СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ классного часа

Нажмите, чтобы узнать подробности

При выборе темы мероприятия и постановке его целей учитывались возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Для них в целом характерен интерес к проблемам человеческого общения и самопознанию, поэтому мероприятия по психологической проблематике актуальны для этого возраста

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ классного часа»

Название классного часа: «Конфликты в нашей жизни.»

Эпиграф: "Те, кто, не могут сварить суп, заваривают кашу"

Форма: воспитательный час

Характеристика участников: 17 человек, 16–17 лет (обучающиеся группы № 15-03).

Время и место проведения: 25 марта 2017 года

Мероприятие проводилось на классном часе на 5 уроке;

продолжительность беседы – 45 мин.

Использованное оборудование: Презентация, проектор. 

Самоанализ

I. Целенаправленность

Мероприятие «Конфликты в нашей жизни» имело психологическую направленность (вопросы психологии межличностного общения). Реализация целей мероприятия предполагала развитие коммуникативных и социальных навыков обучающихся, навыков самоанализа и саморегуляции, овладение новыми способами поведения, расширение кругозора обучающихся. Следовательно, мероприятие соответствовало общей цели современного воспитания – формирование всесторонне развитой гармоничной личности. Цели мероприятия не были сообщены обучающимся в начале классного часа после того, как на основе предложенного эпиграфа и индийской сказки «Мудрецы и слон» сами определили тему предстоящего разговора и цели этого классного часа.

При выборе темы мероприятия и постановке его целей учитывались возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Для них в целом характерен интерес к проблемам человеческого общения и самопознанию, поэтому мероприятия по психологической проблематике актуальны для этого возраста. Обучающихся данной группы особенно охотно обсуждают проблемы межличностного взаимодействия, поэтому этим вопросам посвящён ряд классных часов, которые проведены или будут проводиться в этом году («Познай самого себя», «Любовью дорожить умейте», «Характер и способности», «Стресс и как с ним бороться» и др.). Классный час «Конфликты в нашей жизни» входит в этот ряд.

II. Содержание

Как уже было отмечено, выбранная для мероприятия тема актуальна для обучающихся в силу их возрастных особенностей. Для людей в период ранней юности особенно значимыми являются вопросы успешного общения и поведения в социуме. В этом возрасте часто продолжаются начинающиеся ещё у подростков конфликты с родителями, связанные с постепенным отделением ребёнка от семьи. Кроме того, обучающихся активно готовятся к скорому вступлению во взрослую жизнь, которая немыслима без решения разного рода противоречий.

При разработке мероприятия мы стремились сделать содержание беседы доступным и увлекательным для обучающихся. Это достигалось за счёт простоты языка, подбора интересных примеров (проведения футбола между группами), установления связей с жизненным опытом учащихся (поведение в споре в автобусе, поведение обучающихся на уроке), в ходе беседы также анализировались ситуации конфликтов, приведённые обучающимися. Большая часть информации являлась новой для обучающихся, поэтому вызывала их живой непосредственный интерес (в особенности стратегии поведения в ситуации конфликта). Учащиеся сразу старались применить их к своему поведению в жизни. В целом содержание мероприятия воспитывает толерантность, стремление понимать других людей, осознавать многообразие взглядов на различные ситуации.

III. Методика проведения

Для проведения мероприятия «Конфликты в нашей жизни» была выбрана форма беседы, что обусловлено следующими причинами. Группа расположена к доверительному, дружескому общению с мастером п\о, обсуждению различных вопросов нравственного, этического, психологического характера. Во-вторых, ребятам недостаточно даётся возможности тренировать навыки участия в совместном диалоге, доказательства своей точки зрения, построения монолога на заданную тему. В соответствии с выбранной формой мероприятия использовались такие методы и приёмы как слово учителя, вопросы, дискуссия. Тема классного часа обусловила использование психологического теста.

