МКДОУ «Дьяченковский детский сад «Звездочка»
Самоанализ педагогической деятельности
музыкального руководителя
Хрипченко Екатерины Викторовны
за 2020 – 2021 учебный год.
За отчетный период 2020-2021 учебный год в МКДОУ «Дьяченковский детский сад «Звездочка» осуществлялась работа согласно в ФГОС ДОУ по разделу «Художественно-эстетическое развитие» в следующих возрастных группах: младшая группа, средняя группа, старшая группа, подготовительная группа.
Образовательная деятельность осуществлялась два раза в неделю в каждой возрастной группе, соответствовала возрасту детей и нормам СанПин.
1.Программно-методическое обеспечение музыкального руководителя: название примерной образовательной программы, парциальных программ, методических пособий.
Педагогическая деятельность осуществлялась согласно Основной образовательной программы ДОУ.
Цель программы по разделу «Художественно-эстетическое развитие»:
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) и становление эстетического отношения к окружающему миру через следующие задачи:
1. Формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
2. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
3. Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Содержание музыкального образования (воспитания и обучения) включает в себя музыкально-эстетическое сознание и опыт творческой деятельности ребенка в этом направлении. В музыкально-педагогической деятельности придерживалась приоритета культурных ценностей в содержании образования. В условиях применения ценностного содержания в музыкальном образовании у воспитанников сформированы социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений (целевые ориентиры).
В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры – это социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования.
Целевые ориентиры в музыкальном развитии ребенка:
проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах музыкальной деятельности;
обладает установкой положительного отношения к миру;
обладает развитым воображением, которое реализуется в различных видах музыкальной деятельности,
использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими и др.
Личностно-ориентированное взаимодействие педагога и воспитанников было направлено на приобретение опыта у детей в музыкальных видах деятельности. В течении года:
учитывала образовательные потребности детей и их родителей;
формировала и поддерживала положительную самооценку воспитанников;
использовала такие формы и методы работы, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей;
поддерживала инициативу и самостоятельность ребенка.
Для решения воспитательно-образовательных задач по музыкальному развитию детей проводилась организация образовательной деятельности (ООД) по музыкальному воспитанию во всех возрастных группах. ООД проводила по программе по музыкальному развитию детей, разработанной на 2020-2021гг., согласно общеобразовательной программы ДОУ, составленной на основе парциальной программы «Ладушки»
Цель программы «Ладушки»: воспитание и развитие гармонической, творческой личности ребенка средствами музыкального искусства и музыкально – художественной деятельности.
Задачи программы «Ладушки»:
заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания, голоса, движения, чувство ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей);
приобщить детей к русской народно – традиционной и мировой музыкальной культуре;
подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям;
развивать коммуникативные способности;
научит детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни;
познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме;
обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре;
развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.
Чтобы успешно решать задачи музыкального воспитания дошкольников, необходимо постоянно поддерживать интерес детей к музыкальной деятельности (регламентированной и нерегламентированной); создавать эмоциональный комфорт, чтобы способствовать повышению активности детей, а как следствие, обеспечивать успешное решение задач, гармоничность музыкально-эстетического развития ребёнка.
Организация образовательной деятельности проводилась согласно утвержденной сетке два раза в неделю в каждой возрастной группе, в соответствии с возрастом детей и нормами СанПин и выдержанны по времени.
На занятиях использовала следующие формы:
1) Традиционные, на которых решались задачи по всем видам музыкальной деятельности (восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра в шумовом оркестр, музыкальная игра) Последовательность видов деятельности, и само построение музыкального занятия, требует учета следующих моментов:
возрастные особенности детей;
основные задачи;
физическую, умственную, эмоциональную нагрузки;
характер предшествующей и последующей деятельности;
условия проведения занятий.
2) Тематические занятия. Тема должна проходить через все виды музыкальной деятельности.
3) Комплексные занятия. Один раз в 3-4 месяца. Темы комплексных занятий разнообразны: это и наблюдения в природе, изучение народных промыслов, обрядов. Комплексные занятия увлекают детей, активизируют их деятельность, способствуют их интеллектуальному развитию.
