СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С.А. Есенин "Песнь о собаке". 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«С.А. Есенин "Песнь о собаке". 6 класс»

ЦЕЛИ выявить художественную идею стихотворения С.А.Есенина «Песнь о собаке», проявившуюся в интонации стихотворения, стремлении «очеловечить» образы животных формировать навыки выразительного чтения, анализа лирического произведения в единстве формы и содержания, коммуникативных умений формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, воспитывать бережное отношение ко всему живому

ЦЕЛИ

  • выявить художественную идею стихотворения С.А.Есенина «Песнь о собаке», проявившуюся в интонации стихотворения, стремлении «очеловечить» образы животных
  • формировать навыки выразительного чтения, анализа лирического произведения в единстве формы и содержания, коммуникативных умений
  • формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, воспитывать бережное отношение ко всему живому
 Сергей Александрович Есенин - великий русский поэт, человек с очень тонкой, проникновенной душой, умеющий чувствовать чужую боль как свою собственную.  С особой теплотой он писал о братьях наших меньших, изображая их чувства, переживания, заставляя читателя сострадать им.    Он поднимал серьёзную проблему, которую можно выразить словами Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили?». Кто подразумевается под этой фразой?

Сергей Александрович Есенин - великий русский поэт, человек с очень тонкой, проникновенной душой, умеющий чувствовать чужую боль как свою собственную.  С особой теплотой он писал о братьях наших меньших, изображая их чувства, переживания, заставляя читателя сострадать им.  

Он поднимал серьёзную проблему, которую можно выразить словами Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили?». Кто подразумевается под этой фразой?

 В юности  Есенин стал свидетелем события, которое  его потрясло.  Собака соседа Есенина ощенилась, и хозяин убил всех щенят. Мать Есенина, Татьяна Фёдоровна, рассказала этот случай, именно под впечатлением от него Есенин написал стихотворение.  О каком же стихотворении Есенина пойдёт речь?   Какие цели перед собою ставим?    Анализировать стихотворение, строить высказывания, аргументированно доказывать свою точку зрения.

В юности  Есенин стал свидетелем события, которое  его потрясло.  Собака соседа Есенина ощенилась, и хозяин убил всех щенят. Мать Есенина, Татьяна Фёдоровна, рассказала этот случай, именно под впечатлением от него Есенин написал стихотворение.

О каком же стихотворении Есенина пойдёт речь?   Какие цели перед собою ставим?  

Анализировать стихотворение, строить высказывания, аргументированно доказывать свою точку зрения.

С.А. Есенин «Песнь о собаке»

С.А. Есенин «Песнь о собаке»

 Стихотворение «Песнь о собаке» было написано С.А.Есениным в 1915 году. Ему в то время было всего двадцать лет. Впервые это стихотворение вышло в сборнике «Радуница» в 1918 году. Сам С. Есенин очень любил животных и написал много стихотворений о них, он умел выразить свои чувства в незамысловатых, запоминающихся, удивительно ярких строках.  М.Горький говорил, что Есенин «первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных».  Определите, какие чувства вызывает у вас это стихотворение после просмотра фильма?

Стихотворение «Песнь о собаке» было написано С.А.Есениным в 1915 году. Ему в то время было всего двадцать лет. Впервые это стихотворение вышло в сборнике «Радуница» в 1918 году. Сам С. Есенин очень любил животных и написал много стихотворений о них, он умел выразить свои чувства в незамысловатых, запоминающихся, удивительно ярких строках.

М.Горький говорил, что Есенин «первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных».

Определите, какие чувства вызывает у вас это стихотворение после просмотра фильма?

Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? На какие картины (части) можно поделить стихотворение? Озаглавьте их.  Что будет кульминацией стихотворения? Самый напряжённый момент стихотворения. 1-2 строфы «Рождение щенят» 3 строфа «Приходит хозяин» 4 строфа «Гибель беззащитных щенят» 5-7 строфы «Путь собаки домой»
  • Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
  • На какие картины (части) можно поделить стихотворение? Озаглавьте их.  Что будет кульминацией стихотворения? Самый напряжённый момент стихотворения.
  • 1-2 строфы «Рождение щенят»
  • 3 строфа «Приходит хозяин»
  • 4 строфа «Гибель беззащитных щенят»
  • 5-7 строфы «Путь собаки домой»
 А сейчас проанализируем идейно-художественное своеобразие каждой части стихотворения. Проникнем в суть его, определим идею. Строфы    Слова, выражающие цвет, свет

А сейчас проанализируем идейно-художественное своеобразие каждой части стихотворения. Проникнем в суть его, определим идею.

Строфы Слова, выражающие цвет, свет

Выразительное чтение 1,2 строфы Какие слова показались непонятными?   (Рогожа – грубая ткань , закут – хлев для скота, чулан, кладовая, тёмное помещение ) Какова интонация первых двух строф ? (Спокойный тон начала не предвещает трагедии). Когда щенки появились на свет ? (Утром, когда мир находится под защитой сил света и добра. И в торжественном безмолвии мир замер перед свершившимся чудом: приходом в мир семерых новых жизней). Что вы знаете о значении числа семь ? (Из сказок мы знаем, что это число является счастливым, число 7 в народной поэзии олицетворяет семью).

Выразительное чтение 1,2 строфы

  • Какие слова показались непонятными?   (Рогожа – грубая ткань , закут – хлев для скота, чулан, кладовая, тёмное помещение )
  • Какова интонация первых двух строф ? (Спокойный тон начала не предвещает трагедии).
  • Когда щенки появились на свет ? (Утром, когда мир находится под защитой сил света и добра. И в торжественном безмолвии мир замер перед свершившимся чудом: приходом в мир семерых новых жизней).
  • Что вы знаете о значении числа семь ? (Из сказок мы знаем, что это число является счастливым, число 7 в народной поэзии олицетворяет семью).
Какая картина представляется вам после прочтения этой строфы?  (Уютный уголок, куда попадают солнечные лучи и где ласкаются животные,  представлена картина собачьего счастья). Какой цвет  преобладает ? (Золотой цвет солнца, рыжий цвет щенят. Рождение – это всегда торжество сил света, тепла, плодородия. Вся обстановка появления щенков сулит им счастливую, благополучную, сытую жизнь.  «ржаной закут», как символ плодородия, в котором ощенилась собака). (В тетради: Ржаной закут. Златящиеся рогожи. Рыжий цвет  шерсти щенят). Как называются такие слова в литературном произведении?  (эпитеты).
  • Какая картина представляется вам после прочтения этой строфы?  (Уютный уголок, куда попадают солнечные лучи и где ласкаются животные,  представлена картина собачьего счастья).
  • Какой цвет  преобладает ? (Золотой цвет солнца, рыжий цвет щенят. Рождение – это всегда торжество сил света, тепла, плодородия. Вся обстановка появления щенков сулит им счастливую, благополучную, сытую жизнь.  «ржаной закут», как символ плодородия, в котором ощенилась собака).

(В тетради: Ржаной закут. Златящиеся рогожи. Рыжий цвет  шерсти щенят).

  • Как называются такие слова в литературном произведении?  (эпитеты).
  Выразительное чтение 3 строфы Эта строфа начинается с указания времени суток . Какую роль играет это точное указание на время?  (Наступило время господства над миром сил тьмы, зла и разрушения. «Утром» в мире царили свет, тепло, жизнь. Сейчас не их время. И молчат до поры до времени петухи – Перуновы птицы, от крика которых утром в страхе бегут с поля битвы за владычество силы мрака).   Какой герой появляется в этой строфе?  («Хозяин хмурый» разрушает счастье собаки: «семерых всех поклал в мешок») Что подчеркивает грубо просторечное слово «поклал»?  (Покласть можно неодушевленные предметы). Такое слово подчеркивает угрюмую непреклонность действий хозяина, его равнодушие, черствость души. Он подобен туче, заслонившей от нас солнце. Одна из злых сил мира -  туча – вызывала у наших предков – древних славян ассоциацию с «мешком», в который прячут по ночам украденное или завоеванное солнце. «Рыжие», как солнце,  щенята брошены в темный, душный мешок).  Какие слова помогают нарисовать картину? (В тетради: Тьма, мрак (вечер), «хмурый» хозяин)

