РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ: СЛОВА ПРИВЕТСТВИЯ.
ИНТОНАЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ; ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Педагогические задачи: создать условия для овладения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; научить применению правила постановки знаков препинания в конце предложения; способствовать усвоению приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся безошибочно списывать текст, соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; получат возможность научиться участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - У УД):
Познавательные: общеучебные - овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; уяснение интонационных особенностей восклицательных предложений; понимание текста с опорой на содержащуюся в нем информацию и на интонационное оформление предложений; логические - осуществление анализа этикетных слов и определение ситуаций, в которых они могут быть использованы.
Регулятивные: оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.
Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы.
Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий.
Сценарий урока
I. Организационный момент (Л.).
Если ты пришёл к знакомым, Не здоровайся ни с кем. Слов «пожалуйста», «спасибо» Никому не говори. Отвернись и на вопросы Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет Про тебя, что ты болтун.
Г. Остер
Это «вредный совет» от Г. Остера. Можно ли им воспользоваться? Почему? (Ответы учащихся.)
Вы правильно догадались, что стихи написаны в шутливой форме и следовать им нельзя.
П. Сообщение темы урока, постановка учебной цели и задачи.
Речевое общение (упражнение 1 в учебнике).
Прочитайте стихотворение В. Орлова «Добрый день». Почему у мальчика изменилось настроение? (Он встретил волшебника.) Кто догадался, какую цель мы поставим перед собой? (Выяснить, что такое вежливость, доброта, ответить на вопросы: «Как и с кем нужно здороваться?», «Какие слова надо произносить при встрече?».)
III. «Открытие» новых знаний.
1. Работа по учебнику.
Речевое общение (упражнение 2).
Прочитайте стихотворение О. Дриза «Добрые слова». Какие слова автор называет добрыми?
Добрые слова ещё называют «волшебными». Как вы думаете почему? Какие ещё добрые слова вам известны? Что они означают?
Много тёплых, добрых слов в нашей речи. Доброе слово может приободрить, развеселить, вселить уверенность, согреть душу, рассеять плохое настроение. Но только ли добрые слова нужны людям? (Не только слова, но и дела должны быть добрыми.)
Спроси у жизни строгой, Какой идти дорогой, Куда по свету белому Отправиться с утра. Как путь бы ни был долог,
Иди, мой друг, всегда Дорогою добра.
Ю. Энтин
Словарно-орфографическая работа. Куда бежит - сама не знает, В степи ровна, в лесу плутает, Споткнётся у порога. Что это? (Дорога.)
Исторически слово «дорога» оказывается родственным словам «деревня», «дерево». Вам интересно почему? Где найти объяснение?
Объясните пословицу «Знайка дорожкой бежит, а незнайка на печке лежит» (К.).
Какие значения есть у слова «дорога»?
Подумайте только, как много Значений у слова «дорога». Дорогой зовут автостраду, И тропку, бегущую рядом, И шлях, что лежит на равнине, И путь каравана в пустыне, И шаг альпиниста по круче К вершине, упрятанной в тучах. И след корабля над волнами, И синие выси над нами... И вот уж пополнилось новым Значеньем привычное слово. Представьте: готова ракета К прыжку на другую планету, Прощаясь с её экипажем, Стоящим у звёзд на пороге, Мы просто и буднично скажем: - До встречи! Счастливой дороги! Подумайте только: как много Значений у слова «дорога».
В. Остен
Речевое общение (упражнение 3) (К.).
Прочитайте слова приветствия. Когда и с кем можно так здороваться? Какие слова лучше не употреблять совсем? (Дети должны первыми здороваться со взрослыми. В школе надо здороваться со всеми взрослыми. Невежливо приветствовать издалека. Надо подойти поближе и поздороваться.)
Какие знаки препинания стоят в конце слов приветствия? Как вы думаете почему? Прочитайте сведения о языке - «Обрати внимание».
Что такое интонация?
♦ Рубрика «Хочу все знать» (П.).
Работу голоса, его усиление, повышение и понижение ученые назвали научным словом «интонация».
Предложение мы всегда произносим с какой-то интонацией, а его конец - с интонацией конца мысли. Чаще всего это небольшое понижение голоса, этим мы показываем, что мысль завершена. В предложении мы выражаем мысль, чувства, о чём- то и что-то сообщаем, спрашиваем.
Как надо произносить предложение, если в конце его стоит восклицательный знак? (Произносить надо бодро, торжественно, восторженно.) Приведите примеры.
Продолжаем выяснять, как устроен наш язык (упражнение 4). Какими словами приветствия можно обратиться к взрослому? Запишите.
Определите, о каком знаке препинания эта загадка.
