СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ для прохождения аттестации педагогического работника

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самоанализ для прохождения аттестации педагогического работника

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ для прохождения аттестации педагогического работника»

«Самоанализ педагогической деятельности с позиции эффективного использования технологии деятельностого метода обучения на уроках русского языка и литературы»


Я, ************, работаю учителем русского языка и литературы в МБОУ СШ №*** с 01.09.2010 г. Общий педагогический стаж – 16 лет.

Обучение осуществляю по рабочей программе, составленной в соответствии с Федеральным Государственным стандартом второго поколения.

Основная цель моей педагогической деятельности состоит в воспитании самостоятельно мыслящей, способной адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни личности, у которой сформированы умение и желание самосовершенствования и самообразования. Достижение этой цели возможно через эффективное использование современных педагогических технологий, при реализации которых формируются универсальные учебные действия – базовый элемент умения учиться. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие. Всё это позволяет осуществить технология деятельностного метода обучения (ТДМ).

Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Подача учебного материала осуществляется не в привычном готовом виде, а требует от учащихся самостоятельного поиска и усвоения необходимой информации, которая добывается в процессе учебно-исследовательской деятельности.

ТДМ обеспечивает тесную увязку знаний, действий, отношений, развитие личности. Учащемуся приходится вступать в деловую коммуникацию с соседом по парте, товарищем, коллегой по группе, педагогом, родителями. А это ориентирует на налаживание деловых партнерских отношений, формирует задатки умения сотрудничать.

        Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

- уроки «открытия» нового знания;

- уроки рефлексии;

- уроки общеметодологической направленности;

- уроки развивающего контроля.

На достаточном уровне мною было освоены все принципы проведения данных уроков, так как с 2017 года я вхожу в школьную рабочую группу Всероссийского исследовательского проекта «Развитие современных механизмов и технологий общего образования на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон (инновационная методическая сеть «Учусь учиться»).

На практике реализация деятельностного метода обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности: ученик, добывая знания сам, осознает содержание, формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. Это особенно важно на уроках русского языка и литературы, так как изучению этих предметов выделяется четвертая-пятая часть всей недельной нагрузки. Я организую работу в парах, группах, которые формируются с учетом учебных возможностей детей и их психотипа, каждый учащийся имеет возможность проявить активность, выдвинуть гипотезу. Например, на уроках русского языка при изучении темы «Н-НН в суффиксах имён прилагательных» я даю детям 12-18 имен прилагательных, которые им нужно разбить на группы в зависимости от написания. В этой ситуации учащиеся быстро определяют принцип, по которому пишутся данные слова, и формулируют правило достаточно близкое к эталону. Добившись первой победы, дети стремятся преодолеть следующие преграды и охотно включаются в работу по исследованию нового материала. На уроках литературы использую элементы исследования, беседы, дискуссии, позволяющие рассуждать о настоящих человеческих ценностях: долге, чести, ответственности за свои поступки, величайшей силе любви, семье. Это развивает самостоятельность суждений, готовит учащихся к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличать реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки и действия.

2) Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. Чтобы следовать этому принципу, мною посещались уроки классов начальной школы, где в дальнейшем я являлась преподавателем. Также этот принцип реализуется учебным заведением в целом, так как школа работает на площадке «Дидактическая система деятельностного метода обучения (ДСДМ)» всероссийского исследовательского проекта «Развитие современных механизмов и технологий общего образования на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон» и «Методологическая школа» всероссийского исследовательского проекта «Развитие современных механизмов и технологий общего образования на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон» (инновационная методическая сеть «Учусь учиться»)

3) Принцип целостности предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире. Этот принцип как нельзя лучше иллюстрирует преподавание русского языка и литературы, тех предметов, которые побуждают детей самостоятельно искать что-то новое, которые помогают познать мир, обогатить свой опыт. Преподаваемые мною предметы, бесспорно, связаны между собой, поэтому все примеры, иллюстрирующие правила русского языка, тексты для пробных тестов ОГЭ, ЕГЭ, диктантов я подбираю из художественной литературы.

4) Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). Этот принцип полностью соответствует и иллюстрирует Примерную программу по литературе, где предложены списки произведений для базового уровня и самостоятельного прочтения и изучения. Также, например, в учебнике русского языка 6 класса под редакцией М.М. Разумовской тема «Правописание Н-НН в суффиксах причастий» дана на базовом уровне (в полных причастиях пишется НН, в кратких Н), но я предлагаю детям углубить знания и выявить частные случаи написания НН.

5) Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. ТДМ позволяет мне сделать урок здоровьесберегающим, так как у учащихся формируется положительный психоэмоциональный настрой, дети с радостью и интересом идут на уроки русского языка и литературы, ведь они понимают, что на занятиях они сделают много открытий, урок будет проходить динамично и интересно.

6) Принцип вариативности предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. Данный принцип осуществляется мной на разных этапах уроках (целеполагание, этап включения в систему знаний и повторения (карточки зелёного, синего и красного цвета, соответствующие уровням сложности) выбор посильного и интересного ребёнку домашнего задания)

7) Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. На уроках русского языка на этапе включения в систему знаний и повторения, рефлексии я предлагаю детям следующие задания: сконструируй текст, используя слова для справок или выполни творческое задание (напиши сочинение-миниатюру «Осенний лес», используя обстоятельства с разными значениями, отвечающие на разные вопросы); использую прием «Синквейн», учащиеся успешно составляют кластеры, алгоритмы выполнения действий и решения задач, подсказки – опоры из слов, помогающие выстроить логику мыслей. В 5-7 классах после прочтения художественных произведений наряду с другими заданиями предлагаю нарисовать картины природы, изобразить героев, места происходящих событий. Главная задача - сформировать у учащихся умение выделить из прочитанного интересные детали и передать их в рисунке, показать в цвете, выражая свои эмоции. Привлечение театрализованных сцен на уроках литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей, которые способствуют формированию мировоззрения учащихся, их эстетическому развитию. Подготовка требует времени, но результат того стоит. Осуществляются принципы педагогики сотрудничества, подготовка к ним позволяет вывести ребят на новый уровень осмысления прочитанного: через творчество увидеть нравственные, духовные, эстетические аспекты произведения. Самый главный воспитательный момент урока – вызвать эмоциональный всплеск в душах ребят. Для этого я привлекаю такие средства воздействия, как музыка и живопись, кинематограф (репродукции, портреты, отрывки из художественных фильмов).

        Сформулированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий организации непрерывного процесса обучения в деятельностной парадигме образования.


Центром педагогики является ребёнок. И именно ТДМ выводит на первый план его деятельность, способность к самоопределению, к самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.

Проведение уроков по ТДМ активизирует мыслительную деятельность, прививает интерес учащихся к предмету, развивает умение выслушать оппонента, терпимость к иной точке зрения, формирует культуру полемики, развивает умение находить неординарные, творческие решения возникших противоречий, позволяет научить ребёнка нестандартно решать сначала поставленные перед ним учебные задачи, а в последствии использовать полученные навыки для решения жизненных ситуаций. Школьники сейчас слишком заняты гаджетами, в которых вся информация подается в готовом виде, поэтому уроки русского языка и литературы по ТДМ отрывают их от ирреального и переносят в мир реального, в тот мир, где нужно думать, спорить, высказывать свое мнение и просто учиться жить. Дети превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Учащимся нравится каждый урок совершать маленькие открытия, добиваться успеха, им нравится жить реальной жизнью, ощущать себя маленькими учеными.

Составляющие ТДМ, такие как активизация инициативы и творческого самовыражения, позволяют сделать урок здоровьесберегающим, у детей формируется положительный психоэмоциональный настрой, они с радостью и интересом идут на урок.

Я также заметила, что применение данной технологии позволило пятиклассникам быстрее адаптироваться к учебному процессу основной школы, что позволило не понизить процент качества знаний, который часто падает из-за дезадаптации при переходе в следующее образовательное звено.

ТДМ позволяет безболезненно для учащихся решить вопрос повышения грамотности, заинтересованности в предмете, привлечь к кружковой работе и внеурочной деятельности, участию в олимпиадах и конкурсах.

Современная школа учит самых разных детей, поэтому так важен личностно-ориентированный подход, который является частью ТДМ.

В связи с выше изложенным, а также в соответствии с ФГОС второго поколения мною, как превалирующей в педагогической деятельности, была выбрана технология деятельностного метода обучения, формирующая творчески активного, мыслящего человека и при этом здорового.


При применении ТДМ мною учитывается и ряд особенностей организации учебного процесса.

Теперь знания идут не от меня, а от учеников, я уже не веду урок авторитарно, составление и обсуждение плана урока и всех учебных действий происходит вместе с детьми.

На занятиях я создаю условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в деятельность. Это могут быть различные стихи (при прохождении темы «Правописание приставок ПРЕ-/ПРИ-» в качестве помощника использую небольшие стихотворения), загадки, проблемные ситуации (виде рассказа, притч, деформированного текста, сценки, поставленной учащимися), применение приёма мыслительного штурма.

Также, на мой взгляд, необходимо эффективно организовать образовательное пространство урока. Для этого важно:

• систематически обучать детей осуществлять рефлексивное действие на всех этапах урока (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений);

• использовать разнообразные методы, приемы ТДМ, повышающие степень активности обучающихся в учебном процессе:

- метод проблемного изложения

- метод проектов

- проблемно-поисковый метод

- частично-поисковый метод.

Также применение ТДМ невозможно без групповой работы и работы в парах, дифференциации, только через эти приемы полностью формируются УУД.

Особенность ТДМ – самостоятельное открытие детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость. Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования, благодаря которому у детей полностью формируются УУД.


Применение на уроках русского языка и литературы технологии деятельностного метода обучения дало свои результаты:

1. Учащиеся и их родители отмечают, что уроки русского языка и литературы дают не только прочные знания по предмету, но и учат применять полученное в нестандартной ситуации, правильно делать выводы, логически строить свои ответы, развивать коммуникативные навыки. Это подтверждается результатами независимой экспертизы (ГИА, ВПР).

2. Учащиеся не останавливаются на решении проблемных ситуаций на уроке, они принимают участие в различных конкурсах, олимпиадах, самостоятельно готовят презентации и дополнительный материал к занятиям. Ежегодно выступают на школьной научно-практической конференции с проектами. Различного вида поощрения (дипломы, сертификаты, грамоты) стимулируют детей и являются реальным показателем эффективности учебного труда. Растет число учащихся, посещающих внеурочные занятия.

3. Рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты обучения, осознанность и согласованность целей обучения с индивидуальными потребностями, приобретение ими не только актуальных предметных знаний, но и жизненно важных навыков и качеств, уважительное отношение всех участников процесса друг к другу – это те важные результаты ТДМ, которые обеспечивают достижение целей современного образования.

4. Благодаря проведению уроков по ТДМ у меня сформировалась психологическая и мотивационная готовность к инновационной деятельности; удалось стать призёром регионального конкурса методических разработок учителей русского языка и литературы «Методический калейдоскоп “Современный урок русского языка и литературы”».

Все выше изложенные результаты по применению мною ТДМ позволяют говорить о повышении качества работы учителя.