  Выразительное чтение 3 строфы

  • Эта строфа начинается с указания времени суток . Какую роль играет это точное указание на время?  (Наступило время господства над миром сил тьмы, зла и разрушения. «Утром» в мире царили свет, тепло, жизнь. Сейчас не их время. И молчат до поры до времени петухи – Перуновы птицы, от крика которых утром в страхе бегут с поля битвы за владычество силы мрака).  
  • Какой герой появляется в этой строфе?  («Хозяин хмурый» разрушает счастье собаки: «семерых всех поклал в мешок»)
  • Что подчеркивает грубо просторечное слово «поклал»?  (Покласть можно неодушевленные предметы). Такое слово подчеркивает угрюмую непреклонность действий хозяина, его равнодушие, черствость души. Он подобен туче, заслонившей от нас солнце. Одна из злых сил мира -  туча – вызывала у наших предков – древних славян ассоциацию с «мешком», в который прячут по ночам украденное или завоеванное солнце. «Рыжие», как солнце,  щенята брошены в темный, душный мешок).  Какие слова помогают нарисовать картину?

(В тетради: Тьма, мрак (вечер), «хмурый» хозяин)

Выразительное чтение 4 строфы В этой строфе  нет описания самого жестокого события, поэт отказался от кульминационной сцены .  Самая страшная сцена опущена — она скрыта за многоточием. Почему?  Есенин использует в этой строфе такой прием, как умолчание. Прием умолчания используется для того, чтобы читатель сам представил себе эту страшную картину и чувства, которые испытывает лирический герой. Можно себе представить, что собака не успела увидеть гибель своих щенят. А может, она наблюдала эту картину?.. Страшно становится от осознания, что собака ничем не могла помочь своим детям.

Выразительное чтение 4 строфы

  • В этой строфе  нет описания самого жестокого события, поэт отказался от кульминационной сцены .  Самая страшная сцена опущена — она скрыта за многоточием. Почему? 
  • Есенин использует в этой строфе такой прием, как умолчание. Прием умолчания используется для того, чтобы читатель сам представил себе эту страшную картину и чувства, которые испытывает лирический герой. Можно себе представить, что собака не успела увидеть гибель своих щенят. А может, она наблюдала эту картину?.. Страшно становится от осознания, что собака ничем не могла помочь своим детям.
Какой многозначительной деталью заменяет Есенин сцену гибели щенят?  («Долго, долго дрожала» гладь воды). О чем нам говорит эта деталь?  (Долго собака стояла и смотрела на вздрагивавшую воду, скрывшую от нее детей. А человек убил и спокойно пошел домой, для него то, что он сделал только что, обыденный житейский факт, мелочь, на которой не стоит задерживать внимание. Может, поэтому и не говорится ни слова о том, как гибли щенята?)  А какой цвет преобладает в этой строфе? (В тетради: Белый цвет сугробов. Воды незамерзшей гладь. А какого цвета вода в проруби? Стальной отлив воды в проруби)
  • Какой многозначительной деталью заменяет Есенин сцену гибели щенят?  («Долго, долго дрожала» гладь воды).
  • О чем нам говорит эта деталь?  (Долго собака стояла и смотрела на вздрагивавшую воду, скрывшую от нее детей. А человек убил и спокойно пошел домой, для него то, что он сделал только что, обыденный житейский факт, мелочь, на которой не стоит задерживать внимание. Может, поэтому и не говорится ни слова о том, как гибли щенята?) 
  • А какой цвет преобладает в этой строфе? (В тетради: Белый цвет сугробов. Воды незамерзшей гладь. А какого цвета вода в проруби? Стальной отлив воды в проруби)
Выразительное чтение 5,6 строфы Подберите синонимы к глаголу «плелась».  (Брела, шла).  Почему поэт выбрал именно это слово?  (Этот глагол передает состояние умершей души). Что позволило собаке принять месяц за своего оставшегося в живых щенка?  (Во-первых, цвет, во-вторых, форма: месяц может напоминать свернувшегося в комочек щенка). Какое значение приобретает словосочетание «в синюю высь»?  (Синяя высь такая же холодная и глубокая, как синяя вода… Там, в синей воде – синей выси, - желтый месяц, он бежит, как живой, как её щенок… На мгновение мир снова стал красочным и звучным, но окончательно утратил их, когда  обманутой оказалась надежда собаки на то, что хотя бы одно её дитя живо).

