СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С. Михалков «Как друзья познаются»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения.

Просмотр содержимого документа
«С. Михалков «Как друзья познаются»»

«Конспект урока литературного чтения. 2 класс.

Тема: С. Михалков «Как друзья познаются»

Тема: С. Михалков «Как друзья познаются»

Цель урока:

  • познакомить детей с новым литературным жанром - басня.

Задачи урока:

  • формирование навыка чтения при изучении произведений С. В. Михалкова;

  • учить правильному интонированию восклицательных предложений;

  • рассуждать, читать по ролям;

  • выявить представления детей о том, что такое настоящая дружба, привести детей к мысли, что друзья познаются в беде;

  • воспитывать в детях интерес к чтению.

Планируемые результаты

Предметные УУД:

  • ознакомление с басней С. Михалкова «Как друзья познаются»

Познавательные УУД:

  • осознанное восприятие литературного произведения; формулирование ответов на вопросы по содержанию произведения; деление на логические части, построение оценочных рассуждений.

Регулятивные УУД:
• выполнение принятой учебной задачи ; адекватное восприятие оценки учителя и товарищей; планирование своих действий;

Коммуникативные УУД:
• взаимодействие с окружающими, умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, правильно выражение своих мыслей, оказание поддержки друг другу и эффективное сотрудничество как с учителем, так и со сверстниками;

Личностные УУД: 
•умение высказывать свое мнение о знании моральных норм поведения, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Межпредметные связи: технология

Ресурсы: учебник «Литературное чтение». 2 класс. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий

Презентация.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Начинаем урок литературного чтения. Я вижу, что все к уроку готовы, настроение у всех хорошее.

- Перемена быстро пролетела,

Нужно браться нам за дело!

Слушать вам надо внимательно,

Работать вам надо старательно,

Побольше нового узнать

И вместе к знаниям шагать!

II. Актуализация знаний.

1) Проверка домашнего задания.

Очень много слов на свете

Как снежинок у зимы.

- Строки из какого стихотворения я прочитала?

- Чтение стихотворения В. Орлова «Я и мы» наизусть.

- Оцените чтение стихотворения …

- Как вы считаете, в каких строчках заключена главная мысль стихотворения.

- А вы согласны с автором? Выскажите свое мнение.

2. Речевая разминка

А разве друга надо звать,

Когда темно в пути,

Когда дороги не узнать

И нету сил идти?

Ведь он не сможет есть и спать,

Когда такое вдруг!

Но… если друга надо звать –

То вряд ли это друг… В.Кошелева


- Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

- Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

- Начните читать шепотом и постепенно увеличивайте силу голоса.

- Начните читать громко и постепенно переходите на шепот.

- Прочитайте выразительно.

- Как вы думаете, почему на этом уроке я взяла именно эту речевую разминку?

III. Самоопределение к деятельности

- Ребята, сейчас я вам предлагаю подумать и назвать жанр данного произведения.

- Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду. (Стихотворение)

- Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе: - Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани да поеду за рыбой. (Сказка)

- Целый день ребята трудились – строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и складывали его под стенку сарая в кучу. (Рассказ).

- А сегодня мы познакомимся с новым литературным жанром – басня.

Что такое басня?

Басня – это краткий поучительный рассказ, может быть и в стихотворной форме. Главные герои басен обычно бывают животные, под которыми подразумеваются люди. В баснях высмеиваются плохие черты человека: жадность, трусость, безделье, скупость.

- Сегодня мы с вами прочитаем басню, которую написал известный детский писатель. А кто он, догадайтесь сами. ЧИВОРИМИДАЛВ ЙЕГРЕС ВОКЛАХИМ Сергей Владимирович Михалков.

IV. Работа по теме урока

1) Жизнь и творчество С. Михалкова

В 1913 году в Москве родился мальчик – Сережа, будущий детский писатель ̶ Сергей Владимирович Михалков. Род Сережи принадлежит к старинному дворянскому роду Михалковых. Их имение стояло на высоком берегу Волги в селе Петровском. До наших времен сохранились только руины дворянского дома.

У семьи Михалковых есть фамильный герб, который принадлежит всем потомкам семьи Михалковых. Семейный герб отражает заслуги предков перед Родиной, их качества и интересы.

Начальное образование Сережа получил дома. В обычную школу пошел с четвертого класса. Уже в девять лет он написал свое первое стихотворение ̶ «Дорога».

Стихи Сергея Михалкова – это стихи нашего детства. Его стихи, пьесы, сказки и рассказы изучают в садах и школах, по ним снимают кино и мультики, они звучат по радио.

Наше детство проходит во дворах, где часто слышны споры и смех, игры и считалки. Вспомним стихотворение «А что у вас?»:

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Дело было вечером,

Делать было нечего…

В этом стихотворении Михалков точно подметил, как дети умеют помечтать и повздорить.

Писал он и о школе. Очень умело, немного с юмором:

Что случилось? Что случилось?

С печки азбука свалилась!

Потеряла буква Ю

Перекладинку свою!

