СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ деятельности учителя начальных классов»

развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности(научить работать с информацией, научить учиться).

Цель моей профессиональной деятельности - подготовить своих учеников к дальнейшему обучению, к самостоятельной жизни. Первостепенными задачами своей профессиональной деятельности считаю:

  • создать комфортный и результативный процесс обучения;

  • предоставить условия для формирования и развития у учащихся интереса к учению;

  • продемонстрировать интеграцию учебной и внеурочной деятельности в единый учебно-воспитательный процесс;

  • обеспечить реальную социализацию учащихся;

  • создать в классе благоприятную среду для самосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития и самореализации;

  • вести работу по воспитанию у учащихся мотивации ЗОЖ.

Я работаю по образовательной программе «Школа России». Эта программа соответствует требованиям нового государственного стандарта начального общего образования. Основной целью «Школы России»является создание образовательного пространства, в котором младший школьник выступает как субъект, обладающий правом выбора вида и форм учебной работы, партнера, средств. Этим и обусловлен выбор программы.

За период, прошедший после моей последней аттестации прошли большие изменения. Введение ФГОС НОО привело к кардинальной перестройке организационной и методической деятельности, как на уровне управления образования, так и на уровне организации образовательного процесса в моём отдельно взятом классе.

Для повышения качества знаний учащихся, для наиболее успешного формирования ЗУН и развития УУД обучающихся мною разработаны рабочие программы для начальных классов по УМК «Школа России» на основе ФГОС. А также ряд технологических карт по предметам, с использованием современных инновационных технологий обучения.

Изменилась моя деятельность, как педагога, работающего по ФГОС.

Теперь главной моей целью на уроке стало - организовать самостоятельную деятельность детей:

  • по поиску и обработке информации;

  • обобщению способов действия;

  • постановке учебной задачи и т. д.

Изменения коснулись и деятельности учащихся. Самостоятельной работе детей на уроке я отвожу больше времени, чем ранее, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Происходит активное включение учеников в образовательный процесс. На моих уроках ребятам предоставлена возможность

вариативного выполнения задания, при этом учащиеся свободно выражают мысли, доказывают свою точку зрения.

Современная система образования и модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать учащихся и мотивировать их на изучение предмета. В своей педагогической деятельности использую следующие технологии:

    • Система инновационной оценки «портфолио». (Каждый обучающийся моего класса имеет личное портфолио индивидуальных образовательных достижений «Лестница успеха». Происходит создание ситуации успеха для каждого ученика, формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста. Дан ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки. Происходит учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя, оценка промежуточных результатов обучения.)

    • Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).

    • Игровые технологии, ролевые, деловые и другие виды.

    • Технология развития «критического мышления».

    • Исследования в обучении.

    • Информационно-коммуникационные.

    • Технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания.

    • Технологии дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения и воспитания.

    • Проблемно-диалогические технологии.

    • Технология активных методов обучения (АМО).

На мой взгляд, одна из наиболее эффективная, технология АМО, позволяет мне превратить урок в интересный, увлекательный, насыщенный творчеством процесс, отвечающий современным потребностям детей, родителей, общества, приносящий удовольствие и удовлетворение мне и моим обучающимся.

Я стала системно и целенаправленно применять активные методы в своей работе. Теперь могу уверенно сказать – использование технологии АМО ведет к обеспечению эффективности образовательного процесса и гарантированному достижению запланированных целей обучения, воспитания и развития.

На уроках использую компьютерные технологии, ресурсы интерактивной доски, ресурсы интернет, которые эффективно применяю при организации творческой познавательной деятельности учащихся в процессе изучения различных дисциплин, что повышает уровень комфортности обучения, снижает дидактические затруднения у учащихся и повышает активность и инициативность младших школьников.

