СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рыцарь камерного жанра

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возрождение салонного музицирования, исторических концертов в камерных залах, интерес к доклассическому искусству, совместное экспериментальное творчество в молодежных группах - богатое наследие творчества Цезаря Кюи, близкое им по духу

Просмотр содержимого документа
«Рыцарь камерного жанра»

Рыцарь камерного жанра

Цезаря Кюи, кажется, знают все, хотя за последние полтора столетия он исполнялся несравненно меньше, чем его прославленные собратья по « Могучей кучке» - Мусоргский, Бородин, Римский – Корсаков. Но в творческом плане Цезарю Кюи, можно сказать, не повезло со временем, в котором он жил. Получилось так, что, будучи авторитетным представителем русской «Пятерки» в тогдашней прессе, он многие годы пропагандировал идеи, в целом не соответствующие его собственному таланту и духовному предназначению. Тогда ценилось все эпохальное, драматическое, исторически значимое, близкое народным чаяниям. А то, что получалось у Кюи – композитора лучше всего – волнующие романсы, тонкие фортепианные зарисовки и романтические картины, спектакли для небольших залов, репертуар для встреч в салонах и гостиных – было как бы на периферии общественного интереса. Но получалось – талантливо!

Это было видно всегда, но теперь с большого исторического расстояния и в других социальных условиях особенно заметно и привлекательно. И, думается, истинное признание его музыки, как и другого «большого мастера малых жанров» - Анатолия Лядова – еще впереди.

Возрождение салонного музицирования, исторических концертов в камерных залах, интерес к доклассическому искусству (исключающему драматизацию и столкновение образов в процессе их развития), совместное экспериментальное творчество в молодежных группах – приметы нашего времени. И если это новый жизненный шанс для творчества композитора, чья утонченно – трогательная, простая и вместе с тем изящная музыка в свое время часто звучала во время музицирования в различных салонах (в т. ч. Даргомыжского), клубах (художников Петербурга, например), в кругу друзей – единомышленников у Балакирева?

Свободное музицирование (вне больших концертных залов) часто привлекает любителей музыкального искусства. «Новая русская школа» или «Пятерка», «Могучая кучка», как ее чаще называют (по крылатому выражению В. Стасова) была образована явно непрофессиональными музыкантами – любителями: Кюи был молодым военным инженером, Бородин – начинающим ученым – химиком, Римский – Корсаков – юным морским офицером, Мусоргский – гвардейским подпрапорщиком. Да и сам Балакирев фактически не имел музыкального образования. А вот результат их «музицирований» теперь стал наследием.

Так же, как теперь молодежь создает свои композиции во время совместной игры в разного рода группах, так и тогда молодые «заединщики» «Пятерки» нередко сочиняли сообща, как, например, шуточные «Парафразы» или оперу «Млада», «цехом» дописывали и инструментовали музыку за товарищей, не успевших закончить то или иное произведение.

Близкое по духу не пропадает во времени. А новые его формы всегда будут иметь свой отпечаток старины.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!