Лекция 1
Лекция 1. Язык как средство общения. Язык как система.
Русский язык в современном мире.
План.
1.Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.
2.Язык и общество.
3.Язык как развивающееся явление.
4.Язык как система. Основные уровни языка.
5.Русский язык в современном мире.
6.Понятие о русском литературном языке и языковой норме.
7. Словари русского языка
1. Язык определяется как средство человеческого общения. Это одно из возможных определений языка представляет собой главное, ибо характеризует язык не с точки зрения его организации, структуры и т. д., а с точки зрения того, для чего он предназначен. Существуют и другие средства общения. Инженер может общаться с коллегой, не зная его родного языка, но они поймут друг друга, если используют чертежи. Чертеж обычно определяется как международный язык техники. Музыкант передает свои чувства с помощью мелодии, и его понимают слушатели. Художник мыслит образами и выражает это с помощью линий и цвета. И все это «языки», так часто и говорят «языком плаката», «языком музыки».
Понятность языка обеспечивает его роль в организации людей. Родившийся как продукт коллективного труда язык и сейчас призван объединять людей в трудовой деятельности, в области культуры и т. д.
Язык — зеркало культуры, в нем отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира.
Язык — сокровищница, кладовая, копилка культуры. Он хранит культурные ценности — в лексике, в грамматике в пословицах, поговорках, в фольклоре, в художественной и научной литературе, в формах письменной и устной речи.
Язык — передатчик, носитель культуры, он передает сокровища национальной культуры, хранящейся в нем, из поколения в поколение. Овладевая родным языком, дети усваивают вместе с ним и обобщенный культурный опыт предшествующих поколений.
Язык — орудие, инструмент культуры. Он формирует личность человека, носителя языка, через навязанные ему языком и заложенные в языке видение мира, менталитет, отношение к людям и т. п., то есть через культуру народа, пользующегося данным языком как средством общения.
2. Язык и общество тесно связаны друг с другом. Как не может быть языка вне общества, так и общество не может существовать без языка. Их влияние друг на друга взаимное. Взаимовлияние общества и языка подобно взаимовлиянию между человеком и его языком. Чем человек умнее, тем богаче его язык, тем он лучше им владеет и его чувствует. Чем человек глубже и полнее изучает свой язык, тем умнее и мудрее он становится.
Развитие и функционирование языка также в значительной степени обусловлено развитием и жизнью общества. Это проявляется в разнообразных формах. Вот некоторые из них.
Социальное расслоение языка.
Всякое человеческое общество неоднородно по своему составу. Оно делится на слои, или классы, дробится на более мелкие группы, внутри которых люди объединены каким-либо признаком, например по возрасту, профессии, уровню образования и т. д.
На первых занятиях происходит ознакомление с дисциплиной и основными ее понятиями: «язык», «речь», «культура речи».
Языком называют определённый код, систему знаков и правил их употребления. Эта система включает единицы разных уровней: фонетического (звуки, интонация), морфологического (части слова: корень, суффикс и др.), лексического (слова и их значения) и синтаксического (предложения). Описывается данная система в грамматиках и словарях.
Под речью понимают деятельность людей по использованию языкового кода, употреблению знаковой системы, речь – это язык в действии. В речи единицы языка вступают в различные отношения, образуя бесчисленные множества комбинаций. Речь всегда развёртывается во времени, она отражает особенности говорящего, зависит от контекста и ситуации общения.
Продуктом речевой деятельности становятся конкретные тексты, создаваемые говорящими в устной или письменной форме.
Язык как средство общения. Язык как знаковая система
Язык – важнейшее средство человеческого общения. Он необходим для существования и развития социума. Язык и общество тесно связаны друг с другом. Как не может быть языка вне общества, так и общество не может существовать без языка. Их влияние друг на друга взаимное.
Говоря о социальной обусловленности развития языка, отметим, что её не следует понимать как прямое отражение в языке всех общественных событий или как наличие социальных причин у каждого факта изменения языка. Социальные факторы воздействуют на язык не прямолинейно: они могут ускорять или замедлять темп языковой эволюции, способствовать перестройке отдельных составляющих языковой системы. Яркими примерами влияния общества на язык являются: социальное расслоение языка (литературный язык, территориальные диалекты, профессиональные и социально-групповые жаргоны и т.п.); наличие социальных компонентов в структуре языковых единиц и др.