Применение видеофильмов и мультимедиа технологий, использование презентации делают занятия увлекательным и познавательным и дают возможность повысить степень активности школьников и привлечь внимание учащихся. В результате уже нормой для меня стало проведение уроков с использованием ИКТ. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ четко продумана и дозирована. Так при проведении уроков по окружающему миру использую 5 - 7-минутные научно – познавательные обучающие фильмы(такие как «Как появляется солнце», «Солнце освещает земной шар» и др.), подобранные согласно учебной программе из Детской энциклопедии «Кирилл и Мефодий».

При обучении грамоте помощником, активизирующим деятельность учащихся, выступает «Незнайкина грамота» сборника образовательных игр для малышей «Бука». Вместе с Незнайкой проще дается найти место звука в слове.

Особенно сложным дается счет, здесь помогает программа «Планета чисел» из сборника образовательных игр для малышей «Бука». Вместе с ней дети считают, выполняют логические задачи, распознают цвета и фигуры. Вызвать интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно. Программно – методический комплекс по русскому языку «Хронобус» дает возможность быстрее понять такие сложные темы как «Имя существительное», «Временная форма глагола». Комплекс используется и для ознакомления с новым материалом, и для закрепления, обобщения.

На уроках изобразительного искусства у ученика есть возможность познакомиться с шедеврами мировой классики, а иногда и просто с работами по изучаемой теме на большом экране, которые выполнили его сверстники. Учащиеся с удовольствием смотрят видеоуроки по созданию портретов, пейзажей, проходят тест для закрепления изученного материала.

Владея компьютерными технологиями, я разрабатываю свои ресурсы. Интерактивные презентации стали привычными для детей, являются удобным и эффективным способом восприятия. Преимущество при работе с использованием презентаций в том, что всегда можно вернуться к нужному слайду, остановиться на отдельных фрагментах, обсудить дальнейшие действия. Использование анимации (умеренно) в слайдах позволяет мне дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке.

Изменились требования и к информационно-образовательной среде (ИС) – она является составной частью Стандарта. ИС обеспечивает возможности для информатизации моей работы, обучащихся и родителей. Привлекаю обучающихся к тому, чтобы через ИС они имели контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, взаимодействовали дистанционно, в том числе и во внеурочное время (в этом мне очень помогает «Дневник.ру»).

В своей профессиональной деятельности стремлюсь учитывать индивидуальные потребности каждого ученика и поэтому я осуществляю постоянный поиск эффективных методов и форм обучения и воспитания.

На каждом уроке стремлюсь использовать элементы самостоятельного поиска, таким образом, создаётся проблемность в обучении – важное основание для активной мыслительной деятельности учеников.

Успешно применяю технологию критического мышления, основные виды коммуникативной деятельности, работу по группам, используя методику Равенна - обучение в диалогических парах.

Применяю такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, исследовательская работа); методы, направленные на самопознание и развитие.

Использую исследовательский метод – при котором учащиеся самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Готовясь к уроку, стараюсь провести его более содержательно, современно, эффективно и интересно, что способствует развитию у детей познавательного интереса к учёбе и хорошему усвоению знаний. Использую различные виды работ, которые помогают детям лучше усвоить учебный материал и вызвать интерес к предмету. Это различные виды проведения уроков: уроки-сказки, уроки-игры, уроки-театрализации, уроки-экскурсии, уроки-импровизации, уроки-дискуссии, викторины.

Много внимания уделяю здоровьесберегающей технологии. Свой рабочий день начинаем с небольшой физзарядки. На уроке провожу не только физпаузы, но и спортивные минутки, где выполняем комплексные упражнения для глаз, для нормализации осанки, дыхательные упражнения, массаж пальцев рук – пальчиковые игры, для развития моторики, памяти, внимания.

Уделяю большое внимание психологическому климату на уроке, использую эмоциональные разрядки: улыбки, шутки, музыкальные минутки, поговорки, афоризмы, минуты релаксации.

На уроках русского языка большое внимание уделяю практической направленности его преподавания, применяю разнообразные приемы самопроверки, что способствует развитию внимания и формированию прочных орфографических и пунктуационных навыков.

Использую занимательный материал при введении учащихся в тему урока, частичнопоисковый метод при работе с текстом учебника.

