Анализ и самоанализ логопедического занятия
Важным элементом педагогической деятельности являются анализ и самоанализ своего занятия. Это — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации. Качество анализа и самоанализа зависит от многих факторов и прежде всего от привычки учителя-логопеда к рефлексии своих действий и тех результатов, к которым они привели или могут привести.
Предлагаемые схемы предназначены для логопедов, работающих в ДОУ.
Схема анализа логопедического занятия
Ф.И.О. логопеда
Город (район) ДОУ № дата
Анализирующий
Цель посещения
Этап работы
Форма занятия (индивидуальное, фронтальное, подгрупповое)
Тема
Возраст, количество детей
Место данного занятия в системе занятия по теме.
Место данной темы в общей системе логопедической работы.
Подготовленность данного занятия предыдущим обучением и связь с последующим.
Анализ целей и задач занятия:
— правильность постановки;
— соответствие содержанию занятия;
единство коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной задач;
способы постановки и доведения до детей (ребенка);
степень достижения.
Анализ структуры и организации занятия:
— соответствие теме, цели, задачам;
основные этапы, их логопедическая последовательность и взаимосвязь;
четкость перехода от одного этапа к другому;
целесообразность распределения времени между этапами занятия;
наличие плана занятия и организация его выполнения логопедом;
продолжительность занятия и его этапов;
соответствие фактического хода занятия запланированному;
отступления от конспекта, их причины.
6. Анализ этапов занятия:
содержание этапов, подготовка детей к предстоящему этапу;
соответствие учебного материала программе, перспективному плану работы, речевым и возрастным особенностям ребенка (группы детей);
адекватность выбора речевого материала задачам занятия;
методы и приемы, используемые на отдельных этапах, их соответствие целям занятия;
реализация дидактических принципов обучения;
эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и ТСО;
степень усвоения нового материала;
подведение итогов занятия и деятельности детей (ребенка).
7. Оценка коррекционной направленности занятия:
— смена видов деятельности;
своевременное и качественное проведение физкультурных пауз;
посильность речевого и дидактического материала;
разнообразие, взаимосвязь, обоснованность выбора методов и приемов обучения;
соответствие использован- и ных методов и приемов возможностям детей (ребенка);
включение заданий с опорой на несколько анализаторов;
индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми;
доступность и четкость инструкций, эффективность помощи логопеда;
— упражнения на развитие общей и тонкой моторики.
8. Анализ работы и поведения детей на занятии:
общая оценка работы группы (ребенка);
активность детей (ребенка) в процессе занятия;
устойчивость внимания в начале занятия и на основных этапах;
особенности речевой и неречевой деятельности детей (ребенка);
формирование у детей (ребенка) общеучебных и специальных умений и навыков;
степень сформированности структуры деятельности;
выполнение единых требований;
качество выполнения заданий детьми (ребенком);
— умение детей (ребенка) применять знания в различных ситуациях;
— степень овладения практическими навыками.
9. Личность логопеда:
знание материала занятия;
владение методами и приемами работы на занятии;
осуществление коррекционных приемов обучения;
умение использовать методические пособия;
речь логопеда (ясность, точность, выразительность, эмоциональность);
соотношение речи логопеда и детей (ребенка);
мастерство педагогического общения.
Оценка самоанализа, сделанного логопедом в ходе ответов на вопросы, поставленные проверяющим
Результаты занятия:
достижение цели, задач занятия;
оптимальность обучающих действий логопеда;
тенденции в речевом развитии и коррекции детей (ребенка);
оценка занятия в соответствии с возможностями детей (ребенка);
— качество знаний, умений, навыков, полученных детьми (ребенком).
Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы других логопедов;
Недостатки занятия:
14. Общие выводы и предложения;
15. Рекомендации логопеду по самообразованию на основании выводов и предложений.
Схема самоанализа логопедического занятия
Место разбираемого занятия в системе занятий по изучаемой теме.
Обоснование целей и выполнение намеченного плана занятия.
Характеристика логопедом ребенка (группы).
Мотивировка отбора материала для данного занятия.
Психологическая и педагогическая оценка системы заданий и упражнений, выполненных детьми на занятии.
Мотивировка выбора методов занятия, оценка соответствия данных методов целям и содержанию занятия.
Удовлетворенность или неудовлетворенность логопеда занятием (его отдельными частями).
Меры, намечаемые логопедом по устранению отмеченных недостатков.
Оценка и обоснование достигнутых на занятии результатов.
10. Самооценка как одно из условий творческой работы логопеда.
Этот перечень вопросов, конечно, нельзя назвать исчерпывающим. На наш взгляд, возможно проведение анализа и самоанализа не по всем параметрам, а, например, по двум-трем из перечисленных. Это зависит от того, какую задачу ставит перед собой логопед. Важно только, чтобы самоанализ проходил сразу после занятия, под влиянием свежих впечатлений. Он лежит в основе начала подготовки к новому занятию.