Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Цаганаманская средняя общеобразовательная школа №2»
Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы Есиновой Ольги Багаевны
Общие сведения
Фамилия, имя, отчество: Есинова Ольга Багаевна , 09.12.1957г.
Образование: Калмыцкий Государственный Университет, 1980г. по специальности русский язык и литература, квалификация по диплому: Филолог. Преподаватель русского языка и литературы
Стаж работы: 32 года , в данной школе – 32 года.
Занимаемая должность: учитель русского языка и литературы
Место работы: МКОУ «Цаганаманская СОШ №2»
Имею следующие награды, звания:
«Отличник народного просвещения», 1996г.
«Ветеран труда», 2005г.
«Благодарность Зам.Главы АЮРМО РК - Председателя управления образования, культуры, молодежной политики и спорта», 2009г.
«Благодарность Зам.Главы АЮРМО РК - Председателя управления
образования, культуры, молодежной политики и спорта», 2010г.
«Благодарственное письмо ректора, доктора педагогических наук,
профессора КГУ Г.Борликова», 2010 г.
«Почетная грамота Главы Администрации Юстинского районного
муниципального образования РК», 2011г.
Учебная нагрузка: общее количество часов – 20
Класс 6- кол-во часов 7
Класс 8 кол-во часов 3
Класс 10 кол-во часов 5
Класс 11 кол-во часов 5
УМК:
Русский язык:
6 кл. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др., М.,«Просвешение»;
8 кл. С.Т.Бархударов, С.В.Крючков, М., «Просвещение»;
10-11 кл. А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, М., «Просвещение».
Литература:
6 кл. В.П.Полухина, М, «Просвещение»;
10 кл. Ю.В.Лебедев, М, «Просвещение»;
11 кл. Т.Н.Курдюмова, М, «Дрофа», 2008г.
Повышение квалификации:
«Сопровождение дистанционного обучения детей-инвалидов» - 2 сессии, Элиста,2010год.
«Подготовка экспертов территориальных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников IX классов общеобразовательных учреждений» - 2011 год.
«Интерактивные информационные средства в образовательном процессе» - 2012 год.
«Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС» - 2012 год.
Методическая тема
Моя методическая тема: «Развитие творческих способностей и личности учащихся».
Цели:
Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной творческой личности на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявление и использование в учебной деятельности индивидуальных способностей учеников.
Обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников;
Обеспечение более высокого уровня профессиональной компетентности учителей.
Задачи:
Развитие креативного мышления.
Развитие творческой самостоятельности учеников.
Воспитание творческой личности.
Обеспечить высокий методический уровень проведения всех видов занятий;
Повысить качество проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
Совершенствовать виды и формы диагностики и контроля;
Разработать учебные, научно – методические и дидактические материалы
Использовать в учебном процессе индивидуальные и групповые формы работы с обучающимися
Совершенствовать знания в области классической и современной психологии и педагогики.
Формы самообразования:
индивидуальная – через индивидуальный план
групповая – через участие в деятельности школьного и районного методических объединений учителей русского языка и литературы, а также через участие в жизни школы.
Ожидаемые результаты:
повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета,
разработка и апробирование дидактических материалов, тестов,
разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме,
доклады, выступления на заседаниях ШМО, РМО участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта.
Современное общество предъявляет своим гражданам требование овладения навыками творческого мышления.
В наше время, с которым связано явление информационного бума, высокими темпами происходит усвоение увеличенного объёма знаний ребёнка. Продуктивность мыслительной и особенно творческой деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.
Многие из выпускников, знающих программу, не в состоянии использовать эти знания в нестандартной обстановке, не владеют творческим мышлением, затрудняются в ответах на проблемные вопросы, даже в тех случаях, когда имеют в руках учебники и учебные пособия. Они мало подготовлены к обобщению и творческому анализу.
Поэтому вопрос о развитии творческих способностей школьников в теории и практике стоит сейчас особенно остро.