Используемые мной приёмы устного счёта: игры, ребусы, диктанты – поддерживают интерес к математике, стремление использовать знания в повседневной жизни, способствуют формированию общеучебных умений и навыков, развитию образного и логического мышления.

На уроках чтения применяю технологию динамического чтения. Отрабатываю навыки выразительного чтения.В своей работе использую технологии совершенствования общеучебных умений в начальной школе (автор В.Н. Зайцева). Эта технология позволяет отрабатывать технику скоростного чтения на уроках, быстроту письма и орфографическую грамотность.

В связи с новой формой государственной итоговой аттестации с первого класса ввожу тестовые задания. Использую систему упражнений для обучения детей с тестами. Работая в рамках программы развития школы, я не только формирую универсальные умения, но и готовлю учащихся к новой форме контрольно-оценочной деятельности – тестированию. В связи с этим мною разработаны КИМы для проведения тематических и итоговых тестовых работ. В тесты включаются задания, помогающие проверить не только ЗУН учащихся, но и отследить процесс развития универсальных умений.

Проводимая мной работа дает неплохие результаты. Уровень обученности в моих классах стабильно высокий – 100%, качество знаний – 54-88%, мои дети постоянные участники различных школьных и районных мероприятий, призёры и победители конкурсов,викторин, олимпиад. При переходе в пятый класс мои выпускники не только подтверждают показатели качества и обученности, но и повышают их в процессе обучения в среднем звене. Объективная оценка деятельности учащихся положительно влияет на формирование личности. Она укрепляет веру в себя у ребенка, вызывает только положительные эмоции.

Стараюсь, чтобы оценка повышала мотивацию школьника к обучению, формированию положительной Я-концепции личности. Это позволяет достичь взаимоуважения и доверия между учеником и учителем, а также способствует созданию благоприятного микроклимата на уроке. В этом мне помогают такие методы, как поощрение, похвала, рецензирование творческих работ, взаимооценка и самооценка.

Проверка и оценка знаний – составная часть процесса обучения, это определение качества достигнутых школьником результатов обучения. Поэтому я осуществляю систематический контроль над учебной деятельностью на уроках и дома. Это позволяет мне увидеть качество усвоения предметных ЗУН, степень сформированности УУД, уровень развития познавательной активности.

Оценивая результат деятельности, стараюсь быть объективной, формирую у своих учеников умение оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, знать требования к работам разного вида.

Для оценивания применяю цифровой балл (пятибальная система) и оценочное суждение. Для усиления значения воспитательной функции совершенствую, прежде всего, методику текущего контроля (опрос, выполнение тестов, работа с компьютерной программой, взаимоконтроль, самоконтроль, мониторинговые исследования).

Отмечая достижения, я стараюсь акцентировать внимание не на отметку, а на полученные знания, умения, чтобы ребёнок почувствовал, что не оценка играет решающую роль, а то, за что он получил её.

В своей работе применяю систему современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации и своевременное заполнение «Дневника.ру»)

Оценка образовательных достижений обучающихся проводилась в виде мониторинга: 4 класс - май 2023 года. Целью которых было определить достижения учащимися уровня обязательной подготовки по курсу начальной школы. В октябре 2023- 2024 учебного года

в соответствии с ФГОС была проведена экспериментальная часть апробации модели оценки качества образования в начальной школе в 5 классах.

Результат диагностических работ показал, что школьники не боятся выполнять нестандартные задачи, они могут применять свои знания при решении практикоориентированных заданий. Возможность выбора заданий, способов решения значительно снизила у детей уровень тревожности при их выполнении, повысила мотивацию к обучению.

В сентябре 2023- 2024 учебного года был проведён комплекс методик для оценки адаптации первоклассников к обучению в школе. Это методика выявления школьной мотивации и отношения к учебной деятельности, измерение самооценки по методике Дембо-Рубинштейна, также был проведён социометрический эксперимент. Так, уже в начале первого класса я наблюдала учащихся по результатам диагностического обследования уровня готовности к обучению в школе и по их учебной деятельности. Первоклассники, показавшие низкий уровень словесно-логического мышления и невербального интеллекта, получали индивидуальную помощь на коррекционных занятиях. На уроках применяю дифференцированные задания, задания по выбору, «по желанию», индивидуальный подход. Привлекаю этих детей к внеурочной деятельности, т.е. ищу любую возможность для проявления их как личности.