В ООД и открытых просмотрах, праздниках возможности музыки использовались, как средство благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка. Использовала следующие здоровье сберегающие технологии:
Дыхательная гимнастика;
Ритмопластика;
Фонопедические упражнения;
Артикуляционная гимнастика;
Пальчиковая гимнастика;
Речь с движением.
Ритмопластика:
развивает чувство ритма, музыкальный слух и вкус;
развивает умение правильно и красиво двигаться;
укрепляет различные группы мышц и осанку;
развивает умение чувствовать и передавать характер музыки.
Результаты музыкально-оздоровительной работы:
повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;
повышение уровня речевого развития;
Использую информационные технологии в организации музыкальной деятельности в ДОУ и на музыкальных занятиях, праздниках и т. д.
В течении года занималась повышением качества профессиональной компетенции. Мною были поставлены следующие задачи:
1. Развивать интонационную выразительность речи;
2. Развивать координацию слова и движения;
3. Формирование элементарных представлений о видах искусства;
4. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
5. Продолжать обогащать музыкальные впечатления, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки различного характера;
6. Проводить индивидуальную работу по разучиванию музыкальных номеров к праздникам и развлечениям;
7. Развитие вокально-певческих умений детей, работа с солистами;
8. Воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию, современной и классической музыке;
9. Совершенствовать звуковысотный, тембровый, ритмический и динамический слух;
10.Продолжать приобщать детей к культуре своего народа;
11.Совершенствовать навыки движения под музыку;
12.Участие в районных, региональных, всероссийских музыкальных детских конкурсах.
В течении года внедряла различные формы решения программных задач музыкально – художественного воспитания по основным разделам образовательной деятельности:
В совместной деятельности педагогов и детей;
В совместной деятельности с семьей;
В самостоятельной деятельности детей;
При организации режимных моментов.
Для этого мною разрабатывается планирование образовательной деятельности, с учетом интеграция всех образовательных областей. Все перечисленные задачи успешно решались в течении года, в различных видах деятельности:
1. Беседы;
2. Вокально-певческая работа с детьми;
3. Организация культурно-досуговой деятельности детей и привлечение к ней родителей (участие родителей в совместных мероприятиях ДОУ).
В течение учебного года проводились праздничные мероприятия, досуги, вечера развлечений согласно годового плана:
День воспитателя (сентябрь)
Осенние праздники (октябрь)
«Выше. Быстрее. Сильнее»
«Новый год у ворот» (декабрь)
«День защитника Отечества» (февраль)
Фольклорный праздник на улице «Широкая Масленица» (февраль)
Мамин день – 8 марта «Мамочка любимая» (март)
Фольклорный праздник «Снова Пасха к нам пришла!»
Выпускной бал «До свиданья, детский сад!»
2.Качественный анализ выполнения задач по разделу «Музыка»
Цель: Определить уровень развития музыкальных способностей детей на конец учебного года, проанализировать динамику развития и эффективность педагогического воздействия в течение года.
По результатам педагогической диагностики в начале года был определен план музыкально-образовательной работы по направлению развития музыкальных способностей через основные виды музыкальной деятельности (пение, восприятие музыки, движение под музыку, элементарное музицирование). Все виды музыкальной деятельности осуществлялись через игровой подход и позволили повысить уровень музыкального развития детей в конце года.
Диагностика уровня развития музыкальных способностей проводится 2 раза в год по следующим направлениям:
В диагностическом исследовании в начале учебного года приняли участие 58 воспитанников, из них:
- младшая группа - 12 детей;
- средняя группа - 10 детей.
- старшая группа - 20 детей.
- подготовительная группа - 16 детей.
По результатам проведенной диагностики, на начало учебного года выявлено:
Младшая группа: высокий уровень - 27 %, средний уровень - 54 %, низкий уровень - 19 %.
Средняя группа: высокий уровень - 60 %, средний уровень - 40 %, низкий уровень - 0 %.
Старшая группа: высокий уровень - 30 %, средний уровень - 51 %, низкий уровень - 19 %.
Подготовительная группа: высокий уровень - 29 %, средний уровень - 54 %, низкий уровень - 17 %.
В конце учебного года была также проведена диагностика уровня музыкального развития детей. В диагностическом исследовании в конце учебного года приняли участие 64 воспитанника, из них:
- младшая группа - 19 детей;
- средняя группа - 10 детей.
