Урок: русский язык
Класс:3
Тема: «Склонение имён прилагательных женского рода».
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся изменять имена прилагательные женского рода по падежным вопросам, правильно писать безударные окончания прилагательных, тренировать умение устанавливать связь имён прилагательных с именами существительными ;
устанавливать языковые схемы, анализировать и наблюдать языковые явления, работать в парах
Оборудование: презентация, карточки с текстом, учебник, листочки для синквейна
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел опять звонок.
Ты готов начать урок?
Прилагательные ждут.
Их склонять тебя зовут.
2.Минутка чистописания
-- К нам пришла гостья. А кто она, вы узнаете, если выполните задание.
-- Прочитайте загадку, вставляя пропущенные окончания.
СЛАЙД 1 (1щелчок)
Окраской – сероват…,
Повадкой – вороват…,
Крикунья хрипловат…,
Известн… персона.
Кто это?
СЛАЙЛ 1 (2 щелчок) (ВОРОНА)
--Какие окончания вставили?
--Почему вы вставили в данные слова окончания – АЯ?
Дети : Прилагательные Ж.Р., ед.ч, Им.п.
-- Только ли окончание – АЯ у прилагательных в Ж.роде, ед.числа, в Им. падеже?
--Пропишите строку сочетаний .
АЯ ЯЯ АЯ ЯЯ
-- Выпишите из загадки имена прилагательные, выделяя окончание.
СЕРОВАТАЯ, ВОРОВАТАЯ, ХРИПЛОВАТАЯ, ИЗВЕСТНАЯ.
3. Словарная работа
-- Я буду диктовать сочетания слов, а вы будете заменять их именами прилагательными.
1. Сок из моркови –МОРКОВНЫЙ
2.Джем из яблок – ЯБЛОЧНЫЙ
3.День в феврале – ФЕВРАЛЬСКИЙ
4.Газета для учителей - УЧИТЕЛЬСКАЯ
5.Суп из овощей - ОВОЩНОЙ
6.Кисель из молока – МОЛОЧНЫЙ
СЛАЙД 2 ( 1 щелчок)
-- Определите окончание прилагательных и род
-- Напомните, как определить род прилагательного?
--Какое слово лишнее и почему?
4. Актуализация ранее изученного материала
-- Что общего у имени существительного и имени прилагательного?
Дети: Изменяются по числам, родам и падежам.
-- Как по другому называется изменение прилагательных по вопросам или падежам?
Дети: Склонение.
-- Что нам помогает определить падеж прилагательного?
Дети: Имя существительное.
5. Постановка темы и цели урока
-- На уроке мы будем упражняться в склонении имён прилагательных, определённого рода и падежа.
--Как вы думаете, какого рода прилагательные мы будем склонять, опираясь на начальные этапы урока.
Дети: Это прилагательные Женского рода в Им. падеже. Так как мы прописывали окончания этих прилагательных и нашли в словарной работе лишнее прилагательное Ж.Р. в ед.ч., в Им.падеже.
СЛАЙД 3 (3 щелчка по очереди)
--А какая часть речи Нам будет помогать?
Дети: Имя существительное.
6. Работа над темой урока
а) Работа с текстом
--У каждого из вас на столе лежит текс. Прочитайте его. СЛАЙД 4 (1 щелчок)
О суровой зимней стуже.
Недавно стояла суровая зимняя стужа. Многие пернатые не перенося суровой зимней стужи. Мы помогаем птицам переносить суровую зимнюю стужу. Перед суровой зимней стужей бурые медведи залегают в берлоги. Животные севера привыкли к суровой зимней стуже. Многие из них будут помнить о суровой зимней стуже.
-- Какое словосочетание повторяется в тексте несколько раз?
-- Выпишите его с вопросами.
(1 ученик у доски)
(Что?) стужа (какая?) суровая, зимняя
(Чего?) стужи (какой?) суровой, зимней
(Что?) стужу (какую?) суровую, зимнюю
(Чем?) стужей (какой?) суровой, зимней
(Чему?) стуже (какой?) суровой, зимней
(О чём?) о стуже ( какой?) суровой, зимней
--Выделите окончание прилагательных, укажите род, число, падеж
(1 ученик у доски продолжает работать)
ФИЗМИНУТКА
На болоте две подружки
Две зелёные лягушки.
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали.
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкульт ПРИВЕТ!
б) Составление таблицы « Окончания имён прилагательных в женском роде»
СЛАЙД 5 (1-ый щелчок)
-- Опираясь на проделанную работу, ответьте на вопросы:
1. На какой вопрос и какие окончания имеют прилагательные женского рода, ед. числа, в Им. падеже? (-ая, -яя)
2. На какой вопрос и какие окончания имеют прилагательные женского рода, ед. числа, в Р. падеже? (-ой, -ей)
3. На какой вопрос и какие окончания имеют прилагательные женского рода, ед. числа, в Д.. падеже? (-ой, -ей)
4. На какой вопрос и какие окончания имеют прилагательные женского рода, ед. числа, в В. падеже? (-ую, -юю)
5. На какой вопрос и какие окончания имеют прилагательные женского рода, ед. числа, в Т. падеже? (-ой, -ей)
6. На какой вопрос и какие окончания имеют прилагательные женского рода, ед. числа, в П. падеже? (-ой, -ей)
СЛАЙД 5 (2 –ой щелчок)
в) Отвечаем на вопросы по таблице
--В каких падежах имена прилагательные в Ж.роде отвечают на одинаковый вопрос?
Дети: в Р., Д., Т., П.
--В каких падежах они имеют одинаковые окончания?
Дети: в Р., Д., Т., П.
--Что вы можете сказать о написании окончаний прилагательных Ж.рода с мягкой и твёрдой основой?
Дети: В окончании прилагательных с твёрдой основой пишется гласная –О-, а в окончании прилагательных с мягкой основой пишется гласная –Е
г) Упражнение №57, стр.129
-- Прочитайте 1 предложение.
СЛАЙД 6 (1 щелчок)
-- Укажите род, число, падеж прилагательных.
--Прежде чем выполнить что надо вспомнить?
Дети: Памятку
СЛАЙД 6 (5 щелчков подряд)
Запись трёх с\с из 2 предложений.
7. Итог урока
-- Сейчас мы подведём итоги.
СЛАЙД 7
--У вас на столах лежат листочки. Я хотела бы узнать ваше впечатление об уроке.
СЛАЙД 7 (1 щелчок, дети записывают) Всего 5 щелчков.
--На первой строке запишите существительное – УРОК.
________________________________________________
-- На второй строке запишите 2 прилагательных, которые характеризуют урок.
Какой он?
________________________________________________
-- На третьей строке запишите 3 глагола, которые обозначают действия урока.
Что урок дал вам?
_________________________________________________
-- На четвёртой строке запишите почему вы подобрали данные прилагательные и глаголу к слову урок. Начиная со слов: Потому что…
_________________________________________________
-- На пятой строке напишите, когда и где вам могут помочь знания, полученные на этом уроке. Начиная со слов: Эта тема мне может пригодиться…
_________________________________________________
( Зачитывают 2-3 человека)
8. Домашнее задание
Стр. 129, упр.58, выучить падежные окончания имён прилагательных женского рода.