Выразительное чтение 5,6 строфы

  • Подберите синонимы к глаголу «плелась».  (Брела, шла).  Почему поэт выбрал именно это слово?  (Этот глагол передает состояние умершей души).
  • Что позволило собаке принять месяц за своего оставшегося в живых щенка?  (Во-первых, цвет, во-вторых, форма: месяц может напоминать свернувшегося в комочек щенка).
  • Какое значение приобретает словосочетание «в синюю высь»?  (Синяя высь такая же холодная и глубокая, как синяя вода… Там, в синей воде – синей выси, - желтый месяц, он бежит, как живой, как её щенок… На мгновение мир снова стал красочным и звучным, но окончательно утратил их, когда  обманутой оказалась надежда собаки на то, что хотя бы одно её дитя живо).
А какие звуки (гласные) преобладают в этой части стихотворения? Для чего Есенин использует звукопись? (ассонанс) (Плач собаки показан с помощью повторяющихся в строфе гласных звуков и, о, у). (В тетради: Золотистый, серебристый цвет месяца. Чернота, наступившая после его бегства).
  • А какие звуки (гласные) преобладают в этой части стихотворения? Для чего Есенин использует звукопись? (ассонанс) (Плач собаки показан с помощью повторяющихся в строфе гласных звуков и, о, у).

(В тетради: Золотистый, серебристый цвет месяца. Чернота, наступившая после его бегства).

  Выразительное чтение 7 строфы  По эмоциональной глубине происшедшая трагедия сравнивается с библейской мерой жестокости: бросить голодному камень вместо хлеба. В первых строках отражены обман ожидания, разочарование. Какое значение имеет выражение «золотыми звездами в снег»? Как такой приём называется в литературоведении?  (Золотые звезды – слезы собаки, которые наполнены любовью к детям. Материнскую скорбь невозможно измерить, она безгранична, как звездное небо, которое отразилось в глазах собаки).  Среди поверий наших предков есть и такое: звезды, горящие на небе, - души людей, живущих на земле. Когда падает, скатывается по небосклону звезда – умирает человек… Таким образом, «золотые звезды» -  наполненное любовью к детям сердце матери. Материнскую скорбь невозможно измерить, она безгранична, как звездное небо.

  Выразительное чтение 7 строфы

По эмоциональной глубине происшедшая трагедия сравнивается с библейской мерой жестокости: бросить голодному камень вместо хлеба. В первых строках отражены обман ожидания, разочарование.

  • Какое значение имеет выражение «золотыми звездами в снег»? Как такой приём называется в литературоведении?  (Золотые звезды – слезы собаки, которые наполнены любовью к детям. Материнскую скорбь невозможно измерить, она безгранична, как звездное небо, которое отразилось в глазах собаки).

Среди поверий наших предков есть и такое: звезды, горящие на небе, - души людей, живущих на земле. Когда падает, скатывается по небосклону звезда – умирает человек… Таким образом, «золотые звезды» -  наполненное любовью к детям сердце матери. Материнскую скорбь невозможно измерить, она безгранична, как звездное небо.

