ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ НА УЧЕБНЫЙ ГОД
1-й этап. Подготовительный
Задача — тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
б) развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специальных упражнениях;
в) формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
г) в процессе систематических тренировок вырабатывать владение комплексом пальчиковой гимнастики;
д) укреплять физическое здоровье (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).
Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.
2-й этап. Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
а) устранить дефектное звукопроизношение;
б) развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
в) формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1). Постановка звуков в такой последовательности: Данная последовательность определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме и соответствует программе обучения в подготовительной логопедической группе (последовательности проведения фронтальных занятий). Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.
свистящие [С], [3], [Ц], [С], [3'];
шипящий [Ш];
сонор [Л];
шипящий [Ж];
соноры [Р], [Р'];
шипящие [Ч], [Щ].
Способ постановки — смешанный.
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;
для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;
для [Р], [РЬ]: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;
для [Л]: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2) . Автоматизация каждого исправленного звука в слогах (по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе):
[С], [3], [Ш], [Ж], [С], [3'], [Л"] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем — в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных (Звонкие согласные 3, Ж, 3' не автоматизируются в обратных слогах);
[Ц], [Ч], [Щ], [Л] — наоборот: сначала в обратных слогах, затем — в прямых и со стечением согласных;
[Р], [Р'] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
3). Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
4). Автоматизация звуков в предложениях.
Каждое отработанное в произношении слово включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.
5). Дифференциация звуков:
С-З, С-Сь, С-Ц, С-Ш; Ж-З, Ж-Ш; Ч-Сь, Ч-Т, Ч-Щ; Щ-Сь, Щ-Ть, Щ-Ч, Щ-Ш; Р-Л, Р-Рь, Рь-Ль, Рь-Й, Ль-Л.
6). Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и др.)
3-й этап. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
4-й этап. Систематические упражнения по развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.
5-й этап. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков:
ФОРМИРОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ
Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.
Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков.
Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем достигаются двумя путями:
. Постановкой, затем тщательной отработкой отсутствующих или нарушенных артикуляционных движений. Это длительная, кропотливая, сложная работа, требующая определенного профессионализма, и выполняется она логопедом с каждым ребенком индивидуально;
. Систематической артикуляционной гимнастикой, представляющей собой комплекс правильно выполняемых детьми, отработанных с логопедом артикуляционных упражнений. Основным назначением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.
Выполняется артикуляционная гимнастика как индивидуально, так и коллективно — со всей группой или небольшими подгруппами.
Указания к проведению артикуляционной гимнастики
1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 мин несколько раз в день:
2. Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки.
3. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
4. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
5. Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отобранных с логопедом упражнений.
6. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.
7. Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками и т.д.
ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
Упражнения для челюстей
Широко раскрыть рот и подержать его открытым 10-15 сек.
Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами.
То же в быстром темпе.
Легкое постукивание зубами — губы разомкнуты.
Повторяется первое упражнение.
Упражнения для губ
«Улыбка» — растягивание разомкнутых губ; зубы при этом сомкнуты, хорошо видны и верхние, и нижние резцы.
То же с сомкнутыми губами и зубами.
«Трубочка» («Хоботок») — вытягивание губ вперед (зубы сомкнуты).
Попеременное выполнение «Улыбки» и «Трубочки».
Вращательные движения губами.
Отставление нижней губы от зубов и десен.
Втягивание нижней губы внутрь рта.
Упражнения для языка (выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти):
13. «Болтушка» — движения языком вперед-назад.
14. «Часики» — движения языком вправо-влево.
15. «Качели» — движения языком вверх-вниз:
а) к верхней — нижней губе;
б) к верхним — нижним зубам;
в) к верхним — нижним альвеолам.
16. Круговые движения языком:
а) по губам;
б) по зубам в преддверии рта;
в) за зубами.
«Лошадки» — щелканье языком.
18. «Лопатка» — широкий, расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу; подержать 10-15 с. (при напряжении похлопать по языку шпателем или пошлепать губами).