Я работаю в школе тридцать два года и понимаю, что творчество перестаёт быть уделом единиц, ведь сочинения, изложения с творческим заданием, как на уроках, так и на экзаменах предстоит писать учащимся с разным уровнем развития.
Каждый год принимаем участие в районной олимпиаде по русскому языку, и каждый год одно из заданий – написать миниатюру, сочинение-рассуждение, сочинить сказку или рассказ на лингвистическую тему… И это далеко не полный перечень тех творческих заданий, с которыми сталкивается школьник за годы обучения.
Но все ли могут справиться с подобными заданиями? Конечно же, нет! Даже «сильные» учащиеся, с лёгкостью пишущие изложения, тесты, столкнувшись с творческими заданиями, теряются, не находят нужных слов, чтобы выразить свои мысли. Да и на олимпиадах баллы теряются там, где ученики сталкиваются с творчеством, где нужно применить нестандартное решение. Но я уверена, что задатки творческих способностей присущи любому ребёнку,. Нужно только суметь раскрыть и развить их.
Владение учащимися устной и письменной речью, умение создавать свой, оригинальный текст поможет им занять достойное место в социально-культурном пространстве, выработать коммуникативные навыки, разовьёт умение не только выражать свои мысли, но и понимать точку зрения других людей.
Вот почему я считаю проблему развития творческих способностей учащихся одной из наиболее актуальных. Над темой «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы» я работаю в течение двух лет.
В своей работе я придерживаюсь многоаспектного подхода к определению творчества: творчество – это и процесс, и продукт деятельности, это и личностное качество, и среда, создающая условия для развития творческих способностей.
Все теории творчества, отличаясь по сути, пропагандируют одну основную идею: творчеству обучать можно и нужно, необходимо развивать творческие способности.
Что же такое способности? Сегодня способности психологами понимаются как свойства или качества индивидуальности, обуславливающие успешность деятельности или овладения ею, как индивидуальные качества, отличающие одного человека от другого и проявляющиеся в успешности деятельности. В книге «Основные современные концепции творчества и одаренности» под редакцией Д.Б.Богоявленской дается такое определение: «Способности есть свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности» Среди разных видов способностей психологи выделяют творческие. Под творческими способностями они понимают способность построения своего образа мира, своего мироощущения (в слове, в изображении, в музыке, в действии) и самого себя в этом мире.
Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Моя задача – помочь учащимся актуализировать способности, развить их.
Уроки русского языка и литературы, пожалуй, как никакие другие, открывают возможности для развития креативных способностей. Стратегическим принципом развивающего обучения русскому языку является принцип развития творческих лингвистических способностей. Он вытекает из объективной закономерности усвоения родного языка, отмеченной ещё А.А.Потебней: «…язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать её». На уроках русского языка необходимо развивать творческую активность учащихся в рамках этого предмета (способствовать сознательному овладению богатством родного языка и развитию речи), а также стимулировать развитие личности ученика и неослабевающее стремление к творчеству.
В своей работе я использую следующие методы для развития творческих способностей учащихся:
эвристический;
проблемный;
модельный.
При разработке методики формирования творческих способностей учитель должен учитывать:
а) общий уровень развития ученического коллектива;
б) возрастные особенности формирования креативной сферы;
в) личностные особенности учащихся;
г) специфические черты и особенности учебного предмета.
Условия формирования творческих способностей:
а) положительные мотивы учения;
б) интерес учащихся;
в) творческая активность;
г) положительный микроклимат в коллективе;
д) сильные эмоции;
е) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.
Принципы деятельности:
а) креативность обучения (реализация творческих возможностей учителя и учащихся);
б) опора на субъективный опыт учащихся (один из источников обучения);
в) актуализация результатов обучения (применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков);
г) индивидуализация и дифференциация обучения (индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся);
д) системность обучения;
е) творческое взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.
Данная тема создаёт большое поле для дальнейшей работы, для совершенствования системы; в ближайшее время собираюсь включить в систему работы по развитию творческих способностей внеклассную работу по предмету.
