Тема урока: Правописание безударных окончаний имен существительных 1 склонения. Закрепление
Цель урока: формирование умений безударных окончаний имен существительных 1 склонения
Дидактические: Писать аккуратно разборчивым почерком; изменять имена существительные по падежам; применять правила правописания безударного гласного в безударных окончаниях имен существительных 1 склонения проговаривая алгоритм выбора буквы;
Развивающие: способствовать развитию связной речи, вниманию, логическому мышлению; формулировать собственное мнение и позицию; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
Воспитательные: осознавать необходимость русского языка для развития способности мыслить, выдвигать предложения; Устойчивая положительная мотивация; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе
познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма ОУД | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Этап мотивации | Создать готовность школьников к восприятию нового материала, возбуждать мыслительную активность. | Словесный метод (беседа) | -Прозвенел звонок весёлый. Мы начать урок готовы. Будем слушать рассуждать И друг другу помогать. -Здравствуйте, ребята! Анастасия Александровна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. -Ребята, посмотрите на слайд. -Что там написано? (Девиз) -Почитайте его хором Девиз: «Если не лениться, можно многого добиться» -Как вы это понимаете? -Какие мы сегодня с вами будем на уроке? -А зачем нам нужно быть активными на уроке? | Настраиваются на работу | Фронтальная Фронтальная | Слайд 1 (PowerPoint) Слайд(PowerPoint) | Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя | | К: формулировать собственное мнение и позицию П: строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте | Устойчивая положительная мотивация Устойчивая положительная мотивация Устойчивая положительная мотивация |
Этап актуализации и пробного учебного действия | Подготовить мышление учащихся осознаниями потребности к выявлению причин затруднения в собственной деятельности | Словесный метод (беседа) Наглядный (демонстрация) Словесный метод (беседа) Практический метод | Минутка чистописания: -Ребята откройте тетради и запишите сегодняшнее дату,2 марта -Пропишите показ в своей тетраде Если нет : - Сейчас мы с вами проведем орфографическую минутку : -ИНК или -ЕНК Проталинка, башенка, смородинка, сосенка, трещинка, царапинка. Почему ЕНК: -Потому что ЕНК пишется в словах, образованных от слов на –на, -ня. Почему ИНК : Потому что ИНК пишется в словах образованных от слов на –ИНА -От какого слова образовалось данное? -Значит что пишем ИНК или ЕНК? -Молодцы ребята! | Записывают дату Прописывают число Прописывают показ Пишут орфографическую минутку Вспоминают сочетания –ИКН и -ЕНК | Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Индивидуальная | Презентация Powet point Интерактивная доска https://learningapps.org/ | Контроль учителя Самоконтроль Самоконтроль | Писать аккуратно разборчивым почерком Писать аккуратно разборчивым почерком Писать аккуратно разборчивым почерком Писать аккуратно разборчивым почерком Писать аккуратно разборчивым почерком | Р: принимать и сохранять учебную задачу П: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Р: принимать и сохранять учебную задачу П: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Р: принимать и сохранять учебную задачу П: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании |
Этап локализации индивидуальных затруднений | Создать условия для осознания места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. | Словесный метод(беседа) Практический (задание) | - Ребята на слайде у вас слова запишите их в тетрадь и определите склонения : Карточки: Приготовиться к суббот., о смородин., гулять по алле., говорить о лис., вставьте окончание. Запишите словосочетание Как мы правильно определим какое окончание должно быть? -У кого-нибудь возникли затруднения в этом задании ? -Молодцы, что нет затруднений, сегодня мы еще лучше закрепим наши знания.(Или есть затруднения: Ребята , мы сегодня закрепим знания) | Отвечают на вопросы учителя У существительных определяют склонение | Фронтальная | Презентация Powet point | Контроль учителя | писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова; | Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей К: формулировать собственное мнение и позицию | Учебно познавательный ; интерес изучение нового материала |
Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений | Способствовать постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе выбор способов и средств их реализации | Словесный метод(беседа) | -Тогда чем мы с вами будем заниматься ? -Какую цель перед собой мы можем поставить?(Закрепим окончания имен существительных 1-го склонения) -А тема? -А что нам нужно для достижения цели?(План) -Верно. Это план. Давайте вместе его составим. Я попрошу две пары выйти к доске одни составят план на доске вторые на интерактивной доске План: 1) Вспомнить правописание безударных окончаний имен существительных 1-го склонения 2) Сделать вывод 3)Закрепить полученные знания на практике -На столах у вас лежат карточки листы самооценки ,в них вы будете оценивать свою деятельность в течении всего урока | Определяют тему и цель урока Составляют план | Фронтальная Парная индивидуальная | Интерактивная доска Карточки Интерактивный стол Листы самооценки | Контроль учителя Взаимоконтроль Контроль учителя самоконтроль | Формулировать тему и цель урока | Р: принимать и сохранять учебную задачу П: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве К: допускать возможность существования у людей различных точек зрения | бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и пра вил общения; |
Этап реализации построенного проекта | Способствовать осмысленной коррекции учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий | Словесный метод(беседа) Словесный метод(беседа) | -Ребята, какой у нас первый пункт плана?(Вспомнить правописание безударных окончаний 1-го скл имен сущ-ых) Ребята давайте вспомним окончания имен существительных 1-го склонения и опорные слова 1-го склонения. Запишем тетрадь. А двое будут выполнять у доски. Кто желает? -Молодцы, ребята какой пункт плана мы с вами выполнили? ДАВАЙТЕ НЕМНОГО ОТДОХНЕМ Я сейчас буду вам произносить окончания,и вы будете садится на стулья свои тогда,когда услышите падежные окончания имен существительных 1-го склонения: А, ёт,ы,ущ,и,ющ,ей,е -Какой следующий пункт плана ? -Ребята давайте сделаем вывод с вами.(Имена существительные имеют окончания: …. -Что нужно сделать, чтобы правильно написать падежные окончания имен существительных 1 склонения? ) -Молодцы! -Какой мы выполнили пункт плана? | Отвечают на вопросы учителя Склоняют слова Отвечают на вопросы учителя Отвечают на вопросы учителя Отвечают на вопросы учителя | Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная | Презентация Power point Интерактивная доска https://learningapps.org/ физминутка | Контроль учителя Самоконтроль Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя | изменять имена существительные по падежам изменять имена существительные по падежам определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму; определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму применять правила правописания безударного гласного в безударных окончаниях имен существительных 1 склонения проговаривая алгоритм выбора буквы; применять правила правописания безударного гласного в безударных окончаниях имен существительных 1 склонения проговаривая алгоритм выбора буквы; | Р: принимать и сохранять учебную задачу К:корректно и аргументированно высказывать своё мнение; Р: принимать и сохранять учебную задачу К:признавать возможность существования разных точек зрения; Р:устанавливать причины успеха/неудач учебной деятель ности; Р: принимать и сохранять учебную задачу К:корректно и аргументированно высказывать своё мнение; Р: принимать и сохранять учебную задачу К:признавать возможность существования разных точек зрения; Р:устанавливать причины успеха/неудач учебной деятель ности; | Учебно познавательный ; интерес изучение нового материала Учебно познавательный ; интерес изучение нового материала Учебно познавательный ; интерес изучение нового материала Учебно познавательный ; интерес изучение нового материала Учебно познавательный ; интерес изучение нового материала Учебно познавательный ; интерес изучение нового материала Учебно познавательный ; интерес изучение нового материала Учебно познавательный ; интерес изучение нового материала Учебно познавательный ; интерес изучение нового материала |
Этап обобщения затруднений во внешней речи | Способствовать закреплению способов действий вызванных затруднения | Словесный метод(беседа) Практический метод | -Ребята, какой следующий пункт нашего плана? (…………………………..) - Какой следующий? -Откройте учебник на странице 52,упражнения 1 Давайте прочитаем задания, и проговорим это упражнения устно а затем вы выпишите только те словосочетания которые требуются Упр.1 -Почему в данных словах пишется окончание -е Что нового мы узнали, выполняя это упражнение? Ребята посмотрите на доску : Какую гласную вставим? Правильно А -Давайте все вместе произнесем данное слово по слогам(АП- ТЕ- КА) -Сколько слогов?( 3) Давайте поставим ударение, позовем аптеку, на какой слог падает ударение?(На второй) Давайте подберем к этому слову однородные слова: подаптечная, аптекарский , аптекарша, аптекарь , аптечка , аптечный. Умницы! Итак, ребята это словарное слово, и то как оно пишется нужно знать запомнить!!! -Ребята давайте выполним с вами упражнения 2 Прочитайте задания, что нам требуется сделать? | Отвечают на вопросы учителя Выполняют упражнения Выполняют алгоритм словарного слова Выполняют алгоритм словарного слова Выполняют упражнения Выполняют упражнения | Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная | Учебник С.