19. «Иголочка» — узкий напряженный язык высунуть далеко вперед и удерживать в этом положении 10-15 сек. (для сокращения языка дотронуться до его кончика шпателем).
Попеременное выполнение «Лопатки» и «Иголочки».
21.«Желобок» («Трубочка») — высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть вверх.
22.«Чашечка» («Ковшик») — широкий язык поднять кверху.
23.«Грибок» — язык широкий, плоский, присосать к твердому нёбу; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка — к верхним альвеолам.
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
ФИО ребенка
Группа Возраст
Развитие подвижности артикуляционного аппарата
Развитие фонематического слуха
Коррекция звукопроизношения
Формирование навыков фонематического восприятия
Развитие речевого дыхания, голоса
Формирование выразительной речи на базе правильно произносимых звуков
Развитие общей и мелкой моторики
Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления
Подготовка к обучению грамоте
Воспитание самоконтроля за речью
Формирование практических умений и навыков пользования правильной речью
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
ФИО ребенка
Группа Возраст
Развитие подвижности артикуляционного аппарата
Коррекция звукопроизношения
Развитие речевого дыхания, голоса
Формирование выразительной речи на базе правильно произносимых звуков
Развитие общей и мелкой моторики .
Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления
Подготовка к обучению грамоте
Воспитание самоконтроля за речью
9. Формирование практических умений и навыков пользования правильной речью
СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Пример индивидуального логопедического занятия
1. Патология ребенка: ОНР (3 уровень речевого недоразвития): нарушено произношение свистящих и шипящих звуков [Ш], [Ж], [Щ], [Ч], звука [Л]; нарушение полиморфное. Несформированность фонематического анализа (простого и сложного) и фонематического синтеза. Снижение объема пассивного словаря, номинативного, атрибутивного. Нарушения грамматических функций словоизменения и словообразования; выраженные экспрессивные аграмматизмы, нерезко выраженные импрессивные аграмматизмы. Несформированность слухового внимания и памяти. В поведении адекватен, контактен, эмоционально лабилен.
2. Индивидуальная диагностическая карточка ребенка:
Фамилия, имя
Речевое заключение
Диагноз
а). 200 __- 200__ уч. год
б). 200 __- 200 __ уч. год
1. Звукопроизношение
а).
б).
2. Фонематическое восприятие
а).
б).
3. Лексика – Грамматика
а).
б).
4. Связная речь
а).
б).
Этап коррекционнои работы: подготовительный.
Время проведения занятия: 20 мин.
Оборудование: (указывается то, что используется на занятии).
Тема занятия: «Пчелка Майя» (Занятие следует проводить в едином игровом сюжете, определяющем игровую тему).
Рабочая тема: «Звук Ш».
Ход занятия
Организационный момент.
Формирование диафрагмального дыхания, длительного фонационного выдоха.
Артикуляционная гимнастика.
Фонематический строй речи.
Формирование ритмической стороны речи.
Воспитание мягкой голос атаки.
Графическое восприятие буквы.
3. Задание для воспитателя: 1. Артикуляционные упражнения.
Работа по индивидуальным тетрадям.
4. Домашнее задание:
Основная задача — отрабатывать и закреплять навыки, полученные на занятии.