Результативность: заметно повысился интерес к знаниям у большинства учащихся, что способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков. Развитие творческих способностей учащихся повышает качество обученности по русскому языку и литературе.
Учебный год | Качество знаний по русскому языку | Качество знаний по литературе |
2009-2010 | 45% | 59% |
2010-2011 | 51% | 60% |
2011-2012 | 52% | 60% |
Многие мои ученики на протяжении последних лет занимают призовые места на олимпиадах:
Учебный год | Муниципальный этап | Региональный этап |
2008-2009 | | Налыкова Ирина 11класс – 1м (русский язык). Участница Всероссийской олимпиады школьников в г.Брянске |
2009-2010 | Колаева Альвина 7 класс – 1м (русский язык) | |
2010-2011 | Колаева Альвина 8 класс – 1м (русский язык) Бахандыкова Татьяна 9 класс – 1м (русский язык | |
2011-2012 | Герасименко Элина 5 класс – 1м (русский язык) | |
2012-2013 | Колаева Альвина 10 класс – 1м (русский язык) Бахандыкова Татьяна 11 класс – 1м (русский язык) | |
Мои учащиеся принимают активное участие в научно-исследовательских, творческих конкурсах:
Учебный год | Муниципальный этап | Региональный этап |
2009-2010 | Мушаева Анна (8кл) – 1 место в районном конкурсе «Самый классный классный» в номинации «Стихотворение» Анкаева Виктория (5кл.), Микиткеева Джиргал (7кл.), Басанова Кермен (8кл) – призеры районной акции «Письмо ветерану» к 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне. | Филатова Галина (11кл), Бахандыкова Татьяна (8кл), Басангова Кермен (8кл) – дипломанты 8 республиканской конференции туристко-краеведческого движения «Бичкн Торскн» Бадмаев Санал (8кл) отмечен Благодарственным письмом за активное участие в республиканском конкурсе творческих работ «Животворящая аура Калмыкии» |
2010-2011 | Бадмаев Санал (9кл) 2 место в районном конкурсе «Письмо учителю». Бахандыкова Татьяна (9кл) 1место в районном конкурсе,посвященном125-летиюВ.Хлебникова | |
2011-2012 | Сангаджиева Баина (8кл) – 1 место в районном конкурсе художественного чтения «Моей строке дай истинную цену!», посвященном 90-летию Д.Н.Кугультинова | Боваева Катя(5кл)-участница республиканского этапа 1 Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика». |
2012-2013 | Конкурс «Живая классика» Басляева Валерия (6кл) 1 м. Сохурова Ангира(6кл) 2 м. | Герасименко Элина (6кл) – Диплом III степени в конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех» ( 1 место в регионе). |
Средний балл обучающихся 2009-2010 учебный год
класс | Количество учащихся | Средний балл по республике | Средний балл по школе | |
Русский язык | Литература | Русский язык | литература | |
5а | 13 | 3,69 | 3,73 | 4,1 | 4,14 |
5б | 13 |
| 4,14 | 3,7 | 4,2 | |
7 | 24 | 3,52 | 3,90 | 3,5 | 3,91 | |
8 | 26 | 3,49 | 3,81 | 3,5 | 3,80 | |
Средний балл обучающихся 2010-2011учебный год
класс | Количество учащихся | Средний балл по республике | Средний балл по школе |
Русский язык | литература | Русский язык | литература |
6а | 11 | 3,65 | 4,09 | 3,82 | - |
6б | 12 | 3,65 | 4,09 | 3,67 | 4,1 |
8 | 22 | 3,49 | 3,81 | 3,45 | 3,82 |
9а | 24 | 3,53 | 3,84 | -------- | 4,0 |
9б | 24 | 3,53 | 3,84 | 3,5 | 3,9 |
Средний балл обучающихся 2011-2012 учебный год
класс | Количество учащихся | Средний балл по республике | Средний балл по школе |
Русский язык | литература | Русский язык | литература |
5 | 17 | 3,69 | 4,14 | 3,88 | 4,9 |
7 | 23 | 3,52 | 3,90 | 3,5 | 3,90 |
9 | 20 | 3,53 | 3,84 | 3,95 | 3,83 |
10 | 19 | 3,60 | 3,92 | 3.59 | 3,89 |
Средний балл обучающихся 2012-2013 учебный год (первое полугодие)
класс | Кол-во учащихся | Средний балл по республике | Средний балл по школе |
Русский язык | литература | Русский язык | литература |
6 | 18 | 3,65 | 4,09 | 3,8 | 4,1 |
8 | 23 | 3,49 | 3,81 | 3,5 | - |
10 | 16 | 3,60 | 3,92 | 3,7 | 3,9 |
11 | 20 | 3,64 | 4,01 | 3,6 | 4,1 |
C каждым годом возрастает количество учащихся, принимающих участие в конкурсе «Русский медвежонок-языкознание для всех.:
2009-2010 уч.год - 10учащихся,
2010-2011 уч.год - 20 учащихся,
2011-2012 уч.год - 30учащихся,
2012-2013 уч.год - 37учащихся.
