«Конспект урока литературного чтения. 2 класс.
Тема: С. Михалков «Как друзья познаются»
Тема: С. Михалков «Как друзья познаются»
Цель урока:
Задачи урока:
формирование навыка чтения при изучении произведений С. В. Михалкова;
учить правильному интонированию восклицательных предложений;
рассуждать, читать по ролям;
выявить представления детей о том, что такое настоящая дружба, привести детей к мысли, что друзья познаются в беде;
воспитывать в детях интерес к чтению.
Планируемые результаты
Предметные УУД:
Познавательные УУД:
осознанное восприятие литературного произведения; формулирование ответов на вопросы по содержанию произведения; деление на логические части, построение оценочных рассуждений.
Регулятивные УУД:
• выполнение принятой учебной задачи ; адекватное восприятие оценки учителя и товарищей; планирование своих действий;
Коммуникативные УУД:
• взаимодействие с окружающими, умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, правильно выражение своих мыслей, оказание поддержки друг другу и эффективное сотрудничество как с учителем, так и со сверстниками;
Личностные УУД:
•умение высказывать свое мнение о знании моральных норм поведения, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Межпредметные связи: технология
Ресурсы: учебник «Литературное чтение». 2 класс. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий
Презентация.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Начинаем урок литературного чтения. Я вижу, что все к уроку готовы, настроение у всех хорошее.
- Перемена быстро пролетела,
Нужно браться нам за дело!
Слушать вам надо внимательно,
Работать вам надо старательно,
Побольше нового узнать
И вместе к знаниям шагать!
II. Актуализация знаний.
1) Проверка домашнего задания.
Очень много слов на свете
Как снежинок у зимы.
- Строки из какого стихотворения я прочитала?
- Чтение стихотворения В. Орлова «Я и мы» наизусть.
- Оцените чтение стихотворения …
- Как вы считаете, в каких строчках заключена главная мысль стихотворения.
- А вы согласны с автором? Выскажите свое мнение.
2. Речевая разминка
А разве друга надо звать,
Когда темно в пути,
Когда дороги не узнать
И нету сил идти?
Ведь он не сможет есть и спать,
Когда такое вдруг!
Но… если друга надо звать –
То вряд ли это друг… В.Кошелева
- Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
- Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
- Начните читать шепотом и постепенно увеличивайте силу голоса.
- Начните читать громко и постепенно переходите на шепот.
- Прочитайте выразительно.
- Как вы думаете, почему на этом уроке я взяла именно эту речевую разминку?
III. Самоопределение к деятельности
- Ребята, сейчас я вам предлагаю подумать и назвать жанр данного произведения.
- Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду. (Стихотворение)
- Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе: - Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани да поеду за рыбой. (Сказка)
- Целый день ребята трудились – строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и складывали его под стенку сарая в кучу. (Рассказ).
- А сегодня мы познакомимся с новым литературным жанром – басня.
Что такое басня?
Басня – это краткий поучительный рассказ, может быть и в стихотворной форме. Главные герои басен обычно бывают животные, под которыми подразумеваются люди. В баснях высмеиваются плохие черты человека: жадность, трусость, безделье, скупость.
- Сегодня мы с вами прочитаем басню, которую написал известный детский писатель. А кто он, догадайтесь сами. ЧИВОРИМИДАЛВ ЙЕГРЕС ВОКЛАХИМ Сергей Владимирович Михалков.
IV. Работа по теме урока
1) Жизнь и творчество С. Михалкова
В 1913 году в Москве родился мальчик – Сережа, будущий детский писатель ̶ Сергей Владимирович Михалков. Род Сережи принадлежит к старинному дворянскому роду Михалковых. Их имение стояло на высоком берегу Волги в селе Петровском. До наших времен сохранились только руины дворянского дома.
У семьи Михалковых есть фамильный герб, который принадлежит всем потомкам семьи Михалковых. Семейный герб отражает заслуги предков перед Родиной, их качества и интересы.
Начальное образование Сережа получил дома. В обычную школу пошел с четвертого класса. Уже в девять лет он написал свое первое стихотворение ̶ «Дорога».
Стихи Сергея Михалкова – это стихи нашего детства. Его стихи, пьесы, сказки и рассказы изучают в садах и школах, по ним снимают кино и мультики, они звучат по радио.
Наше детство проходит во дворах, где часто слышны споры и смех, игры и считалки. Вспомним стихотворение «А что у вас?»:
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Дело было вечером,
Делать было нечего…
В этом стихотворении Михалков точно подметил, как дети умеют помечтать и повздорить.
Писал он и о школе. Очень умело, немного с юмором:
Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась!
Потеряла буква Ю
Перекладинку свою!