ПРИМЕР ВЕДЕНИЯ ПЛАНОВОЙ ТЕТРАДИ:
№ занятия, дата проведения | Содержание занятия | Анализ выполнения заданий ребенком (трудности) | Над чем следует работать на следующем занятии |
Занятие № 1 (дата) | Тема занятия: ... Организационный момент: (сюрпризный момент, начало игрового сюжета) Формирование диафрагмального дыхания, длительного фонационного выдоха: «Веселая вертушка» 3. Артикуляционная гимнастика (комплекс для звука [Ш]) для губ: - «трубочка — улыбка» - 5-6 раз (если трубочка из губ недостаточно, логопед большим и указательным пальцем нажимаем на щеки, выдвигая их вперед); - «хоботок — покой»; «хоботок» влево, вправо; «жевать язык»; «хоботок» по часовой и против часовой стрелки; поднять вверх верхнюю губу, опустить вниз нижнюю губу; опустить вниз верхнюю губу, поднять вверх нижнюю губу. 4. Фонематический строй речи: «Выдели звук на фоне слога. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук» 5. Формирование ритмической стороны речи: «Покажи карточку с цифрой. Сколько ударов ты слышишь?» 1111111111 (с опорой на наглядность) 6. Воспитание мягкой голосоатаки: «Пропеть гласные звуки» (со средней силой голоса) У-У, АУ-АУ, АИУ-АИУ. 7. Графическое восприятие буквы: «Ощупывание буквы из наждака: 10 раз с открытыми, 15 раз с закрытыми глазами» | Недостаточная продолжительность выдоха Трубочка не получается Хоботок не удерживается, формируется только с помощью руки логопеда Затрудняется выделять звук Ш Гнусавость | Удлинять выдох, фиксировать диафрагмальное дыхание Пассивная гимнастика, логопедический массаж Работать над выделением звука Снятие носового оттенка |
| | | |
Примерный план на 10 занятий
Занятие | Формирование диафрагмального дыхания, длительного фонационного выдоха | Артикуляционная гимнастика | Фонематичес кий строй речи | Формирование ритмической стороны речи | Воспитание мягкой голосоатаки | Графическое восприятие буквы |
Занятие № 1 | 1. Постановка диафрагмального дыхания: положение «лежа», игрушка-контроль. 2. «Веселая вертушка» | Для каждого звука своя артикуляционная гимнастика | «Выдели звук на фоне слога». «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук...» | «Покажи карточку с цифрой. Сколько ударов ты слышишь: 11111?»(с опорой на наглядность) | Пропеть гласные звуки (со средней силой голоса): У-У, АУ-АУ, АИУ-АИУ | Ощупывание букв из наждака: 10 раз с открытыми, 15 раз с закрытыми глазами |
Занятие № 2 | 1. «Полный выдох»; «Оттягивающий выдох» 2. «Мыльные пузыри» | Тоже | «Подними флажок, если в слове есть заданный звук» | «Прослушай серию акцентированных ударов, покажи карточку с количеством ударов» (с опорой на наглядность) | Усиление голоса: беззвучно – шепотом – тихо - громко | Лепка буквы из пластилина; Складывание буквы из веток |
Занятие № 3 | 1. «Фиксированный выдох» (изменение раствора рта) «Выдох воздуха тремя толчками». 2. «Волшебные шарики» | Тоже | «Чудо-дерево»: «Укрась дерево игрушками, которые, имеют заданный звук» | «Прослушай серию акцентированных ударов, покажи карточку с количеством ударов». (За ширмой, без опоры на наглядность) | Усиление и ослабление голоса без паузы, на одном выдохе | «Нарисуй букву пальцем». «Выложи букву из пуговиц, карандашей» |
Занятие № 4 | 1. «Свисток», «Фиксированный выдох со звуками: с-с-с, х-х-х, ф-ф-ф, ш-ш-ш». 2. «Помоги насекомым перелететь через реку» | Тоже | «Отбери картинки, в названии которых есть заданный звук» | «Отхлопай ритм». (Без опоры на наглядность -изолированные удары, серия простых ударов) | Счет: прямой от 1 до 5 (с повышением голоса) | Буквенные паззлы. Выкладывание буквы: из лент, веревок; из ложек, вилок; из бусин, из теста |
Занятие № 5 | 1. Выдох на слоги. 2. «Путешествие» | Тоже | «Отбери овощи, в названии которых есть заданный звук» | «Отхлопай серию акцентированных ударов; запиши условными знаками предложенные для воспроизведения удары; самостоятельно воспроизведи удары по карточке» | Названия дней недели: пн.- без звука; вт. - шепотом; ср. - сред, силы; чт. - громко; пт. - сред, силы; сб. - шепотом; вс. - без звука | Выкладывание буквы из: - из шнурка; - из листиков, цветов; - из кубиков; - линеек |