Помимо не зависящего от воли отдельных людей влияния общества на язык возможно и сознательное, целенаправленное воздействие государства (и общества в целом) на развитие и функционирование языка – так называемая языковая политика. К ней относится создание лингвистами нормативных словарей и справочников, пропаганда языковых знаний и культуры речи в средствах массовой информации и т.д.
Влияние языка на общество изучено значительно меньше. Однако сам факт такого влияния очевиден, поскольку язык обладает организующей функцией по отношению к обществу, являясь основой взаимопонимания, социального мира и развития.
Русский язык – явление сложное, многогранное и изменяющееся. Это объясняется тем, что народ, который использует его как средство общения, неоднороден. «Пестрота», разнородность носителей языка зависит от огромной территории нашей страны, разделённой на области, края, республики. В каждой административной единице имеются крупные и малые города, сёла, деревни, хутора, которые бывают весьма отдалены друг от друга. Именно это обусловливает наличие диалектов, народных говоров. Они существуют только в устной форме, служат средством только бытового общения, имеют свой набор фонетических, грамматических словарных средств. Например, в донском диалекте г перед гласной обращается в придыхание. Однако русский язык имеет общенародную основу: с кем бы и на какой территории его носители ни общались, они понимают друг друга, так как диалекты (как профессиональные и социально-групповые жаргоны) являются частью национального языка, высшей формой которого остаётся литературный язык.
Язык – это исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, которая позволяет людям выражать свои мысли (в устной и письменной форме), общаться. Эта система включает разные уровни, которые имеют свои элементарные единицы. Так, основным элементом фонетического уровня является звук, фонема, лексического – слово и его значение, морфемного – части слова (корень, суффикс и др.), морфологического – формы и классы слов, синтаксического – словосочетание и предложение. Данные уровни исследуются в соответствующих разделах языкознания: фонетике, лексикологии, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе. Описывается языковая система в грамматиках и словарях. Все уровни языка последовательно связаны между собой: предложения строятся из слов, слова – из морфем морфемы – из звуков. Так, все элементы языковой структуры образуют единство: каждая высшая ступень как минимум состоит из одной низшей (союз и состоит из одного звука, предложение может состоять из одного слова). Изменения, происходящие на низших уровнях, постепенно отражаются и на высших. Например, ускорение темпа речи ведёт к неотчётливому произношению, поэтому говорящий, желая, чтобы его поняли, сужает используемый словарный запас, упрощает синтаксические конструкции (например, при общении с детьми). Или нередко заимствованное слово становится «обрусевшим». Оно претерпевает изменения на всех языковых уровнях, в использовании уподобляется русским словам: в произнесении, склонении, спряжении, образовании множественного числа и т.д.
Языком называют определённый код, систему знаков и правил их употребления. Так, буква означает звук, слово – конкретное или абстрактное явление, знак препинания – например, паузу или вопрос. Знаковый характер языка позволяет ему служить надёжным средством хранения и передачи информации.
Знак представляет собой заменитель предмета (понятия) в целях общения, знак позволяет говорящему вызвать в сознании собеседника образ предмета или понятия.
Знак обладает следующими свойствами:
1) он направлен на значение;
2) знак должен быть материальным, доступным восприятию;
3) содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой (в то время как содержание вещи исчерпывается её материальными свойствами);
4) содержание и форма знака определяются различительными признаками;
5) знак – всегда член системы, и его содержание во многом зависит от места данного знака в системе.
Язык не создаёт вещей и понятий, он лишь отражает их, фиксирует с помощью слов. Слова – это самые многочисленные и главные знаки в языке . Поскольку значения слов связаны с понятиями, в языке закрепляется определённое мыслительное содержание, которое превращается в скрытую (внутреннюю) часть значения слов, на которую говорящие не обращают внимания в силу автоматизма пользования языком. Язык не мог бы служить средством общения, если бы значение каждого слова в каждом случае его использования становилось предметом спора.
Значение – это содержание языкового знака, образующееся вследствие отображения внеязыковой действительности в сознании людей.
Слова человеческого языка являются знаками предметов и понятий. Различают предметное и понятийное значение слов:
предметное значение состоит в соотнесении слова с предметом, в обозначении предмета;
понятийное значение служит для выражения понятия, отражающего предмет, для задания класса предметов, обозначаемых знаком.
Значение языковой единицы в системе языка виртуально, т.е. определяется тем, что данная единица может обозначать. В конкретном высказывании значение языковой единицы становится актуальным, поскольку единица соотносится с конкретным объектом, с тем, что она реально обозначает в высказывании.
