СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский литературный язык и его нормы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение знаний учащихся по теме «Русский литературный язык и его нормы», формирование коммуникативной и культурологической компетенций через систему упражнений.

Просмотр содержимого документа
«Русский литературный язык и его нормы»


Открытый урок по русскому языку в 10-11 классах

на тему «Русский литературный язык и его нормы»

Тип урока: урок повторительно-обобщающий.

Цель урока: обобщение знаний учащихся по теме «Русский литературный язык и его нормы», формирование коммуникативной и культурологической компетенций через систему упражнений.

Задачи:

Обучающая:

  • создать условия, способствующие повторению и обобщению знаний по теме «Русский литературный язык и его нормы»;

  • рассмотреть распространённые нарушения орфоэпических, лексических, морфологических, синтаксических норм современного русского языка; выработать способ их предупреждения.

Развивающая:

  • содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению, самостоятельному поиску для решения учебных задач;

  • способствовать формированию умений работать в группе, развитию коммуникативной компетенции.

Воспитательная:

  • способствовать формированию уважительного отношения друг к другу;

  • воспитывать любовь к своему родному языку, бережное отношение к культурному наследию русского народа;

  • воспитывать уважительное отношение к грамотному письму.



Оборудование урока:

  1. раздаточный материал.



Ход урока.



Этапы урока



ИКТ


Содержание этапа



Деятельность учителя



Деятельность учащихся

I.

«Организация».





Приветствует учащихся, создаёт комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку:

- Доброе утро, ребята!

Сегодня у нас открытый урок, на котором присутствуют учителя нашей школы. Желаю вам, ребята, удачи на уроке, дружной работы в группах и хороших оценок!


Приветствуют учителя, настраиваются на работу


II.

«Вызов».






Организует работу в тетрадях:

- Откройте тетради. Запишите число. На следующей строке «Классная работа»

Открывают тетради, записывают число, классная работа

Актуализация знаний.

1.1.Эпиграф






-Обратите внимание на эпиграф, с которым мы уже знакомы. Прочитаем его.

Существует вершина – чистый и гибкий русский литературный язык. (К.Г. Паустовский)

-Этот эпиграф был дан ни к одному уроку, а к системе уроков. Именно в высказывании К.Г. Паустовского содержатся ключевые слова, которые и являются темой целого раздела. Назовите их.

-Что такое русский литературный язык?

-Что делает его образцовым?












- Русский литературный язык

- образцовый язык

- нормы

1.2.

Формулирование темы урока



Задаёт вопрос:

- Вот мы и подошли к теме нашего урока. Сформулируйте её.


Запишите тему урока и эпиграф в тетрадь.

Формулируют тему урока:

- Повторение и обобщение по теме «Русский литературный язык и его нормы».

1.3.

Выявление знаний



- Что такое нормы литературного языка?


- Назовите нормы русского литературного языка.


- Перед вами карточка, на которой указаны нормы русского литературного языка и то, что данная норма регулирует или изучает. Найдите соответствия и соедините стрелками

Правильное употребление слов и фразеологизмов, точность словоупотребления, лексическую сочетаемость слов.

Синтаксические нормы

Нормы построения словосочетаний и предложений.

Орфоэпические нормы

Нормы словоизменения при склонении именных частей речи и при спряжении глаголов

Морфологические нормы

Нормы произношения звуков, постановки ударения в словах и соблюдения правильной интонации.

Лексические нормы

Нормы правописания слов

Пунктуационные нормы

Нормы употребления и расстановки знаков препинания

Орфографические нормы

- Проверим! Что у вас получилось?

-Это общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом.

- Орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, нормы орфографии и пунктуации.





Правильное употребление слов и фразеологизмов, точность словоупотребления, лексическую сочетаемость слов.

Синтаксические нормы

Нормы построения словосочетаний и предложений.

Орфоэпические нормы

Нормы словоизменения при склонении именных частей речи и при спряжении глаголов

Морфологические нормы

Нормы произношения звуков, постановки ударения в словах и соблюдения правильной интонации.

Лексические нормы

Нормы правописания слов

Пунктуационные нормы

Нормы употребления и расстановки знаков препинания

Орфографические нормы


- Называют норму и то, что она регулирует.

III.

«Осмысление».





Постановка учебной задачи.



- Постановке учебных задач на урок, нам поможет лирическое произведение Весника «Ода русскому языку». Прослушайте…


О, бедный мой язык родной,
О, прелесть русской речи чистой!
Кто не глумился над тобой -
Шпана, чиновники, лингвисты…
Кто бедолагу не ломал,
Не выворачивал, не мучил:
"ОблЕгчить, нАчать, взад, принЯл,
ПравЫ, сочуЙствовать, подклЮчил".
Ну, ладно б жулик, или вор,
Иль алкаши и наркоманы,
Но педагог, но прокурор,
Но дикторы с телеэкрана!..
Рабочий и интеллигент
Родную речь, как шавку, лупят:
"ОсУжденный и инциНдент,
БлагА, сочуЙствовать, оглУпят".
Ну, ладно б только бюрократ -
Кувшинное тупое рыло.
Но журналист, но депутат
Язык недавно исказили.
От сердца я хочу воззвать
Ко всем, кто сын России верный:
Пора не нАчать, а начАть
Язык наш очищать от скверны.
Друзья, следите за собой, 
Когда по-русски говорите.
Ведь это наш язык родной - 
Его для внуков сохраните!