Занятие № 6 | 1.Полупропевки на выдохе: мамаомумы. • 2. «Одуванчик» | Тоже | «Отбери картинки, названия которых начинаются на заданный звук» | Медленно отхлопай ритмический рисунок: та, тата, тату, тата, та тату, та тата | Произнесение предложения с изменением силы голоса: «Мама ушла домой» | «Подружи буквы». Логопед говорит - ребенок выкладывает: А, О, У |
Занятие № 7 | 1. Дыхательные упражнения с движениями. 2. «Как воет ветер?» | Тоже | «Отгадай загадку. Покажи, с какого звука начинается отгадка» | Отхлопай ритм слова и предложения с одновременным произнесением | Вопроситель ная, повествова тельная, воскли цательная интонации: - Уоа? - Уоа. - Уоа! | «Вылепи буквы У, О, А». (Буква которая отраба тывается). «Подружи их, как я назову: ра, ро, ру,ры» |
Занятие № 8 | 1. Дыхательные упражнения с движениями. 2. «Бабочка на цветках» | Тоже | «Кто больше?». («Отыщи на картинке слова с заданным звуком») | Ритмическое произнесение имени, названий деревьев, животных под хлопки | Диалог: | Сложение слогов из кубиков, названных логопедом |
Занятие № 9 | 1. Дыхательные упражнения с движением. 2. «Запусти самолетик» | Тоже | «Я назову 4 слова, а ты скажешь, какое по счету слово лишнее и почему: рак, рот, i сом, рука. Лишнее 3-е слово | Воспроизведение ритмической структуры с игрой в мяч | Диалог: - Уоа? - Уоа. | «Подружи буквы, как я назову: ор, ар, ур, ара, оро, УРУ» |
Занятие № 10 | 1. Дыхательные упражнения с движениями. 2. «Перышко» | Тоже | «Магазин»: «Купи только те продукты, в названии которых есть заданный звук» (В начале, в конце, в середине, вообще) | Воспроизведение ритмической структуры со считалками | Инсценировка стихотворения С.Я. Маршака «Перчатки» | «Напиши слоги под диктовку» |
СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ЭТАПЕ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ
Тема: «Постановка звука [...]»
Цели:
образовательные (программные, обучающие): формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, слове, предложении; закрепление словаря или уточнение слов, содержащих данный звук (это могут быть слова из тем: «Игрушки», «Транспорт», «Мебель» и т.д.);
коррекционные: развитие и совершенствование артикуляционной моторики; формирование правил ротового выдоха с учетом данной фонемы; развитие фонематического слуха и голоса; формирование условно-рефлекторных связей на данный артикуляционно-акустический образ;
воспитательные: коррекция личности ребенка в целом.
Оборудование: зеркала, шпатель, зонды, спирт, вата, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, игрушки; артикуляционный профиль, различные схемы,
Структура занятия
Организационный момент.
Артикуляционная зарядка:
общие артикуляционные упражнения;
специальные артикуляционные упражнения;
упражнения по развитию силы голоса и выдоха.
Объявление темы занятия.
4. Постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционных упражнений, механическим воздействием).
5. Анализ артикуляции по плану:
• положение губ;
• положение зубов;
положение языка (кончика, спинки, корня);
участие голосовых складок;
характер выдыхаемой струи.
6. Закрепление изолированного звука: индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание.
7. Развитие фонематического слуха — опознавание звука:
• в ряду изолированных звуков, отдаленных по артикуляционным и акустическим характеристикам;
• в слогах, с учетом вышеуказанных рекомендаций;
• в словах;
в предложениях;
в тексте.
8. Закрепление произнесения звука в слогах.
9. Домашнее задание.
10. Итог занятия:
• повторение: «Какой звук отрабатывался на занятии?»;
анализ основных положений артикуляции изучаемого звука;
заключительное проговаривание (хоровое, индивидуальное).
11. Оценка работы ребенка на занятии с положительной психологической направленностью.
СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ЭТАПЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА
Тема: «Автоматизация звука [...]».
