СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«С уважением к энергосбережению!»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

- актуализация проблемы рационального использования энергии и энергоресурсов и поиск возможных путей энергосбережения;

- пропаганда идей энергосбережения среди школьников;

- формирование культуры энергосбережения у школьников для создания устойчивой положительной мотивации сбережения ресурсов и энергии;

- развитие интереса к практическому применению полученных знаний.

Просмотр содержимого документа
««С уважением к энергосбережению!»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28»

пос. Богородское


















«С уважением к энергосбережению!»


(5 класс)















Подготовила учитель географии

Зеленина Татьяна Васильевна







25.11.2016

Цели и задачи:

- актуализация проблемы рационального использования энергии и энергоресурсов и поиск возможных путей энергосбережения;

- пропаганда идей энергосбережения среди школьников;

- формирование культуры энергосбережения у школьников для создания устойчивой положительной мотивации сбережения ресурсов и энергии;

- развитие интереса к практическому применению полученных знаний.


ХОД УРОКА

1. Введение. Мотивация.

1 видео об энергосбережении.

Учитель: Какие комментарии к просмотренному видеоролику у вас появились? (ответы учащихся)

Учитель: Современная экономика основана на использовании ископаемых энергетических ресурсов, запасы которых истощаются и не возобновляются. Современные способы производства энергии наносят непоправимый ущерб природе и человеку. Это очень серьезная проблема, но наш разговор сегодня будет не об этом.

Эффективное использование энергии. Сегодня это тема нашего разговора.

Я: Какие комментарии к данному просмотренному видеоролику у вас возникли? (ответы учащихся)

Эффективное использование энергии — ключ к успешному решению экологической проблемы! Как вы думаете, почему? (Учащиеся отвечают).

Верно, проблема разумного использования энергии является одной из наиболее острых проблем человечества.

Потребление энергии человечеством непрерывно растет. Разница между человеком каменного века и современным человеком огромна, особенно в использовании энергии. Пещерный человек потреблял около 1% того количества энергии, которую потребляет современный житель Земли. Значит, на Земле стало больше энергии? Нет! Она стала более доступна, но её не стало больше, чем раньше. Вспомним закон сохранения энергии. Количество энергии в природе постоянно. Она не возникает из ничего и не может исчезнуть в никуда. Она просто переходит из одной формы в другую. Никто еще не смог доказать это теоретически, но факт остается фактом, и мы должны это признать и придерживаться этого до тех пор, пока кто-нибудь не докажет обратное.

Итак, проблема разумного использования энергии является одной из наиболее острых проблем человечества. От результатов решения этой проблемы зависит место нашего общества в ряду развитых в экономическом отношении стран и уровень жизни граждан.

Возникает вопрос, почему же мы, вроде бы все знающие, не экономим электрическую энергию? Может быть, мы плохо представляем реальные результаты даже элементарной экономии электроэнергии?

Ответьте на вопросы анкеты, и проверьте, умеете ли вы беречь энергию.

В нашем доме

да

нет

Сложите все

ответы ДА.

Если у

вас получилось:

От 1 до 5 ответов ДА:

Вам еще многому

надо научиться, так

что начните прямо

сейчас.

От 6 до 10 ответов

ДА:

У вас много

хороших

привычек,

которые могут

служить основой

для дальнейшей

работы над собой.

От 11 до 15 ответов

ДА:

Вы являетесь

хорошим примером

всем остальным.

От 16 до 20 ответов

ДА:

Кто-то из вашей

семьи должен стать

министром по

охране природы.

Мы записываем наше энергопотребление



Мы выключаем свет в комнате, когда уходим из нее.



Стиральная машина всегда полностью заполнена,

когда мы используем ее.



Холодильник стоит в прохладной комнате.



Мы не ставим мебель перед обогревателями.



Мы начали использовать энергосберегающие лампочки



Мы используем местное освещение (настольную лампу, бра, торшер)



Мы проветриваем быстро и эффективно,

всего несколько минут за раз.



Мы заклеиваем окна на зиму.



Мы зашториваем окна на ночь.



Мы кладем крышку на кастрюлю, когда варим.



Мы часто размораживаем холодильник.



Мы используем раковину для мытья посуды.



Мы моемся под душем, а не принимаем ванну.



Мы ходим пешком или ездим на велосипеде в школу и на работу.



Мы снижаем температуру в помещении, когда выходим.



Мы снижаем температуру в помещении ночью.



Мы повторно используем стекло, бумагу и металл.