Или рассказывал детям ,что не легкое это дело – чистописание:

Писать красиво не легко:

«Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко»…

Михалков написал много стихов и о самих детях. Давайте вспомним мальчика, который не хотел идти в школу и поэтому сделал следующее:

Я быстро градусник беру

И меж ладоней долго тру,

Я на него дышу, дышу.

Или стихотворение о другом мальчике:

Я не знаю, как мне быть ̶

Начал старшим я грубить.

Литературные герои его произведений – живые и настоящие. Тот же знаменитый Дядя Стёпа ̶ обыкновенный человек необычно высокого роста. Ему ничего не стоит пользуясь своим ростом и силой, снять бумажного змея, запутавшегося в телеграфных проводах; остановить, поезд и спасти от гибели сотни людей, вытащить из реки тонущего школьника. А когда его хотят как-то наградить он отвечает:

Мне не нужно ничего

Я задаром спас его!

Стихи, сказки и пьесы детского писателя переводились на другие языки мира и есть в каждой библиотеке страны. В честь Сергея Владимировича Михалкова названы многие детские библиотеки и школы.

Сергей Владимирович Михалков написал слова к Гимну России. Каждый год, в 12 часов ночи, 1 января на всю страну звучит гимн, созданный простым детским писателем Сергеем Владимировичем Михалковым.

Сергей Владимирович оставил нам не только свое творчество, но и 2 сыновей ̶ очень известных людей. Его сыновья: Никита Михалков и Андрей Кончаловский – очень известные люди. Они снимают кино и сами играют роли в кино и театре.

За свою долгую жизнь Михалков получил очень много наград за достижения в культурной жизни страны, среди них были и боевые – во время Великой Отечественной Войны.

Умер Сергей Владимирович Михалков, когда ему исполнилось 96 лет.

И все дети любят читать его книги, потому что Сергей Михалков ̶ это поэт из страны детства!

Физкультминутка

Встаньте, дети, встаньте в круг,

Я –твой друг и ты –мой друг.

Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Руки к солнцу протянули,

Лучики поймали и к груди скорей прижали.

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди!



2) Беседа до чтения

- Ребята, что такое дружба?

- Бывали ли у вас случаи, когда было трудно, а друг не пришел на помощь?

– А вот как вести себя с таким другом, продолжать дружить или прервать дружбу с ним? Мы можем найти ответы на эти вопросы во многих произведениях. Сегодня в решении данной проблемы поможет нам басня С. Михалкова «Как познаются друзья».

3) Первичное знакомство с басней. Чтение басни учителем.

- Почему Бобер не захотел путешествовать с Лисой и Кабаном?

4) Повторное чтение басни детьми.

5) Работа по содержанию.

- Назовите героев басни.

- Куда они отправились?

- С какой целью?

- Какая трудность ожидала друзей?

- Что сказал Кабан Бобру? – прочитайте.

- Это были искренние слова Кабана?

- Что же случилось?

- Хотели ли друзья спасти Бобра?

- Почему отказался прыгать Кабан?

- А как вы думаете, была ли искренней Лиса, которая просила Кабана прыгнуть за Бобром?

- Как оценил действия друзей Бобер? – Что он сказал? – прочитайте

- Как вы думаете прав ли Бобер?

- Похоже ли содержание басни на пословицу «Друзья познаются в беде»? Объясните.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

1) Перед уроком мы поделились на группы. У вас на партах лежат конверты, откройте их, прочитайте задание, обсудите.

1 группа. «Актёры» Задание «Распределите роли и прочитайте басню по ролям»

2 группа «Эксперты». Задание «Охарактеризуйте героев басни»

3 группа «Литераторы». Задание «Придумайте продолжение басни «Как Бобёр нашел себе друга»

4 группа «Юристы». Задание «Поделитесь на две подгруппы. Первая подгруппа «Обвинители» – вы должны обвинить-осудить поступки отрицательных героев. Вторая группа «Адвокаты» – вы должны доказать, что Лиса и Кабан не хотели сделать плохо Бобру»

5 мин на подготовку

2) Как вы думаете, что помешало героям в басне С.Михалкова остаться вместе?

3) Коллективная аппликация «Дружба»

Мы с вами уже много знаем о дружбе. У многих из вас есть свои друзья у кого-то в классе, у кого-то во дворе. Но не забывайте, что вы в классе должны быть дружными между собой. И сейчас, чтобы наш класс еще сильней подружился друг с другом, мы с вами выполним коллективную аппликацию, в которой объединим свои ладошки, которые мы приготовили на уроках технологии, в знак дружбы.

- Самостоятельная работа. (Под музыку «Если друг не смеется»)

Каждый ученик приклеивает на ватман свою ладошку.

VII. Рефлексия

Продолжите фразу:

- Я узнал…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Больше всего мне понравилось…

- Я понял, что…

VIII. Подведение итога урока

- С каким автором познакомились?

- С каким произведением?

- К какому жанру относится это произведение?

IX. Домашнее задание.

- Подготовить выразительное чтение басни по ролям.

- Нарисовать рисунок одного персонажа сказки.