СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени».

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени».

Просмотр содержимого документа
«Русский «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени».»

Русский язык. 4 класс. УМК «Школа России».

(Учебник «Русский язык» 4 класс, 2 часть, В.П. Канакина, В.Г. Горецкойстр. 93 – 95)


Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени».


Тип урока: комбинированный урок


Цель урока: создание благоприятных условий для осознания и осмысления новой учебной информации, формирования морфологических и орфографических понятий и умений, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.


Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по ознакомлению с правилами правописания безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени;обобщить полученные ранее знания учащихся и на их основе составить алгоритм правописания безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени; способствоватьформированию умения правописания безударных гласных в корне.


Развивающие:способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления, орфографической и пунктуационной грамотности, каллиграфических навыков письма при ознакомлении с правописанием безударных окончаний имён прилагательных.


Воспитательные:средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формирование положительной мотивации к учебной деятельности; интерес к русскому языку, к родному слову, бережное отношение к родному языку, слову; окружающему миру, бережное отношение к окружающей среде, природе; формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, воли, уважения к другим, способности к сотрудничеству, ответственности за продукты собственной деятельности.


Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток, гимнастики для глаз, для мелкой моторики пальцев кисти руки.


Планируемые результаты:

Личностные:уметь ценить и принимать следующие базовые ценности…. проявлять интерес к русскому языку, понимать и принимать правила коммуникации, осознавать значимость личной заботы об окружающем мире, осознавать значимость личностных качеств для успешности обучения, осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность



Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания; умение строить логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, владеть общим приемом решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий:умение ставить задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачей и условиями её реализации, осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности, вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок осуществление пошагового контроля по ходу выполнения заданий под руководством учителя.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;умение слушать и понимать других, отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументированно отстаивать свою позицию, умение грамотно строить монологическую и диалогическую речь.

Предметные: умение определять, выделять, характеризовать глаголы; находить и правильно писать безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени; применять правила правописания, проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения.


Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, презентация, карточки для групповой работы.



Ход урока.

I.Организация начала урока.

1. Приветствие.

У.: - Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, зовут меня Ангелина Владимировна. Садитесь.

2. Проверка готовности к уроку.

У.: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, дневник и пенал.

3. Мотивация к обучению и познанию.

У.: - Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, нам на уроке нужно хорошее настроение. Покажите свои умные глазки, ровные спинки. Начнём урок русского языка.


II.Актуализация умений и знаний.

  1. Проверка домашнего задания.

У.: - Ребята, используя только слова глаголы, расскажите о том, как прошло ваше утро, что вы делали утром.

О.: - Проснулся, умылся, почистил зубы, причесался, оделся, позавтракал,

обулся, пришёл в школу, приготовился к урокам.

У.: - Из какой части речи состоял ваш ответ?

О.: - Из глагола.

  1. Фронтальный опрос.

У.: - Что такое глагол?

О.: - Глагол – это самостоятельная часть речи.

У.: - Что обозначает глагол?

О.: - Действие предмета.

У.: - На какие вопросы отвечает глагол?

О.: - Что делать? Что сделать?

У.: - Какие времена есть у глаголов?

О.: - Прошедшее, настоящее и будущее время.

У.: - Какую форму имеет глагол?

О.: - Начальную форму (инфинитив).

У.: - На какие вопросы отвечает глагол в прошедшем времени?

О.: - На вопросы «Что делал? Что сделал?»

У.: - На какой вопрос отвечает глагол в настоящем времени?

О.: - На вопрос «Что делает?»

У.: - На какие вопросы отвечает глагол в будущем времени?

О.: - На вопросы «Что будет делать? Что сделает?»

У.: - На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?

О.: - Что делать? Что сделать?

У.: - Что такое спряжение глагола?

О.: - Спряжение глагола - это изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени.

У.: - На какие 2 группы делятся глаголы по окончаниям?

О.: - На глаголы 1-ого и 2-ого спряжения.


III. Словарно-орфографическая работа.

(Слайд 1)

У.: - Запишите слова, вставляя пропущенную букву.

А__уратный, г_ризонт, л_мон, _бед, дев_чка, з_ря, ласт_чка, леб__ь, пр_зидент, пр_стор, б_лот_, иску__тво.