Цели:
образовательные: закрепление знаний о механизме образования звука, его акустических особенностях; закрепление словаря по теме: «Автоматизация звука [...]»;
коррекционные: развитие и укрепление речевой моторики; закрепление условно-рефлекторных связей на данный артикуляционный уклад. Закрепление правильного произношения фонемы [...] в изолированном виде, в слогах, в словах, предложениях, в тексте; развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы; обучение звуко-слоговому анализу;
воспитательные: воспитывать усидчивость, внимание, память, трудолюбие, целеустремлённость.
Оборудование: зеркало, вата, слоговые дорожки, карточки с буквами, предметные картинки, счетные палочки, игрушки, сюжетные картинки, тетрадь для домашнего задания, карандаш.
Структура занятия:
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика (специальные артикуляционные упражнения).
3. Объявление темы занятия.
4. Произношение изолированного звука (хоровое, групповое, цепочкой, индивидуальное).
5. Анализ артикуляции по плану.
6. Характеристика звука (гласный — согласный; глухой — звонкий; твердый — мягкий).
7. Связь звука с буквой.
8. Развитие фонематического слуха.
9. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись, чтение.
10. Закрепление звука в словах; звуко-слоговой анализ слов с графической записью.
11. Закрепление звука в предложении; графическая запись предложения.
12. Закрепление звука в тексте.
13. Домашнее задание.
14. Итог занятия.
15. Оценка работы детей на занятии.
СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ
Тема: «Дифференциация звуков [...] - [...]».
Цели:
образовательные: закрепление знаний о механизме образования звуков и их артикуляционных особенностях; закрепление понятий о звуке, слоге, слове, предложении; формированиё навыков различения звуков (закрепление навыков различения звуков); закрепление или уточнение словаря по теме;
коррекционные: совершенствование речевой моторики, закрепление кинестетического (артикуляционного) образа звука; развитие фонематического слуха и формирование навыков акустического различения звуков; закрепление: правильного произношения звуков в самостоятельной речи, разных речевых структурах изолированных в слогах, словах, предложениях, тексте); навыков звуко-слогового анализа с графической записью; отличительных признаков звуков по артикуляционным и акустически механизмам;
воспитательные: коррекция личности ребенка в целом; воспитание положительных черт характера.
Оборудование: зеркала, предметы и сюжетные картинки, материал для графического анализа, артикуляционные профили звуков, слоговые таблицы, сравнительная схема, буквы разрезной азбуки.
Структура занятия:
Организационный момент.
Артикуляционная гимнастика (планируются только самые основные упражнение моделирующие главные артикуляционные движения того или другого звука).
Объявление темы занятия.
Проговаривание изолированно звуков, которые различаются (хоровое, индивидуальное, с использованием звукоподражания).
Анализ артикуляции звуков по плану, с выделением общих и различных момент артикуляции.
Характеристика звуков.
Связь звуков и букв.
Развитие фонематического слуха.
Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов.
Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами, звуко-слогов и графический анализ слов.
Дифференциация звуков в предложении. Анализ предложения с графической записью и выделением слов, содержащих смешиваемые звуки, а затем выделение из слов данных звуков.
Дифференциация звуков в тексте.
Домашнее задание.
Итог занятия.
Оценка работы детей на занятии.
СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПРИ ДИЗАРТРИИ
Тема: «Звук [...]».
Цели:
образовательные (программные, обучающие): формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, о слове, о предложении; закрепление словаря или уточнение слов, содержащих данный звук по теме;
коррекционные: развитие и совершенствование артикуляционной моторики; коррекция артикуляционных нарушений: при спастичности — расслабление мышц артикуляционного аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных движений, развитие голоса; коррекция речевого дыхания; развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса; тренировка мышц языка; развитие и коррекция голоса; коррекция звукопроизношения; развитие и уточнение пассивного словаря;
воспитательные: воспитывать потребность в речевом общении, навыки самоконтроля.
Оборудование: зеркала, шпатель, зонды, спирт, вата, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы (может быть, игрушки); артикуляционный профиль, различные схемы, в которых звук отражается без нарушений.
Структура занятия:
Организационный момент с психотерапией.
Общее расслабление.
Развитие мелкой моторики.
Массаж лица.
