Подготовила: Павлова Ю.С.
Преподаватель экономических дисциплин
Рыночные структуры
Конкуренция *
* ( concurrentia ( лат) – столкновение, состязание)
Конкуренция – это соперничество, между отдельными лицами, хоз.единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели на каком-либо поприще.
Конкуренция
Ценовая
Неценовая
Снижение цен на товары и услуги в сравнении с соперниками.
Другие (неценовые) меры привлечения покупателей.
Какие?
Качество, надежность,
Гарантии, оформление,
реклама
Снижение цен,
скидки, распродажи
Признаки классификации рыночных структур
- количество покупателей и продавцов;
- тип товара (однородный, дифференцированный);
- доступность информации для всех участников рынка о ценах всех продавцов и их изменениях;
- наличие входных барьеров для вступления в отрасль (юридические , или экономические);
- степень влияния продавцов (покупателей) на цену товара.
Конкуренция
Совершенная
(идеальный рынок )
Несовершенная
Монополистическая
Олигополия
Чистая
конкуренция
Монополия
Экономические барьеры
- низкие издержки производства за счет увеличение масштаба производства;
- закрыт доступ к материальным ресурсам и другим факторам в силу отсутствия их на свободном рынке;
- реклама.
назад
Юридические барьеры (непреодолимы, т.к. связаны с уголовным наказанием)
- Производство товара защищено патентом, авторским правом, лицензией, товарным знаком.
- Исключительное право заниматься данным видом деятельности (производство алкогольных напитков, табака, монополия внешней торговли).
- Государственная регистрация отдельных видов деятельности.
назад
Совершенная конкуренция- рынок с множеством равноправных продавцов, предлагающих однородную продукцию, где отсутствуют входные барьеры в отрасль и продавец практически не влияет на рыночную цену.
Монополистическая конкуренция – рынок с множеством производителей, предлагающих схожие, но не одинаковые (дифференцированные) товары и услуги.
Олигополия – рынок, где господствует несколько крупных фирм, вход в отрасль для соперников крайне затруднен. При олигополии возможен ценовой сговор или ориентирование на цены лидера.
Монополия - рынок где имеется только один производитель, который полностью контролирует объем производства и очень сильно влияет на цену. Монополия- главный враг конкуренции.
Естественные монополии- это м онополии, разрешенные государством.
- К ним относятся: коммунальные службы, железные дороги, телефонные компании, поставщики газа, электричества. Конкуренция среди них может только повредить обществу.
- Они подлежат общественному регулированию. В частности, цены или тарифы на их продукцию очень часто определяются федеральными или региональными гос.службами, ведомствами.
Домашнее задание: Заполните таблицу «Характеристика рыночных структур»
Признаки
Совершенная конкуренция
Тип товара
Монополистическая конкуренция
Кол-во покупателей
Кол-во продавцов
Олигополия
Вход в отрасль
Монополия
Влияние на рыночную цену
Примеры товаров, продающихся на данном рынке
Подумай!
Какую рыночную структуру представляет каждое из следующих предприятий:
- молочный магазин, расположенный вблизи вашего дома;
- парикмахерская, которую вы обычно посещаете;
- метрополитен;
- металлургический комбинат;
- сберегательный банк;
- зерновая ферма?