В.Иванов Учебник С.В.Иванов Учебник С.В.Иванов Учебник С.В.Иванов Учебник С.В.Иванов Учебник С.В.Иванов | Контроль учителя Самоконтроль Контроль учителя Самоконтроль Контроль учителя | применять правила правописания безударного гласного в безударных окончаниях имен существительных 1 склонения проговаривая алгоритм выбора буквы; применять правила правописания безударного гласного в безударных окончаниях имен существительных 1 склонения проговаривая алгоритм выбора буквы; применять правила правописания безударного гласного в безударных окончаниях имен существительных 1 склонения проговаривая алгоритм выбора буквы; | Р: принимать и сохранять учебную задачу К:корректно и аргументированно высказывать своё мнение; Р: принимать и сохранять учебную задачу К:признавать возможность существования разных точек зрения; Р:устанавливать причины успеха/неудач учебной деятель ности; Р: принимать и сохранять учебную задачу К:корректно и аргументированно высказывать своё мнение; Р: принимать и сохранять учебную задачу К:признавать возможность существования разных точек зрения; Р:устанавливать причины успеха/неудач учебной деятель ности; | Учебно познавательный ; интерес изучение нового материала Учебно познавательный ; интерес изучение нового материала бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и пра вил общения; |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Переосмысление способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха | Практический метод(самостоятельная работа) | - Ребята на ваших столах лежит карточка на которой тест Выполните его самостоятельно, за это будет оценка. Самостоятельная работа : 1) Просклоняй имена существительные: И.п.- Р.п- Д.п- В.п- Т.п- П.п- Сирень падежные вопросы и окончания этих имён существительных. И.п.- Р.п- Д.п- В.п- Т.п- П.п- 2)Запишите данные слова в родительном падеже: (3б) Сон- Шов- День- падежные вопросы и окончания этих имён существительных. | Решают тест Склоняют имена существительные Записывают слова в родительном падеже | Индивидуальная Индивидуальная | Презентация Powet point Карточки Карточки https://learningapps.org/ | Самоконтроль Самоконтроль Самоконтроль | применять правила правописания безударного гласного в безударных окончаниях имен существительных 1 склонения проговаривая алгоритм выбора буквы; | Р: принимать и сохранять учебную задачу Р: учёт правил в контроле способа решения. планирование своих действий в соответствии с задачей Р: учёт правил в контроле способа решения. планирование своих действий в соответствии с задачей, | развитие самооценки личности , развитие самооценки личности , развитие самооценки личности , развитие самооценки личности ,м развитие самооценки личности , развитие самооценки личности , развитие самооценки личности , |
Этап включения в систему знаний и повторения | Способствовать применению способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление раннее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса | Словесный метод(беседа) | -Какой девиз был в начале урока? -Пополнили ли мы сегодня свои знания? КАРТОЧКА Вставьте окончания: Из черемух.., около деревн.., к учительниц.., на стройк.., в рощ…, из Сибир.., на капельк.., из брусник.., в тундр.., на работ…, к синиц…, возле речк…, нашей молодеж... (Из черемухи, около деревни, к учительнице, на стройке, в роще, из Сибири, на капельке, из брусники, в тундре, на работе, к синице, возле речки, нашей молодежи.) Обменяйтесь тетрадями и давайте проверьте друг друга, а один из вас выйдет (кто сидит один или свою карточку вывести на документ камеру с правильными ответами) | Делают выводы о проделанной работе Отвечают на вопросы учителя | Фронтальная Индивидуальная Парная | Карточка https://learningapps.org/ Документкамера | Контроль учителя Самоконтроль Взаимо контроль | применять правила правописания безударного гласного в безударных окончаниях имен существительных 1 склонения проговаривая алгоритм выбора буквы; | П: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте К: формулировать собственное мнение и позицию | Осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Способствовать осознанию учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности | Словесный метод | -Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Достигли ли мы поставленной цели? А как вы поняли что вы достигли цели? Закрепили мы знания? -Ребята давайте проанализируем ваши листы самооценки | Оценивают собственную деятельность | Индивидуальная | Листы самооценки | Самоконтроль | Соотносить цель и результаты своей деятельности | К: формулировать собственное мнение и позицию | Оценивание своих успехов в изучении русского языка |