СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русские народные забавы как средство развития духовно – нравственной культуры школьника

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

духовно – нравственная  культура школьника - основа воспитания; - необходимость совершенствования  качества работы учителей начальной школы, по духовно – нравственной культуре через освоение русских народных забав

Просмотр содержимого документа
«Русские народные забавы как средство развития духовно – нравственной культуры школьника»

Русские народные забавы как средство развития духовно – нравственной культуры школьника

Русские народные забавы как средство развития духовно – нравственной культуры школьника

 Актуальность  - с оциальный заказ: духовно – нравственная культура школьника - основа воспитания;  - н еобходимость совершенствования качества работы учителей начальной школы, по духовно – нравственной культуре через освоение русских народных забав - игр и хороводов

Актуальность - с оциальный заказ: духовно – нравственная культура школьника - основа воспитания; - н еобходимость совершенствования качества работы учителей начальной школы, по духовно – нравственной культуре через освоение русских народных забав - игр и хороводов

Цель :   и зучение русских народных забав юга Тюменской области, и возможность использовани я этого ценного дара предков в развитии духовно – нравственной культуры школьника.

Цель : и зучение русских народных забав юга Тюменской области, и возможность использовани я этого ценного дара предков в развитии духовно – нравственной культуры школьника.

Объект :   процесс развития духовно-нравственно й культуры школьника

Объект : процесс развития духовно-нравственно й культуры школьника

Предмет :   русские народные забавы как средство развития духовно-нравственн ой  культуры школьника

Предмет : русские народные забавы как средство развития духовно-нравственн ой культуры школьника

 Задачи :  - выявить состояние проблемы в научной литературе;  - систематизировать знания о русских забавах юга Тюменской области;  - определить условия использования русских народных забав в развитии духовно-нравственной культуры младших школьников.

Задачи : - выявить состояние проблемы в научной литературе; - систематизировать знания о русских забавах юга Тюменской области; - определить условия использования русских народных забав в развитии духовно-нравственной культуры младших школьников.

« Нравственный - противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный…»    В.И.Даль

« Нравственный - противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный…» В.И.Даль

« Нравственность- это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами»    С.И.Ожегов

« Нравственность- это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» С.И.Ожегов

«Камешки»   Садятся девушки на землю кружком и, положив перед собой по четыре камешка, кидает один вверх, немного повыше головы, и пока один летит вниз, она должна захватить лежащий на земле и успеть схватить падающий; потом она бросает тот камешек, который она взяла с земли, и хватает на лету другой и таким образом продолжает, пока все не переберет.

«Камешки» Садятся девушки на землю кружком и, положив перед собой по четыре камешка, кидает один вверх, немного повыше головы, и пока один летит вниз, она должна захватить лежащий на земле и успеть схватить падающий; потом она бросает тот камешек, который она взяла с земли, и хватает на лету другой и таким образом продолжает, пока все не переберет.

«Виртуозные»элементы игры:     - поймать падающий камень тыльной частью кисти;  - подбросить вверх 2-3 камешка и поймать их, при участии только одной руки;  - подбросив камешек вверх, во время их полета стараться захватить правой ( левой) рукой несколько других, разбросанных по земле;

«Виртуозные»элементы игры: - поймать падающий камень тыльной частью кисти; - подбросить вверх 2-3 камешка и поймать их, при участии только одной руки; - подбросив камешек вверх, во время их полета стараться захватить правой ( левой) рукой несколько других, разбросанных по земле;

 Игра « Колечко»  «У кого кольцо?» « У меня!»

Игра « Колечко»

«У кого кольцо?»

« У меня!»