- старшая группа - 20 детей.
- подготовительная группа - 15 детей.
Диагностика показала следующие результаты:
Младшая группа: высокий уровень - 54 %, средний уровень - 35 %, низкий уровень - 11 %.
Средняя группа: высокий уровень - 68 %, средний уровень - 29 %, низкий уровень - 3 %.
Старшая группа: высокий уровень - 39 %, средний уровень - 48 %, низкий уровень - 13 %.
Подготовительная группа: высокий уровень - 45 %, средний уровень - 44%, низкий уровень - 11 %.
В младшей группе дети раннего возраста эмоционально стали реагировать на музыку спокойного и весёлого характера. Повторяют простейшие движения: хлопки в ладоши, топают ножками, кружатся, делают «фонарики», играют в догонялки, подпрыгивают на двух ногах, наклоняются в поклоне. Стараются подпевать за педагогом.
Дети второй младшей группы умеют петь негромко, уверенно и естественно, с помощью педагогов в начале года, а в конце года самостоятельно ориентируются и перемещаются в пространстве, овладев простыми танцевальными движениями. Высказываются о характере музыки, способны менять движения в соответствии со сменой музыки. Данные параметры соответствуют критериям программы. Программа выполнена полностью.
Рекомендации: активнее включать музыкально - дидактические игры в повседневную жизнь детей.
В средней группе дети владеют разнообразными видами ходьбы, бега, простыми танцевальными движениями, слышат музыку и определяют характер музыки, активно высказываются об эмоциональном настроении, имеют достаточный запас слов-настроений о характере музыки. У детей в достаточной степени соответственно возрастным особенностям развиты вокально-хоровые навыки: воспитанники поют слаженно, чисто интонируют мелодию, воспроизводят ритм правильно, эмоциональный фон присутствует.
Программа усвоена в полном объеме.
В старшей возрастной группе достаточно высокий уровень музыкального развития. Работа с воспитанниками отличалась чёткой организацией образовательного процесса, что позволило к концу года отметить значительные подвижки развития в области музыкального воспитания. Дети сосредоточенно и с интересом слушают музыку, умеют высказываться о характере музыки, расширился словарь эмоционально-образными высказываниями о музыке, музыкальном образе.
В разделе «Пение» большое внимание уделялось развитию голосового аппарата, вокально-хоровым навыкам, речи. В связи с этим в занятия вводились вокальные упражнения на развитие артикуляционного аппарата, дыхания, речевые игры, пропевание. Работа велась по расширению певческого диапазона, формированию легкости, подвижности, звонкости, полётности детского голоса.
Также в полном объёме решены программные задачи по музыкально-ритмическому движению. Основной набор движений освоен, музыкально-ритмические навыки и навыки выразительности движений достаточно развиты.
Отдельно хотелось бы сказать о выпускной группе.
В результате систематической, целенаправленной и планомерной работы произошли качественные изменения показателей музыкального развития у детей.
Во второй половине года дети подготовительной группы достигли значительных успехов в музыкальном развитии:
эмоционально воспринимают музыку, правильно определяют ее настроение, слышат средства музыкальной выразительности, динамику развития музыкального образа, могут рассказать о возможном содержании пьесы;
поют выразительно, передавая характер песни, ее темповые и динамические особенности, чисто интонируют с музыкальным сопровождением и без него.
Миссия дошкольного образовательного учреждения в области музыкального развития, в частности занятий танцами определена Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и заключается в следующем:
проводить музыкально-оздоровительную работу в детском саду, направленную на сохранение и укрепление здоровья малышей;
формировать разнообразные умения и навыки посредством сочетания музыки с ритмическими движениями (к примеру, учить детей передавать движениями характер, образы музыки);
создать условия для выявления у ребёнка творческих задатков, музыкальных способностей;
воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
В связи с этим дети ритмично и выразительно двигаются в соответствии с характером музыки, ее жанром, самостоятельно реагируют на смену частей и фраз, обладают хорошей координацией, ориентируются в пространстве; выразительно исполняют знакомые движения в свободной пляске. (по одному, в парах).