Развитие мимических мышц.
Развитие артикуляционной моторики.
Работа над развитием дыхания и голоса.
Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).
Формирование лексико-грамматической стороны речи.
Домашнее задание.
Итог занятия.
Оценка работы детей на занятии.
СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ III УРОВНЯ
Тема: «...»(по плану).
Цели: те же.
Структура занятия:
Организационный момент.
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
Развитие зрительно-пространственной ориентации:
общей моторики;
мелкой моторики.
Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.
Развитие артикуляционной моторики.
Развитие дыхания, голоса.
Объявление темы:
Развитие фонематического слуха (в словах на данную тему).
Работа над слоговой структурой, звуковой анализ слогов.
Работа со словами по теме. Звуковой анализ слов с графической записью.
Работа над предложением (по теме). Графический анализ предложения и его запись.
Домашнее задание.
Итог занятия.
Оценка работы детей на занятиях.
Примечание. Цели, структуру и объем занятий можно варьировать в зависимости от структуры дефекта и возможностей детей.
АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Качество и эффективность логопедического урока или занятия во многом зависят от умения учителя-логопеда анализировать свои и чужие успехи и ошибки. Поэтому важным элементом педагогической деятельности является анализ и самоанализ своего занятия. Анализ собственной работы — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации специалиста. Качество анализа и самоанализа зависит от многих факторов, и прежде всего от привычки учителя-логопеда к рефлексии своих действий и тех результатов, к которым они привели или могут привести.
Анализ занятия помогает логопеду взглянуть на свой труд как бы со стороны, оценить собственные силы, увидеть достижения и недостатки своей работы. Анализ является важнейшим средством стимулирования самообразования педагога. С этим нельзя не согласиться, т.к. содержательная сторона процесса самообразования учителя-логопеда в значительной мере формируется на основании выводов педагогического анализа его занятий. Пробелы в дидактическом, методическом, профессионально-содержательном образовании логопеда, обнаруженные руководителем образовательного учреждения или коллегами в ходе посещения и анализа занятий, должны быть восполнены логопедом путем самопознания на основе полученных рекомендаций.
Значение педагогического анализа занятия состоит еще и в том, что он является средством развития у логопеда способности оценивать свой труд и свое поведение. Именно педагогический анализ формирует умение оценивать свою работу по конечному результату. Это одно из важнейших качеств педагога, однако, чтобы приобрести его, логопед должен быть не только исключительно внимательным к своему труду, но и обладать обостренным чувством самокритичности. Последнее необходимо не только воспитать в себе, но и постоянна, поддерживать и развивать.
В педагогической литературе описаны различные подходы к анализу урока. При множестве этих подходов отсутствуют единые требования к проведению анализа логопедического занятия, Поэтому хотелось бы предложить оптимальную, на наш взгляд, схему анализа и самоанализа логопедического занятия.
СХЕМА АНАЛИЗА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Ф.И.О. логопеда
Город (район) ДОУ дата
Этап работы
Форма занятия (индивидуальное, фронтальное, подгрупповое)
Тема
Возраст, число детей
Анализирующий _
Цель посещения
1. Анализ целей занятия:
соответствие целей занятия особенностям учебного материала;
место данного занятия в системе занятий по теме;
место данной темы в общей системе логопедической работы;
уровень подготовленности группы (ребенка);
постановка и доведение целей занятия до детей (ребенка).
2. Степень достижения целей занятия:
3. Анализ структуры и организации занятия:
соответствие структуры занятия его целям, продуманность выбора типа занятия, его структуры;
логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия;
четкость перехода от одного этапа к другому;
продолжительность занятия и целесообразность распределения времени между этапами занятия;
рациональность выбора форм обучения;
наличие плана занятия и организация его выполнения;
соответствие фактического хода занятия запланированному;
отступления от конспекта, их причины;
оборудование занятия;
рациональность организация работы логопеда; реализация дидактических принципов обучения — от простого к сложному.