Ставят учебные задачи на урок:

-Повторить и обобщить знания о русском литературном языке и его нормах.

-Успешно выполнить задания ЕГЭ по русскому языку, связанные с нормами литературного языка.

-Сохранить русский литературный язык!!!




IV.

«Повторение».


1.Орфоэпические нормы.





















Работать сегодня будете в группах. Общение, мнение, советы, обсуждение – всё это вам необходимо для работы. Начинаем.

- Задания выдаются на карточке для каждой группы.


Задание № 1


Задание № 2 «Конкурс дикторов центрального телевидения»






Ответ: произведЁн


В районной Думе Городищенского муниципального района ведутся дебаты о путях выполнения поручений Президента. Намерение правительства углубить социальные реформы, начатые несколько лет назад, конечно, оцениваются в обществе позитивно. Однако приведенные в печати данные о процентах роста благосостояния жителей района за последний квартал 2021 года вызвал в обществе ряд сомнений и претензий. Депутатами районной Думы было подготовлено ходатайство о том, чтобы средства, положенные регионам в рамках реформы социальной сферы, были направлены в район по облегченному варианту. За грамотное и рациональное использование полученных средств руководители района будут премированы.

Для контроля за использованием средств будет создана инициативная группа, которая будет сформирована в период с 1 декады января до конца четвертого квартала.


Физкультминутка




2.Лексические нормы












- Говоря о лексических нормах, вспомните, что такое паронимы?


Задание № 3
















Задание № 4

Паронимы – это однокоренные слова, близкие по звучанию и значению. Приведите примеры.


Группа 1

(Зрительные, зрительские) аплодисменты.

(Искусно, искусственно) рисовать.

(Просветительской, просветительной) деятельностью.



Группа 2

(Луковичных, луковых) цветов.

(Сытно, сыто) пообедать.

(Одеть, надеть) пальто.



Группа 3

(Затруднённого, затруднительного) положения.

(Болотная, болотистая) речонка.

(Игорный, игральный) зал.

Ответ: лингвистикой или языкознанием

3. Морфологические нормы






-Очень часто в речи школьников, сельчан можно услышать неправильные формы такие, как ихние, иёшний, едь, ехай, имя, евонный, обои девочки, в одна тысяча девятьсот шестьдесят первом году, ты хотишь, он хотит и т.д.


Задание № 5








Ответ: недра земли

4.

Синтаксические нормы


- Правила соединения слов, словосочетаний.


Задание № 6



Ответ: 84361

8. Алексей не мог подобрать слов, передававших всю глубину его чувств.

4. Выслеживая добычу, охотник испытывает в душе чувства предков, рисковавших жизнью ради пропитания.

3. Рецепт нашего любимого праздничного пирога был когда-то вычитан бабушкой в журнале «Огонёк».

6. В этом стихотворении Сергей Есенин говорит, что он последний поэт деревни.

1. По окончании гастролей у музыкантов было уже довольно много идей для записи нового альбома.

V.

«Рефлексия».

Обобщение результатов урока, подведение итогов.




- Какие нормы русского языка мы с вами повторили?

- Зачем вам необходимы эти знания?

- Что происходит, когда люди не соблюдают нормы языка?

- Согласны ли вы со словами К.Г. Паустовского «Существует вершина - чистый и гибкий русский литературный язык»?

- Задачи, которые ставили на урок, нами достигнуты?


И в заключение, хотелось бы вспомнить слова А. А. Ахматовой:

И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем,
Навеки!




Отвечают на вопросы


Самоанализ



- Где ты применишь полученные знания?

- В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?

- За что бы ты себя похвалил на уроке?

- Что тебе понравилось на уроке больше всего?


Оценивают себя.

VI.

Домашнее задание.



Задание №8 из ЕГЭ






Домашнее задание

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Д) ошибка в построении сложного предложения

 

1) Мы обращаемся со своей проблемой к Ирине Ивановне, которая не может не волновать всех нас.

2) Одним из русских прозаиков начала XX века, детально описавшим быт русского народа, был Иван Шмелёв.

3) О жизни и творчестве художника, о его загубленном таланте можно прочитать в повести К. Паустовского «Оресте Кипренском»

4) В. Г. Белинский написал около 20 статей и рецензий, специально посвящённые творчеству Н. В. Гоголя.

5) Горячо любящим родную культуру предстает перед нами Д. С. Лихачев в книге «Письма о добром и прекрасном».

6) Те, кто сидел на берегу реки, не раз испытывали ни с чем не сравнимое блаженство.

