СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ и самоанализ логопедического занятия

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Алгоритм анализа и самоанализа логопедического занятия

Просмотр содержимого документа
«Анализ и самоанализ логопедического занятия»

Анализ и самоанализ логопедического занятия



Важным элементом педагогической деятельности явля­ются анализ и самоанализ своего занятия. Это — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации. Ка­чество анализа и самоанализа зависит от многих факто­ров и прежде всего от привычки учителя-логопеда к реф­лексии своих действий и тех результатов, к которым они привели или могут привести.

Предлагаемые схемы предназначены для логопедов, работающих в ДОУ.

Схема анализа логопедического занятия

Ф.И.О. логопеда

Город (район) ДОУ № дата

Анализирующий

Цель посещения

Этап работы

Форма занятия (индивидуальное, фронтальное, подгрупповое)

Тема

Возраст, количество детей

  1. Место данного занятия в системе занятия по теме.

  2. Место данной темы в общей системе логопедиче­ской работы.

  3. Подготовленность данного занятия предыдущим обу­чением и связь с последующим.

  4. Анализ целей и задач занятия:

— правильность постановки;

— соответствие содержанию занятия;

  • единство коррекционно-развивающей, образователь­ной и воспитательной задач;

  • способы постановки и доведения до детей (ребенка);

  • степень достижения.

  1. Анализ структуры и организации занятия:

— соответствие теме, цели, задачам;

  • основные этапы, их логопе­дическая последовательность и взаимосвязь;

  • четкость перехода от одно­го этапа к другому;

  • целесообразность распреде­ления времени между этапами занятия;

  • наличие плана занятия и организация его выполнения ло­гопедом;

  • продолжительность занятия и его этапов;

  • соответствие фактического хода занятия запланированному;

  • отступления от конспекта, их причины.

6. Анализ этапов занятия:

  • содержание этапов, подготов­ка детей к предстоящему этапу;

  • соответствие учебного мате­риала программе, перспективно­му плану работы, речевым и воз­растным особенностям ребенка (группы детей);

  • адекватность выбора рече­вого материала задачам занятия;

  • методы и приемы, исполь­зуемые на отдельных этапах, их соответствие целям занятия;

  • реализация дидактических принципов обучения;

  • эффективность использова­ния наглядных пособий, дидак­тического раздаточного материа­ла и ТСО;

  • степень усвоения нового материала;

  • подведение итогов занятия и деятельности детей (ребенка).

7. Оценка коррекционной на­правленности занятия:

— смена видов деятельности;

  • своевременное и качественное проведение физкультурных пауз;

  • посильность речевого и ди­дактического материала;

  • разнообразие, взаимосвязь, обоснованность выбора методов и приемов обучения;

  • соответствие использован- и ных методов и приемов возмож­ностям детей (ребенка);

  • включение заданий с опо­рой на несколько анализаторов;

  • индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми;

  • доступность и четкость ин­струкций, эффективность помо­щи логопеда;

— упражнения на развитие общей и тонкой моторики.

8. Анализ работы и поведения детей на занятии:

  • общая оценка работы груп­пы (ребенка);

  • активность детей (ребенка) в процессе занятия;

  • устойчивость внимания в на­чале занятия и на основных этапах;

  • особенности речевой и нерече­вой деятельности детей (ребенка);

  • формирование у детей (ре­бенка) общеучебных и специаль­ных умений и навыков;

  • степень сформированности структуры деятельности;

  • выполнение единых требо­ваний;

  • качество выполнения зада­ний детьми (ребенком);

— умение детей (ребенка) при­менять знания в различных си­туациях;

— степень овладения практи­ческими навыками.

9. Личность логопеда:

  • знание материала занятия;

  • владение методами и при­емами работы на занятии;

  • осуществление коррекционных приемов обучения;

  • умение использовать мето­дические пособия;

  • речь логопеда (ясность, точ­ность, выразительность, эмоцио­нальность);

  • соотношение речи логопеда и детей (ребенка);

  • мастерство педагогическо­го общения.

  1. Оценка самоанализа, сде­ланного логопедом в ходе отве­тов на вопросы, поставленные проверяющим

  2. Результаты занятия:

  • достижение цели, задач за­нятия;

  • оптимальность обучающих действий логопеда;

  • тенденции в речевом раз­витии и коррекции детей (ребен­ка);

  • оценка занятия в соответ­ствии с возможностями детей (ре­бенка);

— качество знаний, умений, навыков, полученных детьми (ребенком).

  1. Элементы творчества, зас­луживающие изучения и внедре­ния в практику работы других логопедов;

  2. Недостатки занятия:

  • диагностика причин;

  • предложения по их устра­нению;

14. Общие выводы и предло­жения;

15. Рекомендации логопеду по самообразованию на основании выводов и предложений.

Схема самоанализа логопедического занятия

  1. Место разбираемого занятия в системе занятий по изучаемой теме.

  2. Обоснование целей и выпол­нение намеченного плана заня­тия.

  3. Характеристика логопедом ребенка (группы).

  1. Мотивировка отбора мате­риала для данного занятия.

  2. Психологическая и педаго­гическая оценка системы заданий и упражнений, выполненных детьми на занятии.

  3. Мотивировка выбора мето­дов занятия, оценка соответствия данных методов целям и содер­жанию занятия.

  4. Удовлетворенность или не­удовлетворенность логопеда заня­тием (его отдельными частями).

  5. Меры, намечаемые логопе­дом по устранению отмеченных недостатков.

  6. Оценка и обоснование дос­тигнутых на занятии результатов.

10. Самооценка как одно из условий творческой работы лого­педа.

Этот перечень вопросов, конеч­но, нельзя назвать исчерпываю­щим. На наш взгляд, возможно проведение анализа и самоанали­за не по всем параметрам, а, на­пример, по двум-трем из перечис­ленных. Это зависит от того, ка­кую задачу ставит перед собой логопед. Важно только, чтобы са­моанализ проходил сразу после занятия, под влиянием свежих впечатлений. Он лежит в основе начала подготовки к новому за­нятию.




© 2020 530 0