Задание  Раскрасьте каждую колонку нашей таблицы. Что мы увидим? Какой цвет вам видится в начале стихотворения?  (Золотой цвет – цвет солнца, олицетворяющий радость рождения). А в конце стихотворения?  (Темно-синий и черный, подчеркивающий трагедию собаки).  А как вы думаете, с чем связана такая цветовая гамма?  Вначале мы видим, как радуется мир появлению щенят. Далее мы замечаем, как постепенно мир теряет свои краски, свой свет, как молчит он, устыдясь своей беспомощности перед силами зла. Замечаем мы, какой радостью, всполохом цвета и света блеснул перед нами мир в шестой строфе и как вместе с золотыми звездами ушли из мира звуки, свет, цвет, а вместе с ним и жизнь. В черно-белое беззвучие погрузился мир.

Задание

Раскрасьте каждую колонку нашей таблицы. Что мы увидим? Какой цвет вам видится в начале стихотворения?  (Золотой цвет – цвет солнца, олицетворяющий радость рождения).

  • А в конце стихотворения?  (Темно-синий и черный, подчеркивающий трагедию собаки).  А как вы думаете, с чем связана такая цветовая гамма?

Вначале мы видим, как радуется мир появлению щенят. Далее мы замечаем, как постепенно мир теряет свои краски, свой свет, как молчит он, устыдясь своей беспомощности перед силами зла. Замечаем мы, какой радостью, всполохом цвета и света блеснул перед нами мир в шестой строфе и как вместе с золотыми звездами ушли из мира звуки, свет, цвет, а вместе с ним и жизнь. В черно-белое беззвучие погрузился мир.

Какие цвета связаны с образом хозяина?  (темные)  А с образом собаки?  (яркие, солнечные).  Собака противопоставлена человеку. Каким изображается человек?  (бессердечным, бесчувственным, потому он хмурый,  подобный тени)   Изображает ли поэт его лицо, глаза?  (нет, мы можем только представить себе хмурого,  бездушного хозяина)  А какой мы видим собаку?  (собака способна чувствовать, переживать, подобно человеку, и образы природы в стихотворении связаны с образом собаки, это она видит сугробы, водную гладь, месяц и плачет «золотыми звездами»)
  • Какие цвета связаны с образом хозяина?  (темные)  А с образом собаки?  (яркие, солнечные).  Собака противопоставлена человеку.
  • Каким изображается человек?  (бессердечным, бесчувственным, потому он хмурый,  подобный тени)  
  • Изображает ли поэт его лицо, глаза?  (нет, мы можем только представить себе хмурого,  бездушного хозяина)  А какой мы видим собаку?  (собака способна чувствовать, переживать, подобно человеку, и образы природы в стихотворении связаны с образом собаки, это она видит сугробы, водную гладь, месяц и плачет «золотыми звездами»)
Как бы вы определили основную мысль стихотворения? Его идею? Какие мысли, чувства хотел до нас донести автор?   Человек должен чувствовать ответственность за все живое на земле.  Есенин попытался в своем стихотворении показать трагедию собаки-матери.   В стихотворении он выразил мысль о том, как бессердечны люди, утратившие ощущение родства со всем живым на земле.
  • Как бы вы определили основную мысль стихотворения? Его идею? Какие мысли, чувства хотел до нас донести автор? 

Человек должен чувствовать ответственность за все живое на земле.  Есенин попытался в своем стихотворении показать трагедию собаки-матери.   В стихотворении он выразил мысль о том, как бессердечны люди, утратившие ощущение родства со всем живым на земле.