2012-2013 уч.год ученица 6 класса Герасименко Элина заняла 1 место в регионе.
Готовлю учащихся к успешной сдаче ЕГЭ, ГИА по русскому языку:
ЕГЭ | ГИА |
2006-2007 | 2008-2009 | 2009-2010 | 2011-2012 |
63б | 65б | 3,95б | 4,1б |
В настоящее время работаю в 6, 8, 10, 11 классах.
При отборе содержания учебного материала учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка: природные задатки, личностные качества, настроение. Применяю следующие виды работ:
- работа с учебником;
-работа с различными словарями;
-применение плакатов, таблиц;
-работа с карточками по изученной теме.
Благодаря введению в урок игровых приемов, лучше идет усвоение нового и закрепление уже изученного материала, повышается интерес к изучению русского языка, более доступно усваивается теоретический материал.
Стараюсь создавать на уроке ситуацию успеха, чтобы ребенок чувствовал себя успешным в познавательном процессе. Использую в работе различные формы организации деятельности: фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах. Например, для словарных диктантов используются взаимодиктанты с взаимопроверкой, взаимодиктанты с самопроверкой и др. Использую, где возможно, и групповой метод работы. В группе работаем в таком порядке:
1.чтение и разбор задания;
2.выполнение задания, обсуждение;
3.выводы.
Применяю дифференцированный подход. Такая работа доступна и посильна всем учащимся, так как для каждого подобраны такие задания, которые соответствуют уровню их способностей.
Много внимания уделяю работе над устной речью. Изучая новые слова, проговариваем их по слогам, обращаю внимание на правильное произношение, где возможно, говорим об этимологии, составляем предложения с этими словами, словарные статьи и т.п. Для развития речи
использую различные приемы, игры: «Угадай слово», «Четвертый лишний», «Кто больше?» и др.,
игры- путешествия, экскурсии, творческие игры; использую отдельные игровые моменты,
занимательные упражнения: загадки, ребусы, кроссворды, шарады, проблемные ситуации.
Профессиональное мастерство.
Я никогда не останавливаюсь на достигнутом. Повышаю свое профессиональное мастерство на курсах повышения квалификации, на районных семинарах, МО, посещаю уроки коллег по школе, изучаю и внедряю различные педагогические технологии. Ежегодно даю открытые уроки и провожу внеклассные мероприятия для коллег в школе и на районных семинарах: 5 класс «Повторение изученного по теме «Лексика» (урок-путешествие); 5 класс «Распространенные и нераспространенные предложения»; 7 класс «Буквы «О-Е» после шипящих на конце наречия»; 10 класс «Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов» (урок-проект).
В течение нескольких лет руководила РМО, ШМО, являюсь членом районной комиссии по проверке олимпиадных работ, членом жюри творческих конкурсов, экспертом по проверке ГИА.