СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык. Урок: Речевой этикет. Слова приветствия. Интонация предложений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык. 1 класс Школа 21 века. ТЕМА: РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ: СЛОВА ПРИВЕТСТВИЯ.

ИНТОНАЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ; ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Просмотр содержимого документа
«Русский язык. Урок: Речевой этикет. Слова приветствия. Интонация предложений.»

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ: СЛОВА ПРИВЕТСТВИЯ.

ИНТОНАЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ; ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Педагогические задачи: создать условия для овладения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; научить применению правила постановки знаков препинания в конце предложения; способствовать усвоению приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся безошибочно списывать текст, соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; получат возможность научиться участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - У УД):

Познавательные: общеучебные - овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; уяснение интонационных особенностей восклицательных предложений; понимание текста с опорой на содержащуюся в нем информацию и на интонационное оформление предложений; логические - осуществление анализа этикетных слов и определение ситуаций, в которых они могут быть использованы.

Регулятивные: оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы.

Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий.

Сценарий урока

I. Организационный момент (Л.).

Если ты пришёл к знакомым, Не здоровайся ни с кем. Слов «пожалуйста», «спасибо» Никому не говори. Отвернись и на вопросы Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет Про тебя, что ты болтун.

Г. Остер

  • Это «вредный совет» от Г. Остера. Можно ли им воспользоваться? Почему? (Ответы учащихся.)

  • Вы правильно догадались, что стихи написаны в шутливой форме и следовать им нельзя.

П. Сообщение темы урока, постановка учебной цели и задачи.

Речевое общение (упражнение 1 в учебнике).

  • Прочитайте стихотворение В. Орлова «Добрый день». Почему у мальчика изменилось настроение? (Он встретил волшебника.) Кто догадался, какую цель мы поставим перед собой? (Выяснить, что такое вежливость, доброта, ответить на вопросы: «Как и с кем нужно здороваться?», «Какие слова надо произносить при встрече?».)

III. «Открытие» новых знаний.

1. Работа по учебнику.

  • В народе живёт замечательная пословица: «Доброе слово и кошке приятно». Попробуйте объяснить её смысл.

Речевое общение (упражнение 2).

  • Прочитайте стихотворение О. Дриза «Добрые слова». Какие слова автор называет добрыми?

  • Добрые слова ещё называют «волшебными». Как вы думаете почему? Какие ещё добрые слова вам известны? Что они означают?

  • Много тёплых, добрых слов в нашей речи. Доброе слово может приободрить, развеселить, вселить уверенность, согреть душу, рассеять плохое настроение. Но только ли добрые слова нужны людям? (Не только слова, но и дела должны быть добрыми.)

Спроси у жизни строгой, Какой идти дорогой, Куда по свету белому Отправиться с утра. Как путь бы ни был долог,

Иди, мой друг, всегда Дорогою добра.

Ю. Энтин

Словарно-орфографическая работа. Куда бежит - сама не знает, В степи ровна, в лесу плутает, Споткнётся у порога. Что это? (Дорога.)

  • Прочитайте орфографически правильно это слово. Это слово словарное, его написание надо запомнить.

Исторически слово «дорога» оказывается родственным словам «деревня», «дерево». Вам интересно почему? Где найти объяснение?

  • Объясните пословицу «Знайка дорожкой бежит, а незнайка на печке лежит» (К.).

  • Какие значения есть у слова «дорога»?

Подумайте только, как много Значений у слова «дорога». Дорогой зовут автостраду, И тропку, бегущую рядом, И шлях, что лежит на равнине, И путь каравана в пустыне, И шаг альпиниста по круче К вершине, упрятанной в тучах. И след корабля над волнами, И синие выси над нами... И вот уж пополнилось новым Значеньем привычное слово. Представьте: готова ракета К прыжку на другую планету, Прощаясь с её экипажем, Стоящим у звёзд на пороге, Мы просто и буднично скажем: - До встречи! Счастливой дороги! Подумайте только: как много Значений у слова «дорога».

В. Остен

Речевое общение (упражнение 3) (К.).

  • Прочитайте слова приветствия. Когда и с кем можно так здороваться? Какие слова лучше не употреблять совсем? (Дети должны первыми здороваться со взрослыми. В школе надо здороваться со всеми взрослыми. Невежливо приветствовать издалека. Надо подойти поближе и поздороваться.)

  • Какие знаки препинания стоят в конце слов приветствия? Как вы думаете почему? Прочитайте сведения о языке - «Обрати внимание».

  • Что такое интонация?

♦ Рубрика «Хочу все знать» (П.).

Работу голоса, его усиление, повышение и понижение ученые назвали научным словом «интонация».

Предложение мы всегда произносим с какой-то интонацией, а его конец - с интонацией конца мысли. Чаще всего это небольшое понижение голоса, этим мы показываем, что мысль завершена. В предложении мы выражаем мысль, чувства, о чём- то и что-то сообщаем, спрашиваем.

  • Как надо произносить предложение, если в конце его стоит восклицательный знак? (Произносить надо бодро, торжественно, восторженно.) Приведите примеры.

  • Продолжаем выяснять, как устроен наш язык (упражнение 4). Какими словами приветствия можно обратиться к взрослому? Запишите.

  • Определите, о каком знаке препинания эта загадка.