Почему стихотворение Есенина названо «песнью»?  Песнь – эпическое произведение на историческую или героическую тему.  Такое определение жанра придает серьезность произведению: все живое достойно жизни, достойно сочувствия. Очеловечивая собаку, Сергей Есенин испытывает глубокое уважение к миру живых существ, достойному величественной песни. Это своего рода гимн святому чувству материнства. Прочитаем эпизод из  рассказа А. Костюнина «Прима и ее щенки». 
  • Почему стихотворение Есенина названо «песнью»?

Песнь – эпическое произведение на историческую или героическую тему.  Такое определение жанра придает серьезность произведению: все живое достойно жизни, достойно сочувствия. Очеловечивая собаку, Сергей Есенин испытывает глубокое уважение к миру живых существ, достойному величественной песни. Это своего рода гимн святому чувству материнства.

  • Прочитаем эпизод из  рассказа А. Костюнина «Прима и ее щенки». 
 База встретила нас притихшей.  В наше отсутствие Прима ощенилась и теперь, забившись в конуру, устало облизывала свои мокрые родные комочки. К нашему появлению она отнеслась равнодушно, при этом словно ждала кого-то. Беспокойно вытягивала морду кверху. Принюхивалась.  Фомич присел рядом на корточки и, ласково заглядывая ей в глаза, потрепал за загривком:  –  Придёт твой Орфей, не горюй. Куда ему деться? А этих щенков ну никак нельзя оставлять – сама понимаешь. Осенний помёт у породистых гончаков сохранять не принято: таких собак ни на выставку, ни на полевые состязания не предъявишь – засмеют. И самое главное – их не продать потом. Мне от вас с Орфеем щенки весной нужны. Саша, посвети.  Он передал мне керосиновый фонарь.  Сам поманил Приму куском сахара. Та недоверчиво высунула голову из будки. В ногах у самки беспомощно копошились детёныши. Они беспомощно попискивали, слепо хватая ртом воздух или безмятежно посапывали, прижавшись к тёплому, как лежанка, животу матери.

База встретила нас притихшей.

В наше отсутствие Прима ощенилась и теперь, забившись в конуру, устало облизывала свои мокрые родные комочки. К нашему появлению она отнеслась равнодушно, при этом словно ждала кого-то. Беспокойно вытягивала морду кверху. Принюхивалась.

Фомич присел рядом на корточки и, ласково заглядывая ей в глаза, потрепал за загривком:

–  Придёт твой Орфей, не горюй. Куда ему деться? А этих щенков ну никак нельзя оставлять – сама понимаешь. Осенний помёт у породистых гончаков сохранять не принято: таких собак ни на выставку, ни на полевые состязания не предъявишь – засмеют. И самое главное – их не продать потом. Мне от вас с Орфеем щенки весной нужны. Саша, посвети.

Он передал мне керосиновый фонарь.

Сам поманил Приму куском сахара. Та недоверчиво высунула голову из будки. В ногах у самки беспомощно копошились детёныши. Они беспомощно попискивали, слепо хватая ртом воздух или безмятежно посапывали, прижавшись к тёплому, как лежанка, животу матери.

 Николай, ухватив за ошейник, перевёл собаку из вольера в соседний, наглухо сколоченный дощатый сарайчик, поставил перед мордой миску геркулесовой каши и плотно закрыл снаружи дверь.  Фомич, глухо матерясь, опустился на колени рядом с будкой и на ощупь стал вытаскивать тёплые комочки, один за другим, укладывая их в голубое эмалированное ведро, в котором обычно таскал еду для собак.  Звериный вой будоражил ночную тьму. Прима бесновалась, кидалась на глухую к её горю дверь сарая, ударялась в неё всем своим телом, падала, поднималась, снова и снова билась, но ничего не могла исправить.  Щенки, безмятежно жмурясь, возёхались на дне ведра, сытые, притихшие, не ожидая от жизни ничего, кроме хорошего.  –  Свети лучше, не тряси фонарь, «газетины кусок»…

Николай, ухватив за ошейник, перевёл собаку из вольера в соседний, наглухо сколоченный дощатый сарайчик, поставил перед мордой миску геркулесовой каши и плотно закрыл снаружи дверь.