Мы не покупаем товары, которые могут использоваться только один раз.



Мы не покупаем товары в больших обертках.



Мы чиним вещи, вместо того, чтобы заменить их.



2. Работа в лабораториях:

С одними учащимися проводится викторина по энергосбережению, а другая группа рисует плакаты и рекламу по энергосбережению.

Викторина «Энергоэрудит».

1. Во сколько раз энергосберегающие лампы могут снизить энергопотребление в квартире:

в 1,5 раза

в 2 раза

в 5 раз.

2. Сколько процентов электроэнергии используется впустую, если зарядное устройство для сотового телефона оставлять включенным в сеть?

0%

65%

95%.

3. Средняя стоимость производства одного кубометра воды равна стоимости:

добычи 1 кг угля

выработки 1 литра бензина

добычи 1 кг золота.

4. В каком году в Европе будет наложен запрет на использование ламп накаливания:

2012 год

2015 год

2020 год.

5. Какие виды электросчетчиков выгоднее использовать в быту:

однотарифные

двухтарифные

трехтарифные.

6. Назовите самый экономичный класс бытовых приборов:

«А»

«В»

«С».

7. Какой водой проще и быстрее отмыть известку с пола:

горячей

холодной.

8. Сколько процентов солнечного света поглощают грязные окна:

30%

40%

50%.

9. Заполненный мешок для сбора пыли в пылесосе дает увеличение расхода электроэнергии:

на 20 %

на 30 %

на 40 %.

10. Накипь в электрочайнике увеличивает расход электроэнергии:

на 10%

на 20%

на 30%.

11. При неполной загрузке стиральной машины перерасход электроэнергии составляет:

10-15%

20-25%

25-30%.

12. Посуда с искривлённым дном может привести к перерасходу:

10-30% электроэнергии

40-60%. электроэнергии

50-70% электроэнергии

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

Вопрос №1

Замена ламп накаливания на современные энергосберегающие лампы, в среднем, может снизить потребление электроэнергии в квартире в 2 раза! Затраты на их приобретение окупаются менее чем за год.

Современная энергосберегающая лампа служит 10 тысяч часов, в то время как лампа накаливания - в 6-7 раз меньше. Компактная люминесцентная лампа напряжением 11 Вт заменяет лампу накаливания напряжением в 60 Вт. Затраты окупаются менее чем за год, а служит она 3-4 года.

Вопрос №2

Привычка оставлять оборудование в режиме «standby» (режим ожидания) сокращает ваш семейный бюджет. Выключение из сети телевизора, видеомагнитофона, музыкального центра позволит снизить потребление электроэнергии в среднем до 300 кВт•ч в год.

Например, если Вы смотрите телевизор 6 часов в день, то его потребление в режиме ожидания составляет в сутки 297 Bт•ч, а за месяц почти 9 кВт•ч. Аналогичные расчеты в отношении музыкального центра дают почти 8 кВт•ч в месяц, видеомагнитофона – почти 4 кВт•ч в месяц. Итого только по трем приборам – почти 21 кВт•ч в месяц.

Зарядное устройство для мобильного телефона, оставленное включенным в розетку, нагревается, даже если телефон к нему не подключен. Это происходит потому, что устройство все равно потребляет электричество. 95% энергии используется впустую, когда зарядное устройство подключено к розетке постоянно.

Вопрос №3

Средняя стоимость производства одного кубометра воды равна стоимости добычи 1 литра бензина.

Вопрос №4

Во многих странах Европы дни ламп накаливания уже сочтены. Европейцы полностью откажутся от них в 2012 году.

Вопрос №5

Функциональные возможности современных электронных счетчиков позволяют вести учет электроэнергии по зонам суток и даже по временам года. Региональная энергетическая комиссия раздела сутки на две тарифные зоны – день (с 7.00 до 23.00) и ночь (с 23.00 до 7.00) – и установили для каждой отдельный тариф. При этом ночной тариф значительно ниже дневного, что дает возможность населению сократить расходы на оплату электроэнергии. Двухтарифная система учета выгодна в равной степени как абонентам, так и энергосистеме. Это позволило бы значительно снизить производственные издержки, а также отложить на некоторое время ввод новых генерирующих мощностей за счет уменьшения потребления электроэнергии в часы максимума. Эта система учета позволяет существенно экономить на оплате электроэнергии, если правильно организовать использование некоторых бытовых электроприборов.

Вопрос №6

В настоящее время почти вся европейская бытовая техника имеет специальную евронаклейку с обозначением класса энергосбережения.