Ребята! В предложениях Стою я для того, Чтоб выразить волнение, Тревогу, восхищение, Победу, торжество! Не зря я от рождения Противник тишины! Где я, те предложения С особым выражением Произнести должны.

(Восклицательный знак.)

А. Тетивкин

  • Почему вы поставили восклицательный знак в конце слов приветствия?

  • Прочитайте пословицу в упражнении 5. Как вы понимаете её смысл? Запишите.

^^Физкультминутка (Л.)

2. Работа в тетради «Русский язык».

В красном переплёте - самая красивая. В синем переплёте - самая весёлая. Книжка в жёлтом переплёте - самая забавная, А совсем без переплёта - самая любимая. Мне читать её охота, хоть она без переплёта.

Р. Сеф

  • Расскажите о своих любимых книгах, назовите автора (К.).

КНИЖКА ПРО КНИЖКИ У Скворцова Гришки Жили-были книжки - Грязные, лохматые, Рваные, горбатые, Без конца и без начала, Переплёты - как мочала, На листах - каракули. Книжки горько плакали.

С. Маршак

  • Книги, а точнее литературные герои, помогут нам сегодня на уроке.

Чистописание (Р.).

Пальчиковая гимнастика

Упражнение в парах (Р. + К.).

Мы сплели большие пальцы, А теперь начнем тянуть, Чтоб победы нам добиться, Надо сделать что-нибудь.

Указательные пальцы Мы сплетём сейчас ловчей. Будем мы соревноваться И узнаем, кто сильней.

Пальцы средние сплетём И к себе тянуть начнём. Каждый хочет сильным быть, Чтобы честно победить.

Безымянные борцы - Настоящие бойцы! Нам теперь решить придётся: Лучше может кто бороться?

Наши пальчики сцепились, И в борьбу они вступили - Как хотят мизинцы тоже На братишек быть похожи!

Учащиеся сгибают поочерёдно пачьцы правой руки и начг чают тянуть каждый в свою сторону. Затем меняют руки.

Упражнение 1 «Дорисуй», с. 8.

- Кто-кто в книжке живёт? Отгадай загадки:

Она и красива, она и мила, А имя ей дали от слова «зола».

(Золушка.)

Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, И однажды бегемота Вытащил он из болота.

(Айболит.)

С книжкою шагает в школу Деревянный мальчуган. Попадает вместо школы В деревянный балаган. Как зовется эта книжка? Как зовется гот мальчишка?

(Буратино.)

Друзья, открою вам секрет: Мне без варенья жизни нет. Для здоровья и веселья Ем печенье, ем варенье.

(Карлсон.)

Упражнение 2 «Напиши красиво», с. 8.

  • Вежливые люди всегда при встрече желают друг другу самого главного - здоровья. Они говорят: «Здравствуйте!», что значит: «Желаю вам здоровья».

  • Что вам известно о предложении? (Выражает законченную мысль; в устной речи предложение отделяется от другого при помощи паузы и интонации, на письме - знаками препинания; бывают разные по цели высказывания.)

Слайд «Опорная таблица» (П.).

Предложения

сообщение вопрос просьба, приказ,

восклицание

Ты съел пирог. Ты съел пирог? Ты съел пирог!

(спокойно, (удивление) (бодро, торжественно, утвердительно) восторженно)

  • Прочитайте задания, которые предстоит выполнить. Какие знания и умения вам понадобятся? (Р.)

Просмотр фрагмента из м/ф «Золушка».

  • Какую работу выполняла Золушка?

  • Прочитайте задание, которое Золушка приготовила для вас.

Самостоятельная работа (упражнение 3, с. 9).

  • Какое слово вы выбрали? (Привет.)

  • Почему не подходят другие слова?

  • Скажите все вместе: «Привет!».

Просмотр фрагмента из м/ф «Малыш и Карлсон».

  • Кому можно говорить «привет»?

  • Как Карлсон разговаривал с Малышом? А как с домоправительницей?

  • Рассмотрите рисунки на с. 9. Попробуйте их озвучить. Как бы вы поздоровались?

  • Прочитайте задание Карлсона. Выполните самостоятельно.

Самостоятельная работа (упражнение4).

  • Какие приветствия вы вписали?

Просмотр фрагмента из м/ф «Доктор Айболит».

  • Каким животным помог Айболит? А вы помогите сороке и волку.

Работа в парах (упражнение 5, с. 10) (К.).

  • Поставьте знаки препинания в конце предложений и подготовьте выразительное чтение по ролям. Как обозначается цель высказывания на письме? (Знаками препинания.)

  • А как в устной речи? (С помощью интонации.)

  • Какая бывает интонация?

Выразительное чтение (К.).

Просмотр фрагмента из м/ф «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

  • Какое предложение диктовала Мальвина? Смог ли Буратино его написать? Почему?

  • Прочитайте предложения, которые вы должны написать. Что нужно вспомнить, чтобы выполнить задание правильно? Расскажите порядок действий при списывании.

  • Какие знаки препинания стоят в конце списанных предложений? Как их надо читать?

Я маковой крупинкой упала на тропинку, Остановила вас - закончила рассказ.

(Точка.)

IV. Итог урока.

  • Герои сказок остались довольны вашей работой. Разные книги в библиотеке живут: короткие и длинные, новые, старинные и даже иностранные; серьёзные, учебные, весёлые, волшебные; про море и про лес, с картинками и без.