Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Орловской Области
«МЕЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
КОНСПЕКТ
урока литературного чтения по теме «С.А. Есенин»,
проведенного студенткой 42 группы
специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
в 4 «Г» классе МБОУ-лицей №21 им. генерала Е.П. Ермолова г. Орла
Макаровой Ларисой Сергеевной
Учитель:_______________/Кузнецова М. А./
Дата проведения: 20.02.19
Оценка:______________
Орёл, 2019
Тема урока: ««М.А. Есенин»
Тип урока: «открытие» нового знания
УМК: «Школа России»
Цель урока: создать условия для знакомства обучающихся с творчеством М.А. Есенина, его произведениями
Планируемые результаты обучения
Предметные: обучающиеся познакомятся с творчеством М.А. Есенина.
Метапредметные:
Познавательные УУД: будут учиться строить речевое высказывание в устной форме; использовать знаково-символических средств; делать выводы в результате анализа и синтеза мыслительных операций.
Регулятивные УУД: будут понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи; выполнять учебные действия в устной или письменной форме.
Коммуникативные УУД: будут формировать умение аргументировать свою позицию, свой ответ, принимать активное участие в работе в группе с одноклассниками.
Личностные: будут формировать элементарные умения в проведении контроля самооценки результатов своей учебной деятельности, наличие учебно-познавательной мотивации.
Оборудование и ресурсы: учебник Литературное чтение 4 класс (2 часть), Калимова Л.Ф.; наглядный материал.
План урока
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин).
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5-6 мин).
Выявление индивидуальных затруднений (2 мин).
Построение проекта выхода из затруднения (1-2 мин).
Реализация построенного проекта (10-15 мин).
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (1-2 мин).
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5-7мин).
Включение в систему знаний повторение (5 мин).
Рефлексия учебной деятельности на уроке (1-2 мин).
Ход урока
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин).
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5-6 мин).
Учитель спрашивает учащихся о том, захотелось ли им выучить наизусть какое-либо из стихотворений В. Я. Брюсова, чем оно привлекло их, затем дети рассказывают наизусть выбранное ими стихотворение. Учащиеся оценивают чтение друг друга.
III. Выявление индивидуальных затруднений (2 мин).
Чтение стихотворения о Есенине
В этом имени – слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Сень берёзы
И синь-рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней
Грусти, юности, чистоты …
Только скажут –
«Сергей Есенин»,
IV. Построение проекта выхода из затруднения (1-2 мин).
Учитель:Чем мы сегодня будем заниматься? А зачем?(задача урока)
V. Реализация построенного проекта (10-15 мин).
Мы снова открываем страницу поэтической тетради и продолжаем чтение стихотворений. Вспомним творчество Сергея Есенина, познакомимся с новыми произведениями. Какие стихи С. Есенина вы знаете, помните?)
Давайте проверим, хорошо ли вы знаете произведения С Есенина. Поиграем в игру "Добавь словечко".Я буду читать отрывок из стихотворения, а вы должны добавить слово.
1. Черёмуха душистая…
с весною расцвела и ветви золотистые, что кудри завила
2. Поёт зима, аукает……
Мохнатый лес баюкает.
3. Воробышки игривые….
Как детки сиротливые,
Прижались у окна
4. Белая берёза…
Под моим окном принакрылась снегом, точно серебром.
А сейчас нам ребята расскажут о С.А.Есенине.
Ученик 1.
В осенний день, 3 октября 1895 года, в селе Константиново Рязанской губернии родился Сергей Есенин. С двух лет он был отдан на воспитание деду по матери, у которого в семье было трое сыновей: в этой семье и прошло почти все детство поэта.
У Сережи были озорные и отчаянные дядья. Однажды, когда Сереже было три с половиной года, они посадили мальчика на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Сережа очумел, но крепко держался за гриву.
А как его учили плавать! Дядя Саша брал мальчика в лодку, отъезжал от берега, снимал с него белье и, как щенка, бросал в воду. Сережа неумело и испуганно плескал руками, а дядя подшучивал над ним.