Языковой знак может быть знаком кода и знаком текста:
знаки кода существуют в виде системы противопоставленных в языке единиц, связанных отношением значимости, которое определяет специфическое для каждого языка содержание знаков;
знаки текста существуют в виде формально и по смыслу связанной последовательности единиц.
Понимание знаковых свойств языка необходимо для того, чтобы лучше представлять себе устройство языка и правила его употребления.
Основные функции языка
По своей природе язык полифункционален, так как он используется в разных жизненных ситуациях и в разных целях.
Выступая основным средством человеческого общения, язык объединяет людей, регулирует их взаимодействие. В данном аспекте реализуется главная коммуникативная функция. Она заключается в способности языка служить средством общения между людьми. Язык располагает единицами, необходимыми для построения сообщений, правилами их организации и обеспечивает возникновение сходных образов в сознании участников общения. Язык также обладает специальными средствами установления и поддержания контакта между участниками коммуникации. С точки зрения культуры речи, коммуникативная функция предполагает установку участников речевой коммуникации на плодотворность и взаимную полезность общения, а также общую нацеленность на адекватность понимания речи. Достижение функциональной эффективности общения невозможно без знания и соблюдения норм литературного языка.
Мыслеформирующая функция заключается в том, что язык служит средством оформления и выражения мысли. Структура языка органически связана с категориями мышления. Мы говорим и пишем, думая, при этом стараемся точнее и яснее изложить свои мысли в языке. Так, основоположник языкознания В. Фон Гумбольдт считал, что «язык должен сопутствовать мысли. Мысль должна, не отставая от языка, следовать от одного его элемента к другому и находить в языке обозначение для всего, что делает её связной» . По мнению учёного, «чтобы соответствовать мышлению, язык, насколько это возможно, своим строением должен соответствовать внутренней организации мышления» (там же). Человек всегда может использовать готовый материал языка (слова, предложения) как, своего рода, «формулы» и для известного, и для нового.
Язык выступает средством познания мира. В данном случае реализуется его познавательная (когнитивная) функция. Язык способствует деятельности сознания и отражает её результаты (узнавание, запоминание, соотношение, отождествление и т.д. процессов, явлений действительности). Таким образом, он участвует в формировании мышления индивида и мышления общества в целом. Способность сохранять, накапливать и передавать полученную, осознанную информацию называется аккумулятивной функцией языка. Она содействует передаче знаний другим людям, последующим поколениям в виде устных преданий, письменных источников (литературных памятников, научных, публицистических, художественных текстов), аудиозаписей. Познавательная и аккумулятивная функции тесно взаимодействуют друг с другом.
В сообщениях, сосредоточенных на адресате, на первый план выходит функция регуляции его поведения (путём побуждения к действию, ответу на вопрос, путём запрета действия, путём сообщения информации с целью изменить намерения адресата совершить определенное действие и т.п.). Эта функция называется по-разному: конативная (англ. conation – способность к волевому движению) или апеллятивная (лат. appellare – обращаться, призывать, склонять к действию); иногда её же называют призывно-побудительная или волюнтативная (лат. voluntas – воля, желание, хотение) функция. Мы будем придерживаться последнего. С этой функцией связаны намерения, цели говорящего, то есть то, ради чего он обращается к слушающему (через вопрос, запрещение, просьбу, побуждение, приказ, предостережение, совет, уговоры, убеждение, сообщение – информирование).
С этой функцией тесно взаимодействует так называемая магическая функция языка. В религиозном и мифологическом сознании она играет большую роль. Магическая сила слова ассоциируется с проявлением высшей воли. Выступающий в магической функции язык призван воздействовать на ход событий, психику аудитории. При автоадресованности он служит целям самовнушения, вызывая состояния экстаза, медитации, освобождая от эмоциональных перегрузок. Магическая функция реализуется при помощи определённых приёмов: например, заклинаний, проклятий, клятв, заговоров, ворожбы, чуранья и т.п. Магические формулы равноценны ритуальным действиям и часто им сопутствуют. Магическую функцию осуществляют также глоссолалии – повторы ритмически организованных, но часто утративших рациональный смысл фраз, к примеру: «Нарис стане наризон, рами стане паризон» (Мельников-Печерский). В социальной жизни функцию, близкую к магической, выполняют перформативные высказывания (прескрипции – то есть предписания, приказы, формулы судебных приговоров, клятв, присяг, обещаний, извинений и др.), а также тексты реклам, лозунгов, призывов, обращений к неодушевлённым предметам.
