаемых глаголах?
Д: Глаголы, образованные приставочным способом всегда сохраняют спряжение глаголов-родителей. (Подчеркни букву е в окончаниях)
(Упражнение выполняем самостоятельно в тетрадях и на доске.)
8. Динамическая пауза
Цель: дать возможность учащимся отдохнуть и переключиться на следующий вид деятельности.
9. Закрепление нового материала
11. Рефлексия урока. (Слайд 8)
Цель: метод контроля и усвоения знаний позволит каждому ученику оценить себя.
У: Поставьте отметку. (Ученики подсчитывают количество баллов и выставляют отметку в лист самооценки).
У: Чему учились на уроке?
У: Что нового узнали?
У: Кто достиг цели?
У: Кто оценил свою работу на «5»? «4»?
У: Над чем еще стоит поработать, чтобы повысить свои знания?
12. Домашнее задание (Слайд 9)
Стр.133 прав, упр.101.