К классу «А» относятся наиболее экономичные приборы. Каждому классу энергосбережения соответствует определенный уровень энергопотребления.

Например, стиральные машины (по данным компании «Самсунг»).

При загрузке 1 кг хлопкового белья и температуре 95 градусов С:

- при классе «А» расходуется 0,19 кВт•ч энергии;

- при классе «В» расходуется от 0,19 до 0,23 кВт•ч энергии;

- при классе «С» расходуется от 0,23 до 0,27 кВт•ч энергии.

Вопрос №7

Греть воду приходится в любом доме. Хорошо, если только для чая, а то ведь ещё приходится нагревать воду для мытья посуды, стирки. Для этого чаще всего используется электричество, даже в частных домах.

Помните, что вода, не использованная вами, успеет остыть до того, как понадобится вновь, и вы будете греть её заново. К тому же вряд ли вам нужен лишний пар в доме, который нужно оплачивать? Когда воду греют на деревенской печи, совет тоже нелишний.

Используйте горячую воду для бытовых целей только там, где без неё не обойтись. Везде, где можно, применяйте холодную.

К примеру, горячей водой жир отмывается значительно лучше, но если вам нужно смыть с пола или предметов извёстку, то сделать это удастся легче и быстрее холодной водой. Для полива цветов тоже полезней холодная отстоявшаяся вода.

Вопрос №8

Запыленные стёкла могут поглощать до 30% света. Содержите их в надлежащей чистоте!

Вопрос №9

При использовании пылесоса на треть заполненный мешок для сбора пыли ухудшает всасывание на 40%, соответственно, на эту же величину возрастает расход потребления электроэнергии.

Вопрос №10

Накипь образуется в результате многократного нагревания и кипячения воды и обладает малой теплопроводностью, поэтому вода в посуде с накипью нагревается медленно. В результате - потери энергии составляют 20%.

Вопрос №11

При неполной загрузке стиральной машины перерасход электроэнергии составляет до 10-15%! При неправильной программе стирки – до 30%.

Вопрос №12

Если посуда не соответствует размерам конфорки электроплиты, теряется 5-10% энергии. Для экономии электроэнергии на электроплитах надо применять посуду с дном, которое равно или чуть превосходит диаметр конфорки. Посуда с искривлённым дном может привести к перерасходу электроэнергии до 40-60%. Использовать конфорку на полную мощность следует только на время, необходимое для закипания. После закипания пищи желательно перейти на низкотемпературный режим готовки. При приготовлении пищи желательно закрывать кастрюлю крышкой, поскольку быстрое испарение воды удлиняет время готовки на 20-30%.

Я: Нам не хватает энергии, и чем дальше, тем острее. Не хватает потому, что мы пока что теряем ее на каждом шагу. Теряем на управленческом уровне, теряем на несовершенных технологиях производства и доставки энергии, теряем дома, не умея эффективно ее использовать. А планета истощена. Она стучится к нам землетрясениями и ураганами, зимними ручьями и летними морозами. А мы все лежим на старой-престарой печи, ждем, пока над нами лично не грянет гром... Но даже если представить, что мы вдруг чудесным образом отремонтировали все трубы, внедрили самые эффективные технологии, утеплились до невозможности... боюсь, нам все равно не хватит. Потому что одна проблема все-таки останется. Может быть, одна из самых главных. Это наш образ жизни.

3. Дискуссионный клуб.

Я: Задача 1: В большом городе ночью светофоры мигают желтым светом. Мощность одного устройства невелика, но в мегаполисе светофоров много. Общая мощность получается немаленькая. С другой стороны, выключать светофор нельзя – он предупреждает редких водителей о том, что впереди перекресток. Как быть?

(Один из возможных ответов: Разрешим противоречие во времени. Если машин нет, светофор можно выключить. Он должен включаться, если к светофору приближается машина. На некотором расстоянии (несколько сотен метров) можно поместить под асфальт датчик массы, который включает светофор, когда проезжает автомобиль).

Я: Задача 2: Огромные потери тепла происходят на предприятиях, в отапливаемых складах, ангарах через дверные проемы при въезде и выезде автомобилей. Что делать: ставить на ворота специального сотрудника или просить водителей закрывать за собой дверь?

(Один из возможных ответов: задача теплоснабжения: двери должны быть закрыты, чтобы сохранялось тепло. Двери должны быть открыты, чтобы проезжали автопогрузчики. Противоречие устраняется так: створки делаются из твердой резины или гибкого, но прочного пластика, к которым прикрепляется теплоизолирующий материал (например, войлок). Они сами открываются и закрываются)!