Поскольку язык позволяет выражать не только мысли, но и эмоции человека, выделяют экспрессивную (эмотивную) функцию языка. Иными словами, язык может не только сообщать какую-то информацию, но и служить средством выражения внутреннего состояния говорящего, выражать его волю, желания, отношение к содержанию сообщения, к собеседнику, к ситуации общения и т.д. Экспрессивная функция предполагает эмоциональную яркость речи в рамках принятого в обществе этикета (отметим, что искусственные языки не имеют экспрессивной функции). Экспрессия может выражаться разными элементами языка: междометиями, интонацией, знаками препинания (в письменной форме), с помощью уменьшительно-ласкательных и уничижительных суффиксов и др.
Эстетическая функция заключается в установке на то, чтобы сообщение своей формой (в единстве с содержанием) удовлетворяло эстетическое чувство адресата. Она предполагает богатство и выразительность речи, её соответствие эстетическим вкусам образованной части общества. Эстетическая функция характерна в первую очередь для поэтической речи (фольклора, художественной литературы), но не только для неё – эстетически совершенной может быть и публицистическая, и научная, и обыденная разговорная речь.
Роль и значение русского языка в современном обществе и мире.
Современный русский литературный язык является одним из важнейших, ведущих языков мира. Его значимость определяется, прежде всего, тем, что на нем были написаны многочисленные высокохудожественные произведения великих русских писателей – классиков 19-20вв. – золотого века русской литературы.
На русском языке существует обширная научно-техническая литература. Русский язык – язык великого русского народа, имеющего героическую историю, выдающиеся достижения в общественной мысли, науке, культуре, литературе и т.д. Во всех этих достижениях – большой вклад русского языка как средства общения, как формы национальной культуры. Величие русского языка и величие русского народа неотделимы. Прекрасно сказал об этом И.С.Тургенев, назвавший русский язык «великим, могучим, правдивым и свободным»: «… нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу».
Русский язык никогда не страдал замкнутостью. Он всегда взаимодействовал не только с родственными славянскими языками, в языковую семью которых он входит, но и иными языками. Русский язык обогащался, прежде всего, за счет собственных, но также использовал элементы других языков, в то же время он и сам влиял на развитие многих языков. Русский язык – язык межнационального общения народов России. Двуязычие – владение родным и русским языками – это бесспорный лингвистический и общественный факт. Являясь языком русской нации, имеющей великую культуру, русский язык способствует взаимному обогащению национальных культуру, русский язык способствует взаимному обогащению национальных культур, научному обмену, распространению оперативной информации, деловым связям и т.д. Русский язык – один из мировых языков, один из наиболее развитых и совершенных. Авторитет его очень высок. Русский язык активно функционирует в современном мире. Он является одним из официальных, рабочих языков ООН и ряда других международных организаций. В различных странах миллионы людей владеют русским языком или изучают его. Интерес к русскому языку в зарубежных странах постоянно растет. Увеличивается спрос на научную и художественную литературу на русском языке.
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.
Язык – одна из мировых загадок. Мы не всегда осознаем роль языка в нашей жизни, а воспринимаем его как воздух, как дыхание, как нечто само собой разумеющееся. Язык в человеческом обществе имеет большое значение. Благодаря ему развивается человечество, передавая из поколения в поколения опыт познавательной деятельности и достижения науки и культуры.
В своем развитии и возникновении органически связаны между собой язык и мышление, выделяющее человека из мира животных. Развитие языка способствует развитию мышления, а развитие мышления является одним из важнейших условий развития языка. Язык – орудие мышления.
Язык возник на заре человечества в результате потребности первобытных людей что-то сообщить друг другу. Взаимопонимание людей в обществе возможно только при использовании единого средства общения. Единство русской речи осуществляет русский литературный язык, подчиняющийся определенным нормам.
Человек - общественное явление. Он не может овладеть языком без общества. Русский язык – это язык великого русского народа, включающий в себя все многообразие языковых средств, которые используют в своем общении русские люди.
Русский язык имеет большое международное значение. Он входит в число мировых языков. Берегите и любите слово. Ведь с него начинается наш родной русский язык.
«Самая большая ценность народа – язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает,» - сказал Д.Лихачев.
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий. Могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» (И.С.Тургенев)
Язык и речь.
Слова язык и речь сосуществуют в русском языке с древнейших времен. В современном русском языке они употребляются как синонимы, которые могут заменить друг друга в некоторых контекстах, сохраняя при этом свое основное значение. Оттенки в лексических значениях слов язык и речь проявляются в сочетаемости с другими словами.