Или рассказывал детям ,что не легкое это дело – чистописание:
Писать красиво не легко:
«Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко»…
Михалков написал много стихов и о самих детях. Давайте вспомним мальчика, который не хотел идти в школу и поэтому сделал следующее:
Я быстро градусник беру
И меж ладоней долго тру,
Я на него дышу, дышу.
Или стихотворение о другом мальчике:
Я не знаю, как мне быть ̶
Начал старшим я грубить.
Литературные герои его произведений – живые и настоящие. Тот же знаменитый Дядя Стёпа ̶ обыкновенный человек необычно высокого роста. Ему ничего не стоит пользуясь своим ростом и силой, снять бумажного змея, запутавшегося в телеграфных проводах; остановить, поезд и спасти от гибели сотни людей, вытащить из реки тонущего школьника. А когда его хотят как-то наградить он отвечает:
Мне не нужно ничего
Я задаром спас его!
Стихи, сказки и пьесы детского писателя переводились на другие языки мира и есть в каждой библиотеке страны. В честь Сергея Владимировича Михалкова названы многие детские библиотеки и школы.
Сергей Владимирович Михалков написал слова к Гимну России. Каждый год, в 12 часов ночи, 1 января на всю страну звучит гимн, созданный простым детским писателем Сергеем Владимировичем Михалковым.
Сергей Владимирович оставил нам не только свое творчество, но и 2 сыновей ̶ очень известных людей. Его сыновья: Никита Михалков и Андрей Кончаловский – очень известные люди. Они снимают кино и сами играют роли в кино и театре.
За свою долгую жизнь Михалков получил очень много наград за достижения в культурной жизни страны, среди них были и боевые – во время Великой Отечественной Войны.
Умер Сергей Владимирович Михалков, когда ему исполнилось 96 лет.
И все дети любят читать его книги, потому что Сергей Михалков ̶ это поэт из страны детства!
Физкультминутка
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Я –твой друг и ты –мой друг.
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди скорей прижали.
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди!
2) Беседа до чтения
- Ребята, что такое дружба?
- Бывали ли у вас случаи, когда было трудно, а друг не пришел на помощь?
– А вот как вести себя с таким другом, продолжать дружить или прервать дружбу с ним? Мы можем найти ответы на эти вопросы во многих произведениях. Сегодня в решении данной проблемы поможет нам басня С. Михалкова «Как познаются друзья».
3) Первичное знакомство с басней. Чтение басни учителем.
- Почему Бобер не захотел путешествовать с Лисой и Кабаном?
4) Повторное чтение басни детьми.
5) Работа по содержанию.
- Назовите героев басни.
- Куда они отправились?
- С какой целью?
- Какая трудность ожидала друзей?
- Что сказал Кабан Бобру? – прочитайте.
- Это были искренние слова Кабана?
- Что же случилось?
- Хотели ли друзья спасти Бобра?
- Почему отказался прыгать Кабан?
- А как вы думаете, была ли искренней Лиса, которая просила Кабана прыгнуть за Бобром?
- Как оценил действия друзей Бобер? – Что он сказал? – прочитайте
- Как вы думаете прав ли Бобер?
- Похоже ли содержание басни на пословицу «Друзья познаются в беде»? Объясните.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
1) Перед уроком мы поделились на группы. У вас на партах лежат конверты, откройте их, прочитайте задание, обсудите.
1 группа. «Актёры» Задание «Распределите роли и прочитайте басню по ролям»
2 группа «Эксперты». Задание «Охарактеризуйте героев басни»
3 группа «Литераторы». Задание «Придумайте продолжение басни «Как Бобёр нашел себе друга»
4 группа «Юристы». Задание «Поделитесь на две подгруппы. Первая подгруппа «Обвинители» – вы должны обвинить-осудить поступки отрицательных героев. Вторая группа «Адвокаты» – вы должны доказать, что Лиса и Кабан не хотели сделать плохо Бобру»
5 мин на подготовку
2) – Как вы думаете, что помешало героям в басне С.Михалкова остаться вместе?
3) Коллективная аппликация «Дружба»
Мы с вами уже много знаем о дружбе. У многих из вас есть свои друзья у кого-то в классе, у кого-то во дворе. Но не забывайте, что вы в классе должны быть дружными между собой. И сейчас, чтобы наш класс еще сильней подружился друг с другом, мы с вами выполним коллективную аппликацию, в которой объединим свои ладошки, которые мы приготовили на уроках технологии, в знак дружбы.
- Самостоятельная работа. (Под музыку «Если друг не смеется»)
Каждый ученик приклеивает на ватман свою ладошку.
VII. Рефлексия
Продолжите фразу:
- Я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Больше всего мне понравилось…
- Я понял, что…
VIII. Подведение итога урока
- С каким автором познакомились?
- С каким произведением?
- К какому жанру относится это произведение?
IX. Домашнее задание.
- Подготовить выразительное чтение басни по ролям.
- Нарисовать рисунок одного персонажа сказки.