4. Анализ содержания занятия:
соответствие содержания занятия требованиям Государственных программ, перспективному плану работы, речевым и возрастным особенностям ребенка (группы детей);
полнота, достоверность доступность изложения;
степень нравственного влияния логопеда, воспитательная направленность занятия;
связь занятия с жизнью;
подведение детей к восприятию новых знаний;
формирование новых понятий;
актуализация опорных знаний;
организация самостоятельной работы детей;
характер тренировочных упражнений (степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности детей);
инструкции и помощь логопеда;
степень усвоения нового материала (эффективность);
согласованность данного занятия с предыдущим обучением и связь с последующим;
повторение (организация, формы приемы, объем);
подведение итогов занятия и деятельности детей (ребенка).
5. Оценка коррекционной направленности занятия:
формирование практических навыков словообразования и словоизменения;
формирование правильного произношения звуков;
развитие фонематического слуха и восприятия;
закрепление навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры;
контроль за внятностью и выразительностью речи;
подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза;
обучение самостоятельному высказыванию;
усвоение элементов языковой системы при непосредственном общении;
включение заданий с опорой на несколько анализаторов;
упражнения по развитию высших психических функций;
упражнения по развитию общей и мелкой моторики.
6. Анализ методики проведения занятия:
соответствие методов, приемов и средств обучения содержанию материала, поставленным целям занятия, возможностям группы (ребенка);
разнообразие приемов и методов, применяемых логопедом;
эмоциональность подачи материала;
доступность и четкость инструкций, эффективность помощи логопеда;
7. Анализ работы и поведения детей на занятии:
общая оценка работы группы (ребенка);
внимание и прилежание в начале занятия и на его основных этапах;
интерес к занятию;
активность детей (ребенка);
формирование у детей обще учебных и специальных умений и навыков;
выполнение единых требований;
индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми;
глубина, осознанность и прочность знаний;
умение детей применять знания в различных ситуациях;
степень овладения практическими навыками;
характер проверки логопедом знаний детей;
работа над ошибочными ответами.
8. Оценка санитарно-гигиенических условий занятия:
• температурный режим;
физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
освещение;
профилактика утомления и переутомления;
смена видов деятельности;
своевременное и качественное проведение физкультурных пауз;
соблюдение детьми (ребенком) правильной рабочей позы;
соответствие мебели росту ребенка;
создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания;
посильность нагрузки речевого и дидактического материала;
• целесообразное ослабление напряженности в конце занятия.
9. Оценка самоанализа, сделанного логопедом в ходе ответов на вопросы, поставленных проверяющим.
10. Результаты занятия:
оптимальность обучающих действий логопеда;
достижение целей, задач занятия;
качество знаний, умений, навыков, полученных детьми;
• тенденции в речевом развитии и коррекционном процессе в целом;
элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы других логопедов.
11. Недостатки занятия:
12. Личность логопеда:
собранность и внимательность логопеда на занятии;
самообладание и самоорганизация;
стиль и тон в работе;
речь логопеда (ясность, точность, выразительность, эмоциональность);
соотношение речи логопеда и детей (ребенка);
доброжелательное отношение к детям;
соблюдение норм педагогической этики;
мастерство педагогического общения;
знание материала занятия.
13. Общие выводы и предложения:
Рекомендации логопеду по самообразованию на основании выводов и предложений:
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НА СЛЕДУЮЩИЙ УЧЕБНЫЙ ГОД
Цель: формирование воспитательной среды, способствующей максимальному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению и преодолению трудностей в их речевом развитии.
Задачи:
а) диагностическая — динамическое наблюдение и педагогический контроль за состоянием речи детей; раннее распознавание и выявление неблагополучных тенденций, задержек и недостатков в ее развитии и правильная их классификация;
б) профилактическая — педагогическая помощь воспитанникам МДОУ в нормальном речевом развитии;
в) коррекционная — своевременное полное или частичное устранение (сглаживание) имеющихся у детей недостатков речи;
г) консультативная — привлечение родителей и педагогов к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевых дефектов у детей; создание условий для сознательного включения родителей в коррекционный процесс.