Например, взаимозаменяемы слова язык и речь в сочетании с глаголом «владеть» (владеть языком, владеть речью); в сочетаниях язык писателя, речь писателя, разговорный язык, разговорная речь.
Эти слова в пословицах употребляются как слова синонимического ряда. Например, «Язык до Киева доведет», «Хорошую речь хорошо и слушать» - заменить эти слова мешает наше знание пословиц и их ритмика.
В некоторых языках язык и речь имеют одно название. Например, в украинском языке есть только слово мова.
Что же позволяет сохранить в словарном составе русского языка эти слова? Что отличает их друг от друга?
В лингвистике эти слова употребляются как термины.
Язык – совокупность всех средств, использующихся при общении людей.
Речь – это использование части средств для построения предложений.
Самое главное различие между эти словами (язык – общее, речь – частное).
Язык - это система звуков, слов, грамматических закономерностей, определяющих правила изменения слов и их сочетаемости.
В речи мы используем систему средств языка, когда нам нужно сообщить адресату какую-то мысль, выразить чувство.
Чтобы речь была богаче, надо изучать словарный состав языка, обогащать систему синтаксических конструкций. Все, что есть в языке, встречается в речи, но не все, что есть в речи, встречается в языке. Язык живет и развивается в речи. Выражение «язык живет в речи» означает, что в каждом речевом факте есть языковые средства.
В языке есть система способов образования новых слов. Однако не все слова, составленные по законам русского словотворчества, входят в язык. Многие остаются только в речи.
Словарь чутко реагирует на изменения в жизни общества, но не все новые слова сразу входят в словарный состав русского языка.
Речь не только форма существования языка, но и источник его развития.
Различие между значением слов язык и речь проявляется в словосочетаниях
Например, «язык – средство выражения мысли», «язык – важнейшее средство общения людей»; «грамотная речь – неграмотная речь», «искренняя речь – лицемерная речь», «русская речь в настоящее время звучит во многих странах мира».
Язык и речь - это две стороны одного единства. Они органично связаны, одно без другого не существует, несмотря на некоторые отмеченные различия.
«Ныш язык – слов гора алмазная,
Наш язык – золотая жила» (Н. Леонтьев)
«И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь,
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь». (И.Бунин)
Язык – стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) знаков, служащая для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений о мире.
Язык, таким образом, система знаков (знак – выразитель определенного значения). Реализацию же, использование языка в процессе общения обозначают особым термином – речь.
Следовательно, язык воспринимается как система, представленная в моделях, как нечто абстрактное, существующее в потенции, т.е. не в явном, а в скрытом виде, и проявляется при известных условиях. Изучить речь - значить познать, усвоить особенности звучащей речи, ее специфику. В противоположность языку речь представляется как нечто материальное, мы ее слышим (устная речь) или воспринимаем зрением (письменная речь).
Язык - продукт деятельности коллектива. Представление о характерных чертах того или иного языка мы имеем благодаря огромной работе многих лингвистов, которые исследуют индивидуальные языки, зафиксированные в различных памятниках письменности (летописи, договоры, грамоты, указы, письма, научные труды, художественные и публицистические произведения), изучают всевозможные записи устной речи. Данные о фонетике, лексике, морфологии, синтаксисе обобщаются, описываются в научных статьях, монографиях, грамматиках, словарях. Так вырисовывается системная организация структуры национального языка. Язык объективен и обязателен для всех.
Речь отражает опыт индивидуума. У каждого человека свой больший или меньший словарный запас, свое знание и умение использовать слова, модели их сочетаемости, модели построения предложений. Поэтому речь субъективна и произвольна.
Крупнейший русский и польский языковед И.А. Бодуэн де Куртенэ один из первых заявил о необходимости разграничивать язык и речь. Он доказал, что сущность языка раскрывается в речи, речевой деятельности.
Устная и письменная речь
Отличительной чертой литературного языка является наличие двух форм: устной и письменной речи. Их названия свидетельствуют о том, что первая — звучащая речь, а вторая — графически закрепленная. Это их основное различие. Если спросить, какая из форм возникла раньше, то каждый ответит: устная. Для появления письменной формы необходимо было создать графические знаки, которые бы передавали элементы звучащей речи. Для языков, не имеющих письменности, устная форма является единственной формой их существования.