Одним из важнейших направлений в работе считаю диагностику. Процедура диагностирования позволяет мне обнаружить изменения изучаемых параметров и причин, вызывающих эти изменения, проанализировать, установить закономерные связи. Опираясь на полученные в результате анализа данные, я стараюсь выбрать наиболее рациональные способы обучения и сотрудничества с учениками. С помощью диагностики, выявив индивидуальные способности и наклонности учеников, работу строю в индивидуальном режиме. Создаю условия для благоприятного развития, как слабых, так и одарённых учеников.

Используя гуманно-личностную технологию Ш.А. Амонашвили, вижу, как на глазах меняется внутренний мир школьника, развиваются умственные и творческие способности, формируется отношение к природе, к людям, к миру.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» президент особое внимание обратил на «необходимость развития творческой среды для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе, а также на то, что предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников». Поэтому учебно-воспитательный процесс в классе строю таким образом, чтобы раскрыть творческий потенциал школьников, дать возможность им работать самостоятельно, расширять свой кругозор.

С этой целью изучены психофизиологические особенности учащихся класса, где мною осуществляется классное руководство. В этом мне помогает анкетирование, тестирование, как для учащихся, так и для их родителей, составление психологического портрета учащегося. Мы с детьми давно уже вышли за рамки проведения всевозможных конкурсов, олимпиад в классе и школе. Учащиеся принимают участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях районного, областного, межрегионального, всероссийского уровней. Именно эту задачу решает

Национальная образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» и её основные проекты «Познание и творчество», «Первые

шаги в науку». И я как учитель стараюсь поддержать и развить юные таланты, вовлекая своих учеников в эти проекты. Участие детей в этом конкурсе было не только активным, но и результативным.

Участие детей в конкурсах составляет 68%. Самые яркие примеры:

  • Обучающиеся моего класса являются постоянными участниками международного конкурса «Русский медвежонок», «Кенгуру», всероссийского конкурса «Олимпус» - 4 кл., «Олимпусик» - 1-3 кл., «Альбус», «Инфознайка», «КИТ»,«Лисёнок», показывая при этом высокую результативность.

  • Хорошо ориентируясь в информационном пространстве Интернета ( через сайт школы, электронную почту, «Дневник.ру»), они проявляют активность и сами находят различные сайты с заинтересовавшими их конкурсами.

Научить ребёнка можно только тогда, когда ему в школе комфортно. Стараюсь создать в коллективе атмосферу взаимоуважения и доверия, поэтому психологический микроклимат в классе оцениваю как оптимальный. Многолетний опыт работы классным руководителем показал, что воспитательная методика Н. В. Щурковой и методика А.Н. Лутошкина «Как вести за собой» помогают мне в работе с детьми. Эти методики учат детей общаться, сближают их. Сплачивают коллектив совместные поездки. Вместе мы побывали в краеведческом музее города Тамбова, в Мичуринском драмтеатре.

Поставив задачу – охватить всех учащихся занятостью в кружках и секциях, решила её с помощью детской Школы искусств. Мои обучающиеся на всех классных, школьных праздниках самые активные участники.

Для решения проблем по сплочению классного коллектива, и успешной социализации выстраиваю отношения учитель – ученик на основе гуманизма и моральных ценностей. С этой целью были применены следующие методики: «Наши отношения», «Атмосфера в группе», «Мишень», определение индекса групповой сплочённости К.Сишора. Учу детей сотрудничать между собой, решать конфликт конструктивным путем, формирую нравственные ценности: достоинство, справедливость и взаимоуважение, воспитываю ответственность и умение принимать правильное решение. Возникшие проблемы я решаю, применяя методику коллективной творческой деятельности, которая способствует вовлечению в учебный процесс всех детей. Также интересной формой работы является создание так называемых цепочек добрых дел.