Ребята! В предложениях Стою я для того, Чтоб выразить волнение, Тревогу, восхищение, Победу, торжество! Не зря я от рождения Противник тишины! Где я, те предложения С особым выражением Произнести должны.
(Восклицательный знак.)
А. Тетивкин
^^Физкультминутка (Л.)
2. Работа в тетради «Русский язык».
В красном переплёте - самая красивая. В синем переплёте - самая весёлая. Книжка в жёлтом переплёте - самая забавная, А совсем без переплёта - самая любимая. Мне читать её охота, хоть она без переплёта.
Р. Сеф
КНИЖКА ПРО КНИЖКИ У Скворцова Гришки Жили-были книжки - Грязные, лохматые, Рваные, горбатые, Без конца и без начала, Переплёты - как мочала, На листах - каракули. Книжки горько плакали.
С. Маршак
Чистописание (Р.).
Пальчиковая гимнастика
Упражнение в парах (Р. + К.).
Мы сплели большие пальцы, А теперь начнем тянуть, Чтоб победы нам добиться, Надо сделать что-нибудь.
Указательные пальцы Мы сплетём сейчас ловчей. Будем мы соревноваться И узнаем, кто сильней.
Пальцы средние сплетём И к себе тянуть начнём. Каждый хочет сильным быть, Чтобы честно победить.
Безымянные борцы - Настоящие бойцы! Нам теперь решить придётся: Лучше может кто бороться?
Наши пальчики сцепились, И в борьбу они вступили - Как хотят мизинцы тоже На братишек быть похожи!
Учащиеся сгибают поочерёдно пачьцы правой руки и начг чают тянуть каждый в свою сторону. Затем меняют руки.
Упражнение 1 «Дорисуй», с. 8.
- Кто-кто в книжке живёт? Отгадай загадки:
Она и красива, она и мила, А имя ей дали от слова «зола».
(Золушка.)
Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, И однажды бегемота Вытащил он из болота.
(Айболит.)
С книжкою шагает в школу Деревянный мальчуган. Попадает вместо школы В деревянный балаган. Как зовется эта книжка? Как зовется гот мальчишка?
(Буратино.)
Друзья, открою вам секрет: Мне без варенья жизни нет. Для здоровья и веселья Ем печенье, ем варенье.
(Карлсон.)
Упражнение 2 «Напиши красиво», с. 8.
Вежливые люди всегда при встрече желают друг другу самого главного - здоровья. Они говорят: «Здравствуйте!», что значит: «Желаю вам здоровья».
Что вам известно о предложении? (Выражает законченную мысль; в устной речи предложение отделяется от другого при помощи паузы и интонации, на письме - знаками препинания; бывают разные по цели высказывания.)
Слайд «Опорная таблица» (П.).
Предложения
сообщение вопрос просьба, приказ,
восклицание
Ты съел пирог. Ты съел пирог? Ты съел пирог!
(спокойно, (удивление) (бодро, торжественно, утвердительно) восторженно)
Просмотр фрагмента из м/ф «Золушка».
Самостоятельная работа (упражнение 3, с. 9).
Какое слово вы выбрали? (Привет.)
Почему не подходят другие слова?
Скажите все вместе: «Привет!».
Просмотр фрагмента из м/ф «Малыш и Карлсон».
Кому можно говорить «привет»?
Как Карлсон разговаривал с Малышом? А как с домоправительницей?
Рассмотрите рисунки на с. 9. Попробуйте их озвучить. Как бы вы поздоровались?
Прочитайте задание Карлсона. Выполните самостоятельно.
Самостоятельная работа (упражнение4).
Просмотр фрагмента из м/ф «Доктор Айболит».
Работа в парах (упражнение 5, с. 10) (К.).
Поставьте знаки препинания в конце предложений и подготовьте выразительное чтение по ролям. Как обозначается цель высказывания на письме? (Знаками препинания.)
А как в устной речи? (С помощью интонации.)
Какая бывает интонация?
Выразительное чтение (К.).
Просмотр фрагмента из м/ф «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Какое предложение диктовала Мальвина? Смог ли Буратино его написать? Почему?
Прочитайте предложения, которые вы должны написать. Что нужно вспомнить, чтобы выполнить задание правильно? Расскажите порядок действий при списывании.
Какие знаки препинания стоят в конце списанных предложений? Как их надо читать?
Я маковой крупинкой упала на тропинку, Остановила вас - закончила рассказ.
(Точка.)
IV. Итог урока.
Герои сказок остались довольны вашей работой. Разные книги в библиотеке живут: короткие и длинные, новые, старинные и даже иностранные; серьёзные, учебные, весёлые, волшебные; про море и про лес, с картинками и без.