Письменная речь обычно обращена к отсутствующему. Пишущий не видит своего читателя, а может только мысленно представить его себе. На письменную речь влияет реакция тех, кто ее читает. Напротив, устная речь предполагает наличие собеседника, слушателя. Говорящий и слушающий не только слышат, но и видят друг друга. Поэтому устная речь нередко зависит от того, как ее воспринимают. Реакция одобрения или неодобрения, реплики слушателей, их улыбки и смех — все это может повлиять на характер речи, изменить ее в зависимости от этой реакции, а то и прекратить.
Говорящий создает, творит свою речь сразу. Он одновременно работает над содержанием и формой. Пишущий имеет возможность совершенствовать написанный текст, возвращаться к нему, исправлять.
Понятие о литературном языке и языковой норме
Высшей формой национального русского языка является литературный язык. Современный русский литературный язык – это нормированный язык, обслуживающий культурные потребности народа, это язык государственных актов, науки, печати, радио, театра, художественной литературы.
Языковой нормой принято считать правила употребления слов, грамотных форм, правила произнесения и правописания, действующие в данный период развития литературного языка. Для утверждения и закрепления действующей нормы серу-ют справочники, словари, книги по грамматике, Норма не является чем-то застывшим. Она меняется и в лексике, и в грамматике, и в произнесении, и в правописании.
Правильность речи – это соблюдение языковых норм современного русского литературного языка (исторически сложившихся и закрепленных правил):
орфоэпических(фонетических), лексико-фразеологических, морфологических, синтаксических ,стилистических, словообразовательных. в
Орфоэпические нормы – нормы произношения звуков современного литературного языка (например, музей[з], постановки ударения в словах например, звонишь, звонит, звонят) и соблюдение правильной интонации.
Лексико-фразеологические нормы – это нормы употребления слов и фразеологизмов в свойственном им лексическом значении (например, командированный: Всех командированных просят собраться в актовом зале; командировочный: Просим срочно оформить командировочное удостоверение) и нормы сочетания слов и фразеологизмов с другими словами в предложении (например, карие глаза, а не карие сапоги).
Морфологические нормы – это нормы словоизменения при склонении именных частей речи, местоимения, причастия и при спряжении глаголов (например, горячий кофе, Дарвином, пять пар чулок, пять бананов, гектаров, саней и т.д.)
Синтаксические нормы – это нормы построения синтаксических конструкций-словосочетаний, предложений.
Стилистически нормы – это владение языковыми средствами и умение их использовать в том или ином функциональном стиле (например, объявить благодарность доктору Ивановой).
Словари русского языка
Лексикография – раздел языкознания, который занимается теорией и практикой составлений словарей. Объем, характер и аспект изложения информации определяют тип словаря – энциклопедические и лингвистические. Энциклопедические словари говорят о предметах, явлениях, людях, событиях и т.д. Лингвистические – посвящены словам (слово - объект лингвистического словаря)
По особенностям описания лингвистические словари объединяются в группы (классифицируются):
Толковые словари (в т.ч. и фразеологические, словари иностранных слов)
Аспектные:
- словари межсловесных связей (синонимические, антонимические, омонимические, паронимические);
- областные, или диалектные словари (например, «Словарь русских народных говоров» под ред. Ф.П. Филина);
- справочно-лингвистические словари: этимологические, орфографические, правильности словоупотребления, словообразовательные, грамматические, новых слов, частотные, сочетаемости, языка писателей (например, 4-томный «Словарь яз. Пушкина») и т.д.
Лингвистический словарь — особая книга, сборник словарных статей, в которых описываются основные свойства слова. Словарные статьи в словарях располагаются в алфавитном порядке.
Словарная статья – это краткая лингвистическая энциклопедия о слове, его лексикографическое описание.
В статье толковых словарей выделяются структурные компоненты:
Заглавное слово.
Толкование слова:
система грамматических, стилевых и стилистических помет;
дефиниция (определение) лексического значения;
иллюстративный материал как средство подтверждения толкования слова;
фразеологизмы по опорному для них компоненту - заглавному слову статьи;
производные слова.
Вопросы для самоконтроля:
1.Чтотакое язык? Что такое речь?
2. Какие виды речевой деятельности вы знаете?
3. В чем состоит системность языка?
4. Почему язык и речь понятия взаимосвязанные и взаимообусловленные? В чем их сходство и различие?
5. Каковы основные особенности устной и письменной речи?
6.Что такое литературный язык и каковы его признаки?
7.Назовите нормы русского литературного языка.
8.Что изучает лексикография?
9. Какие словари существующие в современном русском литературном языке ?