Выбор беседы как формы проведения классного часа обусловил использование преимущественно фронтальной работы. К индивидуальной работе относится выполнение заданий «Ситуативного практикума».

Активность и самостоятельность участников в ходе мероприятия поддерживалась благодаря таким средствам активизации внимания как вопросы по содержанию беседы, реплики мастера, направляющие внимание и побуждающие к размышлению, а также благодаря использованию презентации и мультипликационного фильма. Оживленному течению беседы способствовали общий доброжелательный тон разговора и положительной эмоциональный настрой мастера.

Мероприятие было подготовлено мастером производственного обучения, от обучающихся специальная подготовка не требовалась. Мастер производственного обучения играл ведущую роль в мероприятии, что связано со спецификой выбранной формы проведения. Педагогические импровизации возникали в ходе беседы и были связаны с незначительной перестановкой фрагментов разговора, а также с анализом примеров конфликтных ситуаций, предложенных обучающимися. Кроме того, к ряду вербальных импровизаций относились реплики, поддерживающие интерес к излагаемому материалу, привлекающие внимание.

IV. Результативность

Определить уровень реального достижения целей мероприятия на данный момент достаточно сложно, поскольку для этого требуется продолжительное наблюдение за поведением обучающимися. Ориентируясь на реакцию обучающихся во время беседы, их выводы относительно стратегий поведения в ситуации конфликта можно говорить о том, что цели мероприятия достигнуты на среднем уровне. Обучающиеся согласны с тем, что в конфликте есть и положительные и отрицательные стороны, с интересом восприняли и осмыслили материал, связанный со структурой конфликта и иллюзиями восприятия, но ряд обучающихся остался при мнении, что наилучшая стратегия в ситуации конфликта – соперничество.

Можно говорить о положительном отношении обучающихся к мероприятию. Обучающиеся с интересом слушали мастера производственного обучения, активно участвовали в беседе, спорили, приводили примеры, задавали вопросы. Не возникло проблем с поддержанием дисциплины (не было даже необходимости в дисциплинарных замечаниях). После мероприятия звучали такие оценки детей как «интересно», «полезно», предложения провести разговоры на другие темы.

V. Достоинства и недостатки, перспективы

В целом, можно выделить следующие положительные черты проведённого мероприятия.

А. Соответствие темы и формы проведения мероприятия основной цели воспитания и целям образовательного учреждения.

Б. Соответствие выбранной темы возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, интересное содержание, сочетающее в себе доступность и новизну.

В. Органичное включение мероприятия в систему классных часов, посвящённых психологической проблематике.

Г. Положительный эмоциональный настрой обучающихся во время мероприятия, интерес, который вызвали у них обсуждаемые проблемы, доброжелательная атмосфера во время классного часа.

Д. Поддержание высокого уровня самостоятельности и активности учащихся во время проведения мероприятия.

В то же время в проведении мероприятия можно выявить ряд недостатков.

А. От обучающихся не требовалась предварительная подготовка, в результате чего не был создан предварительный психологический настрой на тему конкретной беседы.

Б. Во время беседы мастер производственного обучения не всегда контролировал время, поэтому мероприятие затянулось на 15 минут и его конец оказался смазанным.

В. В речи мастера производственного обучения встречались оговорки.

Таким образом, при дальнейшей работе над мероприятиями подобной тематики необходимо учитывать следующее.

А. Продумывать предварительную подготовку обучающихся к мероприятию.

Б. В ходе проведения мероприятия тщательно следить за временем.

В. Предоставлять больше времени для высказываний и размышлений учащихся, поощрять их делать выводы самим.

Г. Подбирать примеры, близкие к жизненному опыту учащихся.

Как уже сказано, в дальнейшем работу с группой по выбранной теме предполагается продолжить. Ряд классных часов будет посвящён проблемам взаимодействия с родителями, друзьями, способам поведения в ситуации стресса и т. д. 



Мастер производственного обучения Семенова Л.А.














































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!