Просмотр 3 видеоролика об энергосбережении и презентации «Альтернативная энергетика».

4. Творческая мастерская.

Я: Каждый день все мы используем энергию различными способами. Она идет на обогрев наших домов, освещение, расходуется в машинах и на транспорте. Напишите список, на что вы потратили энергию за последние 24 часа и заполните таблицу. В правом столбике объясните, как вы можете сократить потребление энергии на следующий день.

На что тратилась энергия?

Как можно сократить затраты энергии?

Я: Подумайте и ответьте:

1. Приведите примеры нерационального, на ваш взгляд, расходования энергии. Заполните таблицу.

2. Только ли экономическими причинами (меньше расходуешь энергии — меньше платишь) вызвана необходимость энергосбережения?

Действие

Да

Нет

Иногда

Я могу изменить ситуацию

Выключаю воду, когда намыливаюсь в душе





Плотно закрываю водопроводный кран, чтобы из него не капала вода





Не выключаю воду, когда чищу зубы





Всегда пишу на обеих сторонах бумажного листа





Выключаю свет, когда выхожу из комнаты





Выключаю обогреватели, когда надобности в них нет





Выключаю плиту после приготовления еды





Учитель: Обсудите:

Один американец использует столько энергии, сколько два европейца, 35 индийцев, 210 танзанийцев и 600 бутанцев. Что случится, когда индийцы, бутанцы, танзанийцы захотят использовать столько же энергии, сколько используем мы в развитом мире? Сможем ли мы настолько увеличить производство энергии? Правы ли мы, увеличивая свое потребление энергии, в то время, когда другие не могут себе этого позволить?

Учитель: Запишите в таблице список продуктов, использованных для приготовления обеда, который вы съели вчера. Попытайтесь угадать, где произведена пища, которую вы вчера съели. Если она была произведена в вашей области — поставьте крестик в первой колонке. Если она произведена далеко, но все же в России — поставьте крестик во второй колонке. Если пища привезена в Россию из-за границы — поставьте крестик в третьей колонке. Попытайтесь узнать, на производство какой пищи требуется больше энергии. Примите во внимание выращивание, перевозку и обработку. Пометьте буквой Э в колонке «Энергия» ту пищу, производство, доставка и приготовление которой требует больше энергии. Морковь, которая выросла у вас в огороде и была немедленно съедена, дешевая в отношении затрат энергии. Но если морковь была консервированной, то на нее израсходовано значительно больше энергии. Выясните, то, что вы съели, действительно ли полезно для вашего здоровья? Пометьте пищу, которая, по-вашему, полезна, буквой П в последней колонке. Обсудите, как наша пища может быть улучшена с точки зрения энергозатрат и питательности. Обсудите наиболее важные вопросы со всеми.

Продукты

Недалеко

Россия

Заграница

Энергия

Польза

Пример:

Картофель

X

X



П

Морковь






Молоко






Хлеб






Бананы






Мясо






Обсуждение результатов.

5. Выводы. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: Сегодня на нашем занятии мы попытались посмотреть на энергосбережение с различных позиций: зачем и как? Очень надеюсь, что вы сделаете выводы, поделитесь своими впечатлениями с родителями и близкими и измените свое отношение к сбережению энергии.

В заключении хочу остановиться на одной интересной акции, проводимой каждый год во всем мире. Это «Час Земли». Каждый год в последнюю субботу марта миллионы людей выключают свет на час, потому что им важно будущее нашей планеты Земля. «Час Земли» – это символ бережного отношения к природе, заботы об ограниченных ресурсах нашей планеты. Рекордное число стран приняли участие в акции «Час Земли», прошедшей в прошлом году. В 134 государствах, в частных домах и на государственных объектах люди на целый час выключали электроэнергию. В Париже погасла Эйфелева башня, в Лондоне – крупнейшее в мире колесо обозрения «Лондонский глаз», в Нью-Йорке – площадь Таймс-сквер, в Пекине – гигантский стадион «Птичье гнездо», а также более семидесяти объектов в Москве: «потухли» здания Мэрии, МГУ, на всех московских «высотках», башне на Шаболовке, всём Новом Арбате, Киевском вокзале, дворце спорта в Лужниках, на эстакадах и мостах. Кроме столицы акцию поддержали еще тридцать российских городов. Не хотите и вы поучаствовать в этой акции?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!