Самоанализ подгруппового логопедического занятия в старшей группе воспитанников с ЗПР по развитию лексико-грамматического строя речи
Тема: «Одежда, головные уборы»
Присутствовало 3 воспитанника 5 лет с ЗПР.
Занятие соответствовало:
- календарно-тематическому планированию коррекционной работы,
- требованиям адаптированной основной образовательной программы,
- а также СанПин и положению об оказании детям логопедической помощи в вопросе продолжительности занятия.
Цель и задачи занятия представлены на экране.
Работа на занятии строилась с использованием методов не только логопедической работы, но и дефектологических, нейропсихологических приёмов, а также с использованием потенциала музыкальных инструментов.
Цель занятия была доведена до детей, была им понятна и соответствовала содержанию занятия.
Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояния внимания, степени утомляемости и пр.).
Инструкции давались кратко и чётко.
Использовалась помощь:
- привлечение внимания,
- стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний;
- применение наглядных опор, а также звуковых стимулов.
Этапы занятия взаимосвязаны и последовательны.
С целью ввода в занятие использована дорожка пальчиковых поз.
С целью развития артикуляционной и мимической мускулатуры была использована артикуляционная гимнастика с элементами нейрогимнастики.
На занятии была использована технология проблемного обучения. Ребятам нужно было одеть куклу, что и явилось результатом всех выполненных заданий.
Для тренировки в выделении изображений заданной тематики ребятам было предложено найти в помещении картинки с изображённой на них одеждой и головными уборами. Этот вид деятельности плавно перешёл в работу над темпо-ритмической стороной речи (дети отстукивали клавесами ритм считалочки). Продолжилась эта работа упражнением на развитие слоговой структуры слова.
Для отработки навыка согласования прилагательных с существительными в роде и числе были использованы игры «Жадина» и «Назови по цвету».
С целью совершенствования слухового внимания была проведена работа на стимуляцию определённых действий по речевому сигналу. Также на данном этапе занятия был использован потенциал нейропсихологического упражнения «Шапка-колготки». В работе с детьми с ЗПР вполне предсказуемо неверное предугадывание последующего речевого сигнала. Отмечу, что акцент на то, что шапку надевают на голову, а колготки – на ноги, использовался как дополнительный элемент ознакомления с окружающим миром, т. к. данный процесс у детей с ЗПР имеет определённые ограничения.
Последующая работа над проблемной ситуацией способствовала развитию у детей умения участвовать в коллективной игровой деятельности (согласованно поэтапно выполнять поставленную задачу). С одной стороны, детям необходимо оказывать направляющую помощь при проведении игры (например, в выборе последовательности надеваемых предметов одежды). Вместе с тем, помощь была минимизирована, чтобы дать ребятам свободу действий и возможность коммуницировать друг с другом.
Работа над лексико-грамматическим строем речи с детьми с ЗПР очень сложна, и при использовании стандартных упражнений не вызывает должного эмоционального отклика. Однако при организации деятельности в виде игры или решения проблемной ситуации дети невольно активизируют словарь и используют различные формы слов. На занятиях мы обсуждаем с детьми и цвет, и форму, и размер предметов, слушаем звуки, в том числе неречевые. Кроме того, я стараюсь акцентировать внимание на себе как важном для детей взрослом, показывая, что тоже ношу одежду, тоже за ней ухаживаю, подбираю в тон и т. д.
В завершении работы над лексической темой для развития навыков рефлексии проводилась самостоятельная оценка детьми своей деятельности и эмоционального состояния. В силу индивидуальных особенностей (неуравновешенность основных процессов нервной системы: возбуждение преобладает над торможением) детям данной группы сложно удерживать инструкцию. Приходится многократно повторять её, чтобы дети успели полностью сконцентрироваться на задании.
На занятии мною использован потенциал здоровьесберегающих технологий (при проведении физкультминутки «Стирка»). Я учитываю потребность воспитанников в двигательной активности и в развитии общей моторики, поэтому осуществляю постоянную смену видов деятельности и перемещение по разным зонам активности. Дети на моих занятиях сидят редко. Чаще они используют мяч, музыкальные инструменты, своё тело и другие приспособления как средство работы.
Кроме того, наглядный материал (например, предметные картинки), которые я использую, представлен, в основном, на белом фоне, что позволяет детям не отвлекаться. Таким образом, картинка детям понятна, проста для восприятия. С этой же целью я не стремлюсь на каждом занятии использовать проектор.
На данном подгрупповом занятии мною была учтена проведённая ранее работа над лексической темой, что позволило использовать её при переносе имеющихся знаний и навыков на учебную деятельность, и тем самым выполнить поставленные задачи и достичь цели занятия.