Во всех праздниках и развлечениях активное участие принимали воспитатели. Хотелось бы отметить активность всех воспитателей, их помощь в организации и проведении праздничных мероприятиях. Тесное сотрудничество с родителями, в этом году, осуществлялось только с солистами моей вокальной группы «Смайлики», в ходе организации выступлений и подготовки к конкурсам.
Считаю, что привлечение родителей к образовательной деятельности ДОУ – это обязательное, и очень важное требование новых стандартов ФГОС. Планирую расширить эту задачу, продолжать привлекать родителей к праздничной жизни нашего ДОУ участием на праздниках и конкурсах, чтобы они прониклись жизнью детского сада.
В течение года еженедельно проводилась кружковая работа. В этом учебном году я продолжила обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Эстрадный вокал малышам».
Кружок посещали дети старшей и подготовительной групп. Дети выступали на праздниках и мероприятиях детского сада и села.
Можно отметить, что проведённая работа показала положительный результат в исполнительской деятельности детей. В течении года дети участвовали в следующих конкурсах: всероссийский конкурс декоративно-прикладного творчества «Город мастеров», всероссийский детский конкурс рисунков «Новогодний фейерверк», всероссийский детский конкурс рисунков по произведениям Агнии Львовны Барто «Любимые с детства стихи», всероссийский детский конкурс фотографии «В кадре Мой питомец», 8 межмуниципальный конкурс детской и юношеской поэзии «Проба пера» в номинации «Песни на английском языке», фестиваль «Этих дней не смолкнет слава» в номинациях песни и инсценировка.
3.Методическая работа музыкального руководителя:
В течение всего периода работала над повышением своего педагогического мастерства. Принимала участие в мероприятиях детского сада, села и района. Участвовала в конкурсах, семинарах, была активным слушателем вебинаров:
В этом учебном году я продолжила работать по ранее выбранной (в предыдущем учебном году) теме по самообразованию: «Развитие и совершенствование вокально-хоровых способностей детей дошкольного возраста».
В августе 2020 года прошла курсы повышения квалификации по теме «Организация музыкального воспитания детей в соответствии с ФГОС ДО».
Декабрь 2020 года – публикация статьи «Патриотическое воспитание дошкольников средствами проектной деятельности в «Материалы ежегодных Митрофановских церковно-исторических чтений «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ: ЗАПАД И ВОСТОК, ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ НАРОДА» Выпуск V. стр. 106-109
2021 год - Региональный образовательный марафон по теме «Дистанционные образовательные технологии в дошкольном образовании»;
2021 год - Серия региональных вебинаров по теме «Аргументация как способ речевого воздействия». «Зрительного воспринимаемые элементы публичного выступления. Приемы повешения уверенности во время публичного выступления»;
2020 год – публикация сценария осеннего утренника в подготовительной группе на сайте «Мультиурок» (сертификат);
2020 год - публикация сценария осеннего утренника в старшей группе на сайте «Мультиурок» (сертификат);
2020 год - публикация сценария осеннего развлечения в средней группе «У нас в гостях Винни-Пух» на сайте «Мультиурок» (сертификат);
2020 год - публикация сценария осеннего утренника в младшей группе на сайте «Мультиурок» (сертификат);
2020 год - публикация сценария новогоднего утренника для старшей и подготовительной группына сайте «Мультиурок» (сертификат);
2021 год - публикация сценария фольклорного праздника весны в подготовительной группе «Весна-красна, что ты нам принесла» на сайте «Мультиурок» (сертификат);
2021 год - публикация сценария «Широкая масленица» сайте «Мультиурок» (сертификат);
2021 год – публикация конспекта открытого занятия в старшей группе «Путешествие в космос» сайте «Мультиурок» (сертификат);
2021 год – конспект семинара на тему "Традиции проведения православных праздников в ДОУ, как способ духовно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста" сайте «Мультиурок» (сертификат);
В течение учебного года дважды была членом жюри районных конкурсов:
2020 год - Муниципальный конкурс чтецов «Мастерам поэтического слова посвящается»;
2021 год – Муниципальный фестиваль «Этих дней не смолкнет слава».
В течение года принимала активное участие в методической работе ДОУ: подготовка музыкальных мероприятий в ДОУ, выступление на педагогическом совете на тему «Лэпбук - интерактивная папка овладения культурными средствами деятельности»
Имею свой сайт, который пополняю сценариями праздников, консультациями для родителей и педагогов, выкладываю фотоотчёты.
