СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык в современном мире

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

8 кл Урок 1. Русский язык в современном мире

Просмотр содержимого документа
«Русский язык в современном мире»

Урок 1. Русский язык в современном мире


Цели: кратко познакомить с программой 8 класса, с учебником; закрепить понятия о месте русского языка в группе восточнославянских языков, о его основных функциях, его значении как государственного языка и одного из мировых языков; учить понимать высказывания на лингвистическую тему.


Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с функциями русского языка как средства межнационального общения, государственного языка Российской Федерации, мирового языка, официального и рабочего языка ООН и других международных организаций; обучения составлению опорного конспекта; углубления знаний обучающихся о роли русского языка в развитии русской литературы. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.


Тип урока: вводный


Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; способны свободно пользоваться словарями различных типов; говорение и письмо: умеют воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (пересказ, план, тезисы); свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности)


Метапредметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях


Личностные: осознают эстетическую и национально-культурную ценность русского языка; проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него; испытывают потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремятся к речевому самосовершенствованию

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель приветствует обучающихся. Поздравление с началом учебного года, перекличка. Проверяет готовность к уроку, эмоциональный и психологический настрой на урок. Знакомство с общей структурой курса 8 класса: три урока в неделю.


II. Работа по теме урока

1. Знакомство с учебником. Слово учителя

Программа по русскому языку в 8 и 9 классах включает одну большую тему — «Синтаксис и пунктуация». В этом году мы будем заниматься синтаксисом словосочетаний и простых предложений, а в следующем, выпускном в общеобразовательной школе, — синтаксисом сложных предложений. Так мы переходим от изучения наименьшей единицы языка — фонемы к изучению самой крупной единицы языка — текста.

Для уроков нам, прежде всего, необходим учебник.

— Перелистайте его страницы. Обратите внимание на форзацы, условные обозначения (с. 3), оглавление, бегло определите, что нам предстоит изучить за год. Особое внимание обратите на приложения, в которых содержатся подсказки: как выполнять различные виды лингвистического разбора, как правильно писать и произносить слова (словарики).

— Кто авторы учебника?

— Чем отличается учебник, его оформление от учебника прошлых лет?

Опережающее задание: при выполнении упражнений определить названия произведений, из которых взят тот или иной пример.

(Возможно поощрение: за несколько правильных ответов хорошая оценка).

- Прочитайте высказывание А. Н. Толстого: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами) - русский язык станут изучать по всем меридианам земного шара».

- Найдите в «Энциклопедическом словаре юного филолога» определение понятия «мировой язык».

- Почему русский язык относится к мировым языкам? Правомерно ли высказывание А. Н. Толстого?

- Запишите тему урока

2. Лекция учителя с элементами беседы. Русский язык в современном мире

Язык — живое, развивающееся явление. Как и всё в мире, языки рождаются и умирают, но не бесследно: пройдя очень долгий жизненный путь, они оставляют свои следы в других, новых языках. Классическим примером может служить жизнь древнегреческого и латинского языков. Они считаются мёртвыми, потому что на них не говорят современные люди. Зато они сохранились в древних текстах, их корни проросли во все европейские языки; латынь, например, стала языком науки, большая часть новейшей научной терминологии основана на древнегреческом и латыни. За примерами далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить названия школьных дисциплин (литература, математика, физика, химия, биология, география) или предметов, окружающих нас в повседневной жизни (телефон, телевизор, радио, велосипед, автомобиль, компьютер, монитор, мобильник, тетрадь).

Это не значит, что русский язык такой несамостоятельный. Это значит, что он восприимчивый, гибкий, что он способен впитывать опыт других стран и народов, что он развивает традиции культуры. Получается, что с помощью языка мы разговариваем, общаемся не только друг с другом, но и с людьми, которые жили до нас за тысячи лет, с людьми, которые живут сейчас за тысячи километров.

— Что может язык?

— Для чего он нужен?

— Каковы его функции? (Быть средством общения и средством выражения мыслей и чувств.)


3. Работа по учебнику

- Прочитайте текст упр. 1. Обратите внимание на выделенные слова. Назовите функции русского языка в современном мире.

- Запишите в тетрадь функции русского языка.

- Опираясь на запись в тетради, перескажите содержание текста упражнения.

- Составьте опорный конспект для пересказа. Устно перескажите текст.

- Прочитайте теоретические сведения на с. 5 учебника и скажите, от каких факторов может зависеть функционирование языка в международном общении.

- Прочитайте данные высказывания. Согласны ли вы с ними? Обоснуйте свой ответ.

Богатство языка есть богатство мыслей. (Н. М. Карамзин.)

Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. (Н. В. Гоголь.)

- В чем выражается богатство русского языка?

- Разбейте текст на два абзаца. Сформулируйте вопрос ко второму абзацу и дайте ответ на него, используя содержание текста


III. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. Упр. 2 — составление опорного конспекта.

2. Упр. 4 — обсуждение вопросов и заданий, письменное выполнение.


2. Словарная работа

— Запишите в словарик слова из рамок (с. 4—6).

— Устно составьте с этими словами предложения.


3. Запись и обсуждение высказываний о русском языке

• «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название ещё драгоценнее самой вещи». (Я. Гоголь)

• «Бессмертие народа — в его языке». (Ч. Айтматов)

— Как вы понимаете эти высказывания?


IV. Подведение итогов урока

— Что означает понятие государственный язык!

— В каких случаях проявляется функция межнационального общения?

— Каковы причины распространения русского языка?

— Какие факты подтверждают важное международное значение русского языка?


Домашнее задание

1. Упр. 2 — пересказать текст.

2. Упр. 3 — выполнить одно из заданий повышенной трудности (по выбору).

3. Рассмотреть таблицу (с. 8—10).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!