Хороводы  Истоки хороводов славян уходят в далекое прошлое, к обрядам поклонения языческому богу Яриле

Хороводы

Истоки хороводов славян уходят в далекое прошлое, к обрядам поклонения языческому богу Яриле

XVI век XVII , XVIII вв.,  Посев льна Посадка хрена Мак сеять Просо сеять Синичка  Заинька Гуси Селезень Сватовство Плетень Вьюнины Воробушек

XVI век XVII , XVIII вв.,

  • Посев льна
  • Посадка хрена
  • Мак сеять
  • Просо сеять
  • Синичка
  • Заинька
  • Гуси
  • Селезень
  • Сватовство
  • Плетень
  • Вьюнины
  • Воробушек

Кто является сочинителем забав и хороводов? «Простолюдины… Кто родился и вырос и наслаждался неподдельными забавами, сочувствовал им и передавал в распевах, не гоняясь за вычурными выражениями» Терещенко А.В.

Кто является сочинителем забав и хороводов?

«Простолюдины…

Кто родился и вырос

и наслаждался неподдельными забавами, сочувствовал им и передавал в распевах, не гоняясь за вычурными выражениями»

Терещенко А.В.

При сборе хороводов исполнялись грустные песни  Поиграйте, красны девушки, Поколь волюшка жить у батюшки, Поколь негушка у матушки, Неровен жених навяжется, Неровен, как черт, привяжется...»

При сборе хороводов исполнялись грустные песни

Поиграйте, красны девушки, Поколь волюшка жить у батюшки,

Поколь негушка у матушки, Неровен жених навяжется, Неровен, как черт, привяжется...»

Пением в хоровод приглашали не только подружек «В хороводе веселились,  По забавушкам пустились. Песни славно запевали,  Подружечек собирали»

Пением в хоровод приглашали не только подружек

«В хороводе веселились,

По забавушкам пустились. Песни славно запевали,

Подружечек собирали»

Но и парней - «Сходитесь на лужок,  Да и станем все в кружок.  Вы сцепитесь все за ручки. И, приймите, молодчиков с собой»

Но и парней -

«Сходитесь на лужок,

Да и станем все в кружок.

Вы сцепитесь все за ручки.

И, приймите, молодчиков с собой»

«А мы просо сеяли»    Юноши и девушки, разделившись на две группы, встают друг против друга — в этом смысл перехода девушки-невесты из одного состояния в другое, как переход через символические ворота: «Открывайте ворота, принимайте девицу!»

«А мы просо сеяли»

  • Юноши и девушки, разделившись на две группы, встают друг против друга — в этом смысл перехода девушки-невесты из одного состояния в другое, как переход через символические ворота: «Открывайте ворота, принимайте девицу!»
Испытания девушки Образ коней символизирует преждевременную внебрачную связь; Расплетение и расчесывание волос- предшествовало свадьбе;  Поучение невесты плеткой - символизировало переход ее под власть мужа  «В нашем полку пиво пьют, в нашем полку слезы льют» - символизировало свадьбу, Плачь невесты – переход под «мужнину волю».

Испытания девушки

  • Образ коней символизирует преждевременную внебрачную связь;
  • Расплетение и расчесывание волос- предшествовало свадьбе;
  • Поучение невесты плеткой - символизировало переход ее под власть мужа
  • «В нашем полку пиво пьют, в нашем полку слезы льют» - символизировало свадьбу,
  • Плачь невесты – переход под «мужнину волю».
Вью, вью я венок  Завивайся берёзонька  Вью, вью я венок  Завивайся кудрявая  Вью, вью я венок  Мы покумимся кумушка  Вью, вью я венок  Поцелуемся голубушка  Вью, вью я венок

Вью, вью я венок Завивайся берёзонька Вью, вью я венок Завивайся кудрявая Вью, вью я венок Мы покумимся кумушка Вью, вью я венок Поцелуемся голубушка Вью, вью я венок

        Первая пара:   « Ты мне кума, я – тебе кума!»   « Твое – ко мне, мое – к тебе!»

Первая пара: « Ты мне кума, я – тебе кума!» « Твое – ко мне, мое – к тебе!»

        Вторая пара:   « Покумимся, подруженька, покумимся!»   « Нам с тобой не браниться, вечно дружиться»

Вторая пара: « Покумимся, подруженька, покумимся!» « Нам с тобой не браниться, вечно дружиться»