Проверяем как вы написали слова.

(Слайд 1)

У.: - Как вы думаете, слово «ласточка» имеет одно значение или несколько?

О.: - Слово «ласточка» имеет несколько значений.

У.: - Откройте толковый словарь на странице 157, найдите это слово. Так сколько значений имеет слово «ласточка»?

О.: - Слово «ласточка» имеет 2 значения.

У.: - Прочитайте первое значение слова «ласточка».

О.: - Ласточка – это перелётная птица с узкими острыми крыльями, юркая и быстрая в полёте.

У.: - Посмотрите, как выглядит такая птичка.

(Слайд 2)

Прочитайте второе значение слова «ласточка».

О.: - Ласточка – это гимнастическая фигура, при которой положение тела напоминает птицу в полёте.

У.: - Посмотрите, как выглядит этот элемент в гимнастике.

(Слайд 3)


IV.Каллиграфическая минутка.

На экране слова: гадать, ходить, бежать, подарить.

У.: - Прочитайте слова. Чем они похожи?

О.: - Это глагол в начальной форме, во всех словах орфограмма - безударная гласная в корне.

У.: - Подберите проверочные слова к данным словам.

О.: - Загадка,ходит, бег, подарок, носит.

У.: - Какое слово лишнее? Почему?

О.: - Слово «подарить» лишнее, потому что в нём есть приставка.

У.: - Цепочка, которую мы будем писать на каллиграфической минутке, состоит из букв лишнего слова, обозначающих твёрдые согласные звуки, и части слова, которая есть во всех этих глаголах.

(Слайд 4)

Какие это буквы?

О.: -П,д,ть.

(Слайд 4)

У.: -Определите порядок написания букв в цепочке и продолжите строчку до конца.

Записывают

У.: - На следующей строке запишите ещё одну цепочку: пгдлтапгьодлть

(Слайд 5)

Записывают

У.: - Зачеркните карандашом буквы, которые мы писали в 1 строчке. Какое слово у вас получилось?

О.: - Глагол.

(Слайд 5)


V. Открытие новых умений, знаний.

У.: - Запишите глаголы «зеленеет» и «будет смотреть». Это глаголы какого времени?

О.: - Это глаголы настоящего и будущего времени.

У.: - Как вы записали глагол «зеленеет»? В окончании у тебя какая буква?

О.: - Буква «е».

У.: - Поднимите руки, у кого в окончании буква «и»?

Почему у вас возникла такая проблема?

О.: - Потому что в глаголе безударное окончание.

У.: - Верно. У глагола безударное окончание, поэтому мы путаемся какую букву писать «е» или «и». Какая же тема нашего урока?

О.: - Безударные окончания глаголов в настоящем и будущем времени.

У.: - Правильно, тема нашего урока «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени». Поставьте цель нашего урока.

(Слайд 6)

О.: - Научиться писать безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени.

У.: - С помощью слов – помощников: познакомимся, узнаем, будем учиться определите задачи нашего урока.

(Слайд 6)

О.: - Познакомимся с правилами, узнаем какие глаголы относятся к 1-ому и 2-ому спряжению, будем учиться писать безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени.


1. Групповая работа

У.: - Объединитесь в группы по 4 человека, покажите домики. Сейчас я вам раздам карточки, вы должны выполнить задания, читайте внимательно. Подпишите свои фамилии.


ФИО___________________________________________________________

_______________________________________________________________


Карточка

Соедините глагол с именами существительными, чтобы получились словосочетания. Определите: время, лицо и число глагола.

Имя существительное

Глагол

девочка

корова

собаки

курица

трава

журавли

пролетели

клевала

придёт

шелестит

лают

мычит

Полученные словосочетания


  1. _________________________________________________________

  2. _________________________________________________________

  3. _________________________________________________________

  4. _________________________________________________________

  5. _________________________________________________________

  6. _________________________________________________________


2.Анализ учебной деятельности учащихся на данном этапе.

У.: - Молодцы, ребята, с этим заданием вы все справились.


VI. Физминутка

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - 2 - круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3 - 4 - то же левой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 - обхватив себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2- и.п. То же налево. Повторить 4 - 6 раз. Темп быстрый.
3. И.п.- сидя на стуле, руки на пояс. 1 - повернуть голову направо. 2 - и.п. То же налево. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.