Происходят изменения в организации работы учителя с родителями обучающегося в соответствии с ФГОС. Родители стали активными участниками образовательного процесса. При взаимодействии с родителями организовываю работу по созданию и укреплению схемы: ученик + родитель + учитель = друзья. И это взаимодействие осуществляю по следующим направлениям:

  • Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики.

  • Формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

  • Диагностирование (наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры, родительские университеты).

  • Коррекционная работа (оказываю родителям своевременную помощь и поддержку в решении проблемных ситуаций в семье).

  • Совместная оздоровительная и культурная работа семьи и школы.

  • Родители выступают в роли тьюторов:

  • присутствуют на уроках с целью оказания помощи детям;

  • активно участвуют в организации подвижных игр на переменах;  помогают детям в осуществлении самообслуживания и т. п.

В работе использую как индивидуальные, так и групповые формы работы.

Самой распространённой формой групповой работы с родителями считаю родительское собрание. К каждому собранию я подготавливаю диагностический материал или статистический, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса. Это использование рисуночных тестов, методики Е.И.Степанова «Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения», методики М,П.Нечаева «Анализ воспитательного процесса». Каждое собрание проходит с использованием слайдовой презентации о жизни класса за данный период времени.

Взаимодействие "родитель – учитель – ребенок" меняется. Теперь это не только общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече, но и взаимодействие в информационном пространстве Интернета (сайт школы, электронная почта,

«Дневник.ру»). Работаю над ресурсным центром для родителей и детей: предоставление литературы, видеоматериалов, мультимедийных презентаций, картотеки ссылок на информационные ресурсы.

Одной из основных задач, сформулированных в областной образовательной программе «Модернизация образования Тамбовской области», является задача «каждому ребенку - полноценное качественное образование в соответствии с его индивидуальными запросами и возможностями». Чтобы её решить, необходимо значительно обновить содержание образования учителя начальных классов. В связи с этим, регулярно повышаю уровень своего профессионального образования.

Являюсь диагностиком, проектировщиком и аналитиком. Мои работы размешены в СМИ и в сети Интернет, сетевых профессиональных сообществах. Активно публикую свои материалы на педагогических порталах, на школьном сайте, являюсь участником профессиональных интернет-сообществ: - «Педсовет» (www.pedsovet.org)

  • «Завуч.Инфо» (www.zavuch.info.ru)

  • «Открытый класс» (www.openclass.ru)

  • «Справочник классного руководителя» (www.klassresobr.ru) и другие.

Свои шаги в профессиональной деятельности я напрямую связываю с работой в педагогическом коллективе. Становление меня как учителя происходит благодаря отлаженной системе методической работы в школы. Педагогический коллектив, в котором я работаю, отличается высокой профессиональной компетентностью, богатым опытом и творческим потенциалом.Обмен опытом работы, совместный поиск каких-либо решений способствует установлению с коллегами деловых доверительных взаимоотношений, побуждает к профессиональному росту и самосовершенствованию.

Анализ моей педагогической деятельности показывает, что нельзя останавливаться на достигнутом, а развитая личностная рефлексия способствует поиску более эффективных подходов к обучению.

Проводя самоанализ, столкнулась со следующей проблемой:

    • в настоящее время происходят изменения в обществе, которые говорят о потере этической культуры, о дегуманизации взаимоотношений людей, об искажении норм нравственности;

    • родители устраняются от своих обязанностей по воспитанию детей, не всегда являются примером для подражания, мало читают, низка педагогическая культура, отсутствует толерантность по отношению к детям.

Решение данной проблемы вижу в необходимости активизации волонтёрского движения детей, родителей и педагогов совместно. Для этого разрабатываю дополнительное направление в своей программе «Азбука добра».

Убеждена, что умение творчески работать, видеть проблемы и искать пути их решения – это основополагающие качества профессионального педагога.