Урок №22.
Тема:
Урок развития речи №30.
Интервью-жанр публицистики.
Задачи: сегодня на уроке мы познакомимся с еще одни жанром публицистики – интервью, рассмотрим его особенности и попробуем, представив себя журналистами, сами поработать в этом жанре.
Итак, что же такое интервью? Запишите в тетради термин и его определение. Интервью (англ. Interview: между; взгляд, точка зрения) – это жанр публицистики, в котором происходит обмен мнениями, взглядами, фактами, записанный в виде диалога.
Человек, который берет интервью, называется интервьюер. Человек, который дает интервью, называется интервьюируемый. Интервьюировать - брать интервью.
Композиция интервью (Записать в тетрадь!):
Вступление (представление собеседника);
Основная часть (беседа журналиста с тем человеком, у которого берется интервью);
Заключительная часть (планы на будущее, пожелания, прощание журналиста с собеседником).
Интервью обязательно предполагает перечень вопросов, которые журналист будет задавать собеседнику, а собеседник будет на них отвечать. Значит, к какой форме чаще всего строится интервью, это монолог или диалогическая речь? Конечно, это диалог. Чтобы построить этот диалог, нужно очень большое мастерство журналиста, которое проявляется в умении грамотно построить беседу, быть заинтересованным в ответе своего собеседника. Важно, чтобы было интересно не только журналисту, но тому, кто отвечает на вопросы. («эффект завораживания»)
Задание. Ниже даются три текста. Вы должны определить, какой текст написан в жанре интервью и привести аргументы, почему вы так считаете, а также объяснить, почему два других текста не являются интервью.
Текст №1
Лейтенант посмотрел на мальчонку, улыбнулся:
- Звать-то тебя как?
- Меня-то? Ваня.
- Просто Ваня? – удивился офицер.
- Ваня Солнцев, – поправился мальчик.
- Пастушок?
- Да, - мальчик радостно кивнул.
(Валентин Катаев «Сын полка»)
Текст №2
Паровоз… Это наша история.
Совсем недавно в журнале «Наука и жизнь» была опубликована статья «О международном положении паровоза». Ее автор – научный сотрудник Института истории естествознания и техники Николай Петрович Семенов. Всю свою жизнь он посвятил изучению истории железнодорожного транспорта. Сегодня он у нас в гостях и любезно согласился ответить на вопросы.
- Николай Петрович, я уверен, не все знают, когда появился первый паровоз.
- Более двухсот лет назад русский мастер Ползунов и англичанин Уатт изобрели первые паровые машины, которые и стали праобразом первого локомотива.
- А как они были устроены?
- Все просто: горят дрова или уголь в топке – кипит вода в котле – толкает поршни, а те вертят через особый рычаг колесо.
- Это и был двигатель?
- Да, такой двигатель был сильнее целого табуна лошадей!
- Удачным изобретением оказалась дымная и шумная железная дорога?
- Еще бы! Если на лошадях, скажем, из Москвы в Петербург приходилось добираться целую неделю, то первый поезд в 1837 году прошел этот путь всего за сутки.
- Можно ли встретить паровозы сегодня?
- Разве что в музее. Они сильно дымили, много воды и топлива требовали, чересчур тяжелыми были.
- Когда паровозы сменились электропоездами?
- Вы не поверите! До 1956 года электропоездов не было.
- Спасибо, Николай Петрович, за интересные сведения о прадедушке современного электровоза и, надеюсь, в следующий раз мы поговорим о самых быстроходных железнодорожных машинах.
Текст №3
Новый город Братск
Братск, образованный в 1955 году, вырос в связи со строительством Братской ГЭС. Раньше в селе было лишь несколько десятков деревянных домов. Его жители занимались рыбной ловлей на Ангаре, пахали земли в долинах рек, охотились на медведей, заготавливали кедровые орехи в тайге. Связь с внешним миром поддерживалась летом пароходом, приходившим через два дня, а зимой – случайными автомашинами, приезжавшими из Тулуна.
Удивительно изменился город за 45 лет! От старого села ничего не осталось. Это место затоплено водами Братского моря. Новый Братск – современный город с кварталами многоэтажных домов, проспектами, гостиницами, театрами.
(В. Московских, первостроитель Братска)
Домашнее задание. Написать небольшое сочинение в жанре интервью на тему «Любимый фильм моих родителей о Великой Отечественной войне» (расспросите своих родителей об их любимом фильме). Фотографируете или сканируете свою работу и присылаете мне на электронную почту или социальную сеть «Вконтакте» не позднее 18:00 следующего дня! Это обязательно!
Желаю успехов!