7) Регистрация была проведена сразу по прибытию участников симпозиума в аэропорт.

8) Получив начальное домашнее образование, Гринёва отправили на службу в Белогорскую крепость.

9) Приезжий, видимо турист, спросил у прохожего, есть ли поблизости почта.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д









Правильное употребление слов и фразеологизмов, точность словоупотребления, лексическую сочетаемость слов.

Синтаксические нормы

Нормы построения словосочетаний и предложений.

Орфоэпические нормы

Нормы словоизменения при склонении именных частей речи и при спряжении глаголов

Морфологические нормы

Нормы произношения звуков, постановки ударения в словах и соблюдения правильной интонации.

Лексические нормы

Нормы правописания слов

Пунктуационные нормы

Нормы употребления и расстановки знаков препинания

Орфографические нормы



Правильное употребление слов и фразеологизмов, точность словоупотребления, лексическую сочетаемость слов.

Синтаксические нормы

Нормы построения словосочетаний и предложений.

Орфоэпические нормы

Нормы словоизменения при склонении именных частей речи и при спряжении глаголов

Морфологические нормы

Нормы произношения звуков, постановки ударения в словах и соблюдения правильной интонации.

Лексические нормы

Нормы правописания слов

Пунктуационные нормы

Нормы употребления и расстановки знаков препинания

Орфографические нормы



Правильное употребление слов и фразеологизмов, точность словоупотребления, лексическую сочетаемость слов.

Синтаксические нормы

Нормы построения словосочетаний и предложений.

Орфоэпические нормы

Нормы словоизменения при склонении именных частей речи и при спряжении глаголов

Морфологические нормы

Нормы произношения звуков, постановки ударения в словах и соблюдения правильной интонации.

Лексические нормы

Нормы правописания слов

Пунктуационные нормы

Нормы употребления и расстановки знаков препинания

Орфографические нормы

Задание №1

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 

произвЕден

зАгодя

некролОг

облилАсь

началА


Ответ: 









Задание №2

Конкурс дикторов центрального телевидения.


Задание: выразительно прочитать текст, соблюдая присущие публицистическому стилю интонации и орфоэпические нормы русского литературного языка, обращая особое внимание на выделенные слова:


В районной Думе Городищенского муниципального района ведутся дебаты о путях выполнения поручений Президента. Намерение правительства углубить социальные реформы, начатые несколько лет назад, конечно, оцениваются в обществе позитивно. Однако приведенные в печати данные о процентах роста благосостояния жителей района за последний квартал 2021 года вызвал в обществе ряд сомнений и претензий. Депутатами районной Думы было подготовлено ходатайство о том, чтобы средства, положенные регионам в рамках реформы социальной сферы, были направлены в район по облегченному варианту. За грамотное и рациональное использование полученных средств руководители района будут премированы.

Для контроля за использованием средств будет создана инициативная группа, которая будет сформирована в период с 1 декады января до конца четвертого квартала.





















Задание № 3

Группа 1

(Зрительные, зрительские) аплодисменты.

(Искусно, искусственно) рисовать.

(Просветительской, просветительной) деятельностью.







Задание № 3

Группа 2

(Луковичных, луковых) цветов.

(Сытно, сыто) пообедать.

(Одеть, надеть) пальто.



Задание № 3

Группа 3

(Затруднённого, затруднительного) положения.

(Болотная, болотистая) речонка.

(Игорный, игральный) зал.













Задание № 4

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

 

Я увлекаюсь лингвистикой, языкознанием, поэтому хочу поступать на филфак.


Ответ: 



Задание № 5

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

НЕДРЫ земли

более ПОЛУТОРАСТА тетрадей

заговорил БОЛЕЕ ВЕСЕЛО

мать ЧЕТВЕРЫХ детей

килограмм БАКЛАЖАНОВ


Ответ: 















Задание №6

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью.

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

1) По окончанию гастролей у музыкантов было уже довольно много идей для записи нового альбома.

2) Жизнь Пришвина- доказательство того, что человек должен всегда стремиться жить по призванию, по велению своего сердца.

3) Рецепт нашего любимого праздничного пирога был когда-то вычитан бабушкой в журнале «Огоньке».

4) Выслеживая добычу, в душе охотника просыпаются чувства предков, рисковавших жизнью ради пропитания.

5) Мы измеряем счётчиком Гейгера степень радиации, определяем загрязнение среды и обмеление озёр, но чем измерить духовное обмеление, когда о Калигуле или Моцарте узнают лишь из видеокассет при почти поголовном непрочтении целиком «Войны и мира»?!

6) В этом стихотворении Сергей Есенин говорит, что я последний поэт деревни.

7) Эта проблема возникает при поиске информации в сети Интернет, которая стала всемирным хранилищем разнотипных информационных документов.

8) Алексей не мог подобрать слов, передававшие всю глубину его чувства.

9) Природа требует пристального глаза и напряжённой внутренней работы по созданию в душе писателя как бы «второго» мира природы, обогащающего нас мыслями и облагораживающего нас увиденной художником красотой.



Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!