VII. Открытие новых умений, знаний (продолжение).

1. Работа с учебником.

У.: - Откройте учебники на стр.94,читаем правило. Как нужно спрягать глаголы?

О.: - Для того, чтобы спрягать глагол, его надо поставить в неопределённую форму.

У.: - Неопределённая форма глагола это что такое?

О.: - Это начальная форма глагола.

У.: - На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?

О.: - На вопросы «Что делать? Что сделать?».

У.: - Какие глаголы относятся ко 2-ому спряжению?

О.: - Ко 2-ому спряжению относятся глаголы, которые оканчиваются на –ить (кроме брить, стелить), и глаголы-исключения: 4 глагола на –ать (слышать, гнать, дышать, держать) и 7 глаголов на –еть (смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть).

У.: - Чтобы вы быстрее запомнили глаголы-исключения, я приготовила для вас небольшой стих. Послушайте его.

(Слайд 7)

Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.

У.: - Какие глаголы относятся к 1-ому спряжению?

О.: - К 1-ому спряжению относятся глаголы, которые оканчиваются на –ать,

-еть, -оть, -уть, а так же глаголы-исключения: брить и стелить.

У.: - Открываем страницу 93. На странице 93 у вас есть подсказка, здесь прописаны окончания, которые имеют глаголы в 1, 2 или 3 лице, в 1 спряжении и во 2. Прежде чем мы начнём выполнять работу, вспомним, какие местоимения относятся к 1-му лицу, единственному и множественному числу.

О.: - К 1-му лицу, единственному числу относится местоимение «я». К 1-му лицу, множественному числу относится местоимение «мы».

У.: - Какие местоимения относятся ко 2-му лицу, единственному и множественному числу?

О.: - Ко 2-му лицу, единственному числу относится местоимение «ты». Ко 2-му лицу, множественному числу относится местоимение «вы».

У.: - Какие местоимения относятся к 3-му лицу, единственному и множественному числу?

О.: - К 3-му лицу, единственному числу относятся местоимения «он, она, оно». К 3-му лицу, множественному числу относится местоимение «они». (Слайд 8)

У.: - Молодцы. На странице 93 находим упражнение 190. Кто пойдёт к доске?

Алгоритм выполнения упражнения

  1. Откройте ученик на странице 93, упражнение 190.

  2. Прочитайте задание.

  3. Как вы поняли задание?

  4. Выполните задание устно.

  5. Выполните задание в тетради письменно, самостоятельно.

  6. Проверьте как вы справились с заданием (анализ).

  7. Оценка учителя.

Упражнение 190.

Переходишь (2-е л., ед.ч., 2 спр.)

Встречает (3-е л., ед.ч., 1 спр.)

Смотрит (3-е л., ед.ч., 2 спр.)

У.: - Следующее упражнение 192, на странице 94, выполняем устно. Алгоритм выполнения упражнения.

Слышать и видеть относятся ко 2-ому спряжению, все остальные к 1-ому.

У.: - Следующее упражнение 193, на странице 95, выполняем устно. Алгоритм выполнения упражнения.


VIII. Закрепление открытых умений, знаний.

Упражнение 194.

У.: - Выполняем упражнение 194, на странице 95, самостоятельно, на оценку.

Алгоритм выполнения упражнения.

а) веять, болеть, доказать, мечтать, прыгнуть, сверкать;

б) наклеить, варить, запомнить, ловить, беспокоить;

в) держать, смотреть, вертеть, обидеть.

Болеть – болеет – болеют.

Смотреть – смотрит – смотрят.

Обидеть – обидит – обидят.

Если вдруг останется время, то упражнение 195.


IХ. Итог урока. Рефлексия.

У.: - Ребята, наш урок подходит к концу. Посмотрите на доску, закончите данные предложения.


(Слайд 9)


Урок был …

Я на уроке …

Сегодня я …

интересный и познавательный


работал

понял материал

скучный

отдыхал


узнал больше, чем знал

бесполезный

помогал другим


не понял материал


Х. Домашнее задание.

У.: - Откройте свои дневники, запишите домашнее задание, стр.96 упр. 196.

(Слайд 10)

Урок окончен. До свидания!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!