Конспект урока по литературе группа ПСА-129
Тема урока: С. А. Есенин. Темы лирики.
Цели урока:
определить основные темы лирики Есенина; воспитывать интерес к творчеству поэта.
Тип урока: урок систематизации знаний, урок комплексного применения знаний и умений (комбинированный).
Оборудование к уроку:
Методы и приемы обучения: словесные, практические, исследовательский метод, комментирование чтение
УМК.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие учащихся, подготовка необходимого к уроку
II. Актуализация имеющихся знаний
Как вы относитесь к поэзии Сергея Есенина?
Какие стихотворения и поэмы его нравятся вам больше всего?
Слово учителя
Начало XX в. в русской литературе было ознаменовано появлением целой плеяды разнообразных течений, веяний, поэтических школ. Однако в историю искусства того времени вошли и другие, не принадлежавшие к какой-либо определённой школе, самобытные и яркие поэты, и в первую очередь — Сергей Александрович Есенин, чьё творчество стоит особняком в пёстром и многообразном мире поэзии начала века. Сложная и интересная судьба поэта, множество путешествий, смена мест и образа жизни в сочетании с творческим подходом к осмыслению действительности обусловили богатство и разнообразие тем и мотивов лирики Есенина.
Творческий путь С. А. Есенина охватывает полтора десятилетия. Однако он необычайно насыщен художественными поисками, экспериментами.
Давайте познакомимся с биографией поэта. (видео)
Учащиеся составляют хронологическую таблицу
Детство и юность поэта прошли в селе Константинове, на берегу Оки, в крестьянской семье; основной темой ранней лирики Есенина закономерно становится описание природы, родных картин, пейзажей, проникнутых теплотой, близких с детства, знакомых, любимых. При этом многие явления природы поэт олицетворяет, видит в них живое.
Всего 20 лет было Есенину, когда появилась первая книга его стихов. Сборник «Радуница» вышел в ноябре 1915 г. с датой на обложке — 1916. Значительная часть сборника — это стихи, «идущие от жизни», от знания крестьянского быта. Главное место в них занимает реалистическое изображение деревенской жизни.
Образность, яркость метафор и сравнений будет характерна и для последующего творчества Есенина, но в ранней лирике она носит свежий, радостный, новаторский характер, что придаёт стихам особую трогательность и выразительность. Родная природа для поэта — вечный источник восхищения и вдохновения, описание самых простых и будничных сцен в его восприятии становится волшебным, сказочным, манящим («Берёза», «Пороша»). Так же трогательно, как к пейзажам вообще, Есенин относится к каждому конкретному элементу родного быта, будь то ветка дерева, заглядывающая в окно, домашняя утварь или даже животное: множество стихов Есенина посвящено именно животным («Коровка», «Лисица», «Сукин сын»). Юношеское восприятие жизни у поэта — светлое, радостное; в ранних стихах появляется и тема любви («Выткался на озере алый цвет зари…»), воспринимаемая с той же жизнерадостностью и свежестью. Любовь для Есенина в этот период — какое-то романтическое, хрупкое состояние души, его возлюбленная — не девушка, а видение, символ: лирический герой описывает в основном не её, а свои чувства и переживания, причём по-юношески романтично и трогательно
Характерно, что любовь и природа в ранней лирике Есенина взаимосвязаны, неразделимы. Всё многообразие мотивов описания природы (пейзажные зарисовки, стихи о животных, бытовые сцены) перерастают в одну, глобальную, важную для понимания всей лирики Есенина тему — тему Родины; одним из первых в её осмыслении поэтом стало стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…».
Поэт признаётся в любви Родине и фактически ставит её выше рая, выше небесной жизни.
Какие эпизоды биографии Есенина представляются вам наиболее драматичными, многое определившими в его жизни и творчестве? Как складывались отношения поэта с эпохой и современниками?
• Какую роль в формировании Есенина-поэта сыграли уклад деревенской жизни, природа рязанского края?
• В чём уникальность, самобытность художественного мира Есенина? Каковы наиболее характерные приметы мира поэта?
• Какое место в раннем творчестве Есенина занимает русская деревня? • Какой предстаёт любовь в ранних стихотворениях Есенина? Меняется ли восприятие любви есенинским героем в поздний период творчества?
Выразительное чтение стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…» наизусть заранее подготовленным учащимся.
Аналитическая работа с текстом стихотворения «Письмо матери».
1)Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся
Б) Слушание сообщения об истории создания стихотворения
Аналитическая беседа
• Это стихотворение — одно из самых любимых у С. А. Есенина. О чём оно? Как вы поняли его смысл?
• На какие смысловые части можно разделить стихотворение? О чём говорится в каждой из частей?
• Рассмотрите стихотворение с точки зрения его композиции. Каково в ней назначение любимого есенинского кольцевого оформления?
• Каким вы увидели Есенина в данном стихотворении?
• В стихотворении «Письмо к матери» есть автобиографические мотивы. Какие именно?
• Почему они не мешают провозглашению общечеловеческих ценностей?
Одно из самых любимых стихотворений Сергея Есенина — «Письмо матери» — стало и всенародно любимым романсом. Кто же положил на музыку «Письмо матери»? В те годы, когда поэт навещал Константиново, неподалёку жил и работал в деревенском клубе Василий Липатов. Был он красный командир, в Гражданскую войну командовал кавалерийским взводом, а теперь собирался на ученье в Петроград, решив стать музыкантом. В Петроградской консерватории его заметил ректор Александр Константинович Глазунов. Липатов учился игре на фортепиано и композиции. Вскоре он был уже хорошим пианистом.
Случай сделал его знаменитым композитором. Прочитав стихотворение С. А. Есенина «Письмо матери», Липатов за один день сочинил песню. Она распространилась с невероятной скоростью: без радио через несколько дней её уже знали и в Москве, и в Рязани. Слышал её и сам Есенин. Его сестра Александра вспоминала, как вечерами гуляли они с братом вдоль Оки и пели «Письмо матери». Одобрил песню и Глазунов. «Я бы мог подписаться под этой мелодией»,— сказал маститый композитор. Однако судьба и песни, и автора музыки сложилась нелегко.
В. П. Соловьёв-Седой вспоминал: «“Письмо матери” подхватили десятки, сотни, тысячи исполнителей и ансамблей. В короткий срок она облетела все города и веси, и не было в нашей стране такого концерта, такого ресторана, бара, кафе, где не исполнялась бы песня Липатова. В один прекрасный день Василий Николаевич Липатов стал знаменит, популярен, любим…»
Итак, сегодня на уроке вы убедились в том, что природа у С. А. Есенина — не только одна из главных тем, но и ключ к его поэтической образности. Словесный образ, по мнению поэта, отражает «узловую связь природы с сущностью человека» («Облетает моя голова, куст волос золотистых вянет…», «Увяданьем золота охваченный, я не буду больше молодым…» и др.). Каждый поэтический образ определён жизнью, в нём проявляется диалог поэта с миром — природой, землёй. В точной проникновенности образа — творческий дар и жизненная философия поэта. Творческое наследие С. А. Есенина очень близко нашим сегодняшним представлениям о мире, где человек — только частица живой природы. Проникнув в мир поэтических образов С. А. Есенина, мы начинаем ощущать себя братьями одинокой берёзы, старого клёна, рябинового куста. Эти чувства должны помочь сохранить человечность, а значит, и человечество.
VII Подведение итогов. (Рефлексия. Выставление оценок)