Фомич, глухо матерясь, опустился на колени рядом с будкой и на ощупь стал вытаскивать тёплые комочки, один за другим, укладывая их в голубое эмалированное ведро, в котором обычно таскал еду для собак.

Звериный вой будоражил ночную тьму. Прима бесновалась, кидалась на глухую к её горю дверь сарая, ударялась в неё всем своим телом, падала, поднималась, снова и снова билась, но ничего не могла исправить.

Щенки, безмятежно жмурясь, возёхались на дне ведра, сытые, притихшие, не ожидая от жизни ничего, кроме хорошего.

–  Свети лучше, не тряси фонарь, «газетины кусок»…

 Егерь наклонил стоявшую под стоком бочку с дождевой водой и залил ведро до краёв. Шевелящаяся живая масса с бульканьем скрылась. Лишь один из щенков, крепыш, видно в батю, не сдаваясь, поднялся по телам своих братьев и вытянул головку наружу. Николай берёзовым прутиком легонько притопил его. Свет «летучей мыши» сперва выхватывал под водой последние судороги щенка, потом жизнь затихла.  –  Всё, – устало произнёс егерь. – Пошли ужинать.  Малышей отнесли в выгребную яму, подальше от вольера, и зарыли. Ни ночью, ни под утро Орфей не вернулся. Мы объехали на машине все ближние деревни: собаки нигде не было. И только знакомый старик видел возле Федотовского кордона волков. Как раз там, где мы вчера полевали.  Я опаздывал на работу и больше оставаться не мог. Укладывая вещи в машину, прощаясь с егерем, я никак не мог избавиться от еле слышного, но от этого не менее щемящего, раздирающего душу, пронзительного воя.

Егерь наклонил стоявшую под стоком бочку с дождевой водой и залил ведро до краёв. Шевелящаяся живая масса с бульканьем скрылась. Лишь один из щенков, крепыш, видно в батю, не сдаваясь, поднялся по телам своих братьев и вытянул головку наружу. Николай берёзовым прутиком легонько притопил его. Свет «летучей мыши» сперва выхватывал под водой последние судороги щенка, потом жизнь затихла.

–  Всё, – устало произнёс егерь. – Пошли ужинать.

Малышей отнесли в выгребную яму, подальше от вольера, и зарыли. Ни ночью, ни под утро Орфей не вернулся. Мы объехали на машине все ближние деревни: собаки нигде не было. И только знакомый старик видел возле Федотовского кордона волков. Как раз там, где мы вчера полевали.

Я опаздывал на работу и больше оставаться не мог. Укладывая вещи в машину, прощаясь с егерем, я никак не мог избавиться от еле слышного, но от этого не менее щемящего, раздирающего душу, пронзительного воя.

Какие чувства испытывает Прима? Как вы думаете, какие чувства испытывает Прима в момент гибели щенков? Чему же учит нас стихотворение С Есенина «Песнь о собаке» и рассказ А.Костюнина «Орфей и Прима»?  Они показывают, что в мире существует много зла. Оно существовало всегда. Это извечная борьба добра и зла, алчности и бескорыстия, жестокости и милосердия. Но выбор всегда за человеком. Как поступить в сложившейся ситуации каждый решает сам. Но есть вечные ценности, пренебрегать которыми никак нельзя.
  • Какие чувства испытывает Прима?
  • Как вы думаете, какие чувства испытывает Прима в момент гибели щенков?
  • Чему же учит нас стихотворение С Есенина «Песнь о собаке» и рассказ А.Костюнина «Орфей и Прима»?

Они показывают, что в мире существует много зла. Оно существовало всегда. Это извечная борьба добра и зла, алчности и бескорыстия, жестокости и милосердия. Но выбор всегда за человеком. Как поступить в сложившейся ситуации каждый решает сам. Но есть вечные ценности, пренебрегать которыми никак нельзя.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!