После восьми лет другому дяде он заменял охотничью собаку, плавая по озерам за подстреленными утками. Среди деревенских мальчишек Сережа был коноводом и слыл драчуном, ходил всегда в царапинах.
Ученик 2.
Бабушка очень любила внука, но и ругала за озорство. А дедушка подзадоривал на кулачную.
Сережа очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы.
Так протекало его детство. Когда Сережа подрос, его отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую, он должен был поступить в Московский учительский институт и стать сельским педагогом.
Но этого не случилось. Целью и смыслом жизни Сережи стала поэзия. Стихи он начал писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество началось с 16–17 лет.
- Есенин – человек золотой души, необыкновенно нежный. Жил он небогато, но когда вышли первые четыре сборника его стихов, поэт получил так много денег, что даже заплакал и сразу отправился за покупками для жителей своего села.
Ученик 3. В одной лавке он купил 35 коромысел и 70 ведер, в другой – много цветастого ситца и мужских пиджаков, хотя он даже и не представлял, сколько теперь мужиков и баб в его родном селе. Им были куплены также керосиновые лампы и керосин.
Лавочник предложил бочку керосина бесплатно, потому что узнал поэта. Когда Есенин собрался ехать, выяснилось, что все деньги потрачены: ему не на что было везти такой груз подарков, и пришлось занимать деньги на билет. Уезжал Сергей без денег и без гостинцев, был очень грустный, так как его мечта порадовать земляков не сбылась.
Последние годы поэт жил в Москве. В декабре 1925 года он уехал из Москвы в Ленинград, мечтая начать новую жизнь, но этим намерениям не суждено было сбыться. В ночь с 27 на 28 декабря поэта не стало.
Есенин прожил очень мало – всего 30 лет, и лишь половина жизни пришлась на его творчество. Ho и за это время поэт достиг очень многого. И мы, русские люди, гордимся им.
-Любите ли вы сказки?
Какие сказки вам нравятся больше всего (народные или авторские, волшебные, о животных или бытовые)?
Нравится ли вам самим читать сказки или вы любите их слушать?
Кто у вас в семье лучший рассказчик сказок?
Поэт Сергей Есенин в детстве тоже очень любил сказки. Сказки, рассказанные бабушкой, остались в его душе, его памяти на всю жизнь. Вот как он вспоминает об этом.
Учитель выразительно читает стихотворение С. А. Есенина «Бабушкины сказки».
Какое настроение оставило у вас стихотворение?
Какими вам показались дети?
На какие хитрости они шли, чтобы подольше послушать бабушкины сказки?
Случалось ли с вами подобное?
С каким чувством поэт вспоминает детские годы и бабушкины сказки? Из каких слов это видно?
Словарная работа.
Объясните значения слов:
Задворки – место за дворами, позади изб.
Разухабистая – весёлая, задорная, бойкая
Гурьба – шумливая группа людей.
Опостылеть – надоесть, надоевший, надоедать.
Галдеть – громко говорить, орать.
Брести – идти с трудом, тихо.
Пригорок – небольшой холм, бугор.
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (1-2 мин).
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5-7мин).
Прочитайте стихотворение про себя.
VIII. Включение в систему знаний повторение (5 мин).
Работа над выразительностью
Чтение рядами - 1 ряд, 2 ряд,
Чтение – мальчики, девочки
Чтение хором
Индивидуальное чтение (2-3 учащихся)
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (1-2 мин).
Какие воспоминания пробудил в вас сегодняшний урок?
С каким чувством вы уходите с урока
Закончите фразу: «Мне урок …, тем что …»
Домашнее задание: перечитать ещё раз стихотворение С. А. Есенина «Бабушкины сказки» (с. 71, часть 2-я), подготовить выразительное чтение стихотворения, по желанию выучить его наизусть, выполнить рисунок к стихотворению.