Учитель-логопед (ФИО)
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ЛОГОПЕДА НА ЛЕТНЕ-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Раздел 1. Организационно-педагогическая работа
| | | |
п/п | Мероприятия | Ответствен ные | Сроки выполнения |
1. | Провести ряд развлекательных мероприятий с детьми, посещающих логопедические группы и логопункт. Показать сказки-инсценировки, подготовленные детьми старшей группы для детей 1-2 младших групп («Репка», «Теремок», «Колобок», «Сбор овощей») | Логопед, воспитатели | Июнь Июль |
2. | Совместно с музыкальным руководителем провести развлечение на участке ДОУ для детей старшей группы «Во саду ли, в огороде…» (д/игры, выставка рисунков детей «Что растет в саду», составление сказок о любимом фрукте или овоще) | Логопед, воспитатели | Июль |
3. | «Лето — чудная пора» (выставка летних работ, конкурс рисунков на асфальте, стихи о лете, игры по развитию речевого дыхания: «Узнай цветок», «Надуй игрушку», «Капитаны» (тазы с водой и кораблики), по развитию и формированию фонематического слуха: «Найди звук», «Дополни фразу», «Какая буква потерялась» и др. | Логопед, воспитатели, музыкальный руководитель | Июнь |
4. | Развлечение «Конкурс знатоков». Целы развитие связной речи, формирование лексико-грамматического строя речи. Содержание: «из какой сказки пришел герой? Расскажи о нем (дай характеристику). Придумай загадки о фруктах, овощах. Что ты знаешь о домашних животных?». Отгадывание загадок о домашних животных. «Посели животных в дом с заданным звуком» | Логопед, воспитатели | Июнь |
5. | Развлечение «Путешествие по Стране Знаний». Целъ: обобщение знаний о звуках и буквах, дифференциация звуков. Развитие фонематического слуха | Логопед, воспитатели | Июнь |
6. | Ремонт и оформление кабинета логопеда (побелка, покраска, ремонт оборудования). Создать зону релаксации: цветы, «бассейн» для игр с водой. | Логопед | Июнь |
7. | Подготовить пособия для: развития мелкой моторики — «Золушка»; развития и формирования фонематического слуха («Найди, чей домик», «Укрась елочку»); развития связной речи и обогащения словаря, внимания и памяти («Составь и расскажи», «Чепуха») | Логопед | Июнь |
8. | Подготовить дидактические игры по развитию творческого воображения («Дорисуй рисунок», «Придумай сказку по книжке-малышке») | Логопед | Июль |
9. | Подготовить материал для зрительных диктантов | Логопед | Июль |
Раздел 2. Методическая работа
| | | | |
п/п | Мероприятия | Ответствен ные | Сроки выполнения | |
1. | Провести консультации для воспитателей 1-й младшей, 2-й младшей, средней групп и музыкального руководителя: - «Роль физиологического и речевого дыхания в формировании правильного звукопроизношения» (для воспитателей); - «Развитие слухового внимания через подвижные и дидактические игры на участке детского сада» (для воспитателей); - «Использование распевок в младших группах ДОУ, профилактика речевых нарушений» (для музыкального руководителя); - «Создание рече познавательных зон в группах и их роль в развитии речи и обогащении словаря детей» (для воспитателей). | Логопед | Июнь Июнь Июль Июль | |
2. | «Взаимосвязь изобразительной и речевой деятельности в логопедических группах ДОУ» (для руководителя ИЗО-студuu) | | Июнь | |
Раздел 3. Работа с родителями
п/п | Мероприятия | Ответственные | Сроки выполнения |
1. | Провести ряд консультаций по организации и созданию детям условий дома на период летне-оздоровительной работы | Логопед | Июнь |
2. | Организовать и провести консультации для родителей, дети которых зачислены на логопункт и в логопедическую группу («О значимости логопедических занятий для детей и роль родителей в создании посильной помощи детям») | Логопед | Июль |
3. | Дать задания родителям, дети которых посещают детский сад летом, познакомить детей с русскими народными сказками, научить пересказывать, работать над развитием речи и обогащением словаря | Логопед | Июнь Июль |
14