Для реализации поставленных задач я соблюдала следующие условия:
а) возрастные и индивидуальные особенности детей;
б) сотрудничество и целенаправленную работу с педагогическим коллективом и родителями;
в) учитываю взаимодействие ребёнка с той социальной средой, в которой он живёт;
г) создание в учреждение образовательную среду, которая даёт возможность каждому ребёнку творчески раскрыться;
д) использую широкий комплекс методов и приёмов обучения и воспитания дошкольников.
4. Взаимодействие с педагогами
В плане взаимодействия с педагогами в течение всего года мной проводилась следующая работа:
Систематически, согласно плану, со всеми воспитателями обсуждали и утверждали предложенные сценарии мероприятий, вели подготовку к утренникам и развлечениям, занятиям. Осуществлялись консультации по вопросам музыкального воспитания детей через информационный стенд и при личных беседах.
5. Взаимодействие с родителями
В плане взаимодействия с родителями воспитанников в течение всего года мной проводилась следующая работа работа:
- проводила индивидуальные консультации по организации домашних репетиций с детьми;
- Стендовая информация в течение всего учебного года знакомила родителей с разнообразной информацией по музыкальному воспитанию детей дома: «Выявление и развитие музыкальных, творческих способностей дошкольника»; «Как сделать ребенка успешным»; «Музыкальное воспитание детей в семье»; «Использование технологии аудиального развития детей и родителей для сохранения и совершенствования творческого потенциала воспитанников»; «Что такое музыкальность? и какую музыку должен слушать ваш ребёнок»; ««Когда зажигаются свечи» - как провести зимний праздник в семье. Организация музыкальных досугов дома, в семье»; «В гости к музыке!» Правила поведения при встрече с музыкой»; «Пение - как вид деятельности. Советы тем, кто хочет научиться петь. Что такое петь чисто. Охрана детского голоса»; «День открытых дверей - практические занятия для родителей по ознакомлению с методами и приёмами музыкального развития детей»; «Театральная неделя для родителей. Как устроить домашний театр «Как играть в сказку»; как смотреть и оценивать спектакль.
Таким образом, если правильно и в системе выстраивать работу по музыкальному воспитанию с родителями, использовать разные формы работы, то родители становятся участниками музыкального образовательного процесса с детьми и художественно – эстетическое воспитание детей будет эффективней.
Выводы:
Считаю, установленный мною план работы на 2020-2021 год выполнен с положительными результатами.
В результате проводимой мною работы повысился интерес детей к слушанию музыки, расширился их «интонационный словарь». Дети научились вслушиваться в музыку, размышлять о ней, анализировать и понимать выраженные в ней чувства, овладели приемами образного мышления. У детей сформировались основы музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры.
1.Уровень музыкального развития детей вырос по сравнению с показателями на начало года. Этому способствовало несколько факторов, таких, как: высокий профессионализм и творческий подход педагогов, их заинтересованность в достижении лучших результатов; систематизированные музыкальные занятия, досуги и праздники.
2. Используя систематическую, планомерную работу с постепенным усложнением музыкального материала по развитию музыкальных способностей можно достичь положительной динамики.
3. Вовлекая в образовательный процесс не только педагогов, но и родителей, совместными усилиями можно достичь положительных результатов не только в образовательном направлении, но и в эмоциональном, способствуя укреплению семейных взаимоотношений и дружеских отношений между коллегами.
4. Необходимо продолжать проводить индивидуальную работу с детьми по формированию, умений и навыков во всех видах детской музыкальной деятельности, а также совершенствовать и развивать творческие способности воспитанников. Во всех группах продолжать формировать интерес к музыке, закреплять вокальные умения, желание выполнять танцевальные движения.
Рекомендации:
Воспитателям и родителям рекомендуется петь больше песен с детьми дома и в группе, использовать музыкальные игры с пением, а также слушать музыкальные произведения в течение дня в группе. Систематически закреплять материал занятия в группе. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку, содействовать развитию интереса к музыке, развивать музыкально - сенсорные и двигательные способности детей. Продолжать проводить просветительскую работу с родителями.