СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типы и виды уроков русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья позволяет систематизировать типы и виды уроков русского языка в целях самоанализа педагогической деятельности учителя русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«Типы и виды уроков русского языка»

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК


1. Современный урок. Требования к уроку.

2. Основные типы уроков русского языка.

3. Преподавание русского языка на базовом и профильном уровне.

4. Основные типы уроков литературы.

5. Нестандартные уроки.

6. Межпредметный связи и интеграция.

7. Критерии оценивания урока русского языка .

8. Критерии оценивания урока литературы.


Урок – систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации учебного процесса в определенный отрезок времени при постоянном составе учителей и учащихся, обеспечивающая реализацию в едином процессе содержания, средств, форм и методов обучения (М.И. Махмудов).

На результативность урока влияет множество факторов, в том числе личностные качества самого учителя, его знания, эрудиция, владение профессионально-методическими умениями. Вследствие этого в проведении урока складываются две силы: обдуманная учителем на основе учета научно-методических положений режиссура урока, которая отражается в плане, и личностное исполнение учителем этой режиссуры.

Есть ряд задач, решение которых создает условия (предпосылки) повышения эффективности урока. Наибольшее значение среди них имеют следующие: развитие у школьников интереса к предмету, использование межпредметного материала на уроках, перспективность в учении.

Урок может быть современным только при такой организации управления обучения, когда учитель создает условия для сотрудничества с учениками, обеспечивает оптимальные условия для развития и воспитания личности ученика, для организации его самодеятельности. В последние годы отмечается усиление практической направленности, речевой направленности, организации умственной деятельности учащихся, усиление обратной связи.

К уроку предъявляются следующие требования:

1. Каждый урок должен иметь точное дидактическое назначение (то есть тип) и вместе с тем свои неповторимые особенности.

2. Урок как самостоятельное звено в целостной системе обучения строится на основе учета программных требований, диагностики возможностей учащихся. Надо при этом помнить, что государственный стандарт по русскому языку – это оптимальный минимум, и учитель может, ориентируясь на уровень учеников, расширить и углубить его.

3. Урок должен быть интересным, то есть необходимо усиление внутренней мотивации.

4. Урок должен быть целенаправленным. Цель, которую ставит учитель, на уроке должна быть достигнута. Все построение урока должно служить достижению цели. Структурно урок должен быть четким. Каждый этап урока должен иметь свою цель и свой итог. Обязателен итог всего урока.

5. Урок проводится по плану, от которого в силу каких-то причин можно отойти.

6. Урок должен иметь рациональный темп. Слишком быстрое ведение урока может не дать учащимся возможности усвоить материал, слишком медленный темп вызовет спад внимания. И то, и другое приведет к притуплению мотивации обучения, а этого допускать нельзя.

7. Каждый урок должен быть обучающим, то есть урок должен быть информативным, материал должен преподноситься на высоком научном уровне в доступной форме. Урок должен иметь практическую направленность: необходимо обучать применению теории на практике, то есть обучать способу действия.

8. Каждый урок должен быть развивающим, то есть учителю необходимо продумать умственную деятельность учащихся на уроке: подбирать проблемные задания; включать в урок задания, которые способствуют применению мыслительных операций (анализ, сравнение, классификация, группировка), задания, способствующие расширению кругозора (исторические справки, задания общепредметного характера).

9. Каждый урок должен быть воспитывающим. Необходимо заботиться о воспитании языкового эстетического идеала, используя образцовые тексты, звукозапись. Воспитанию должен способствовать сам предмет (например, тема «Склонение имен существительных» способствует воспитанию культуры речи).

10. Учитель должен соблюдать гармонию в строении урока, правильно разбивать урок на части, не допуская «перекоса» в ту или иную сторону, и логично их компоновать.

11. Урок должен обладать определенной тональностью общения, а именно доброжелательной, что проявляется в контактности учителя, заинтересованности учителя в личности учащихся, личностном начале в подаче материала.



Урок русского языка


Русский язык - язык русского народа, который служит ему средством общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве); хранения и передачи информации; связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.

Цели того или иного школьного предмета, в том числе и русского языка, определяются следующими факторами: социальным заказом; уровнем развития соответствующей наук (лингвистики); уровнем развития педагогики, детской психологии и самой методики преподавания русского языка.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, то есть он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные задачи его преподавания. Вместе с тем русский язык выполняет и общепредметные задачи.


Специальными целями преподавания русского языка в школе являются: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Языковая компетенция (то есть осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового эстетического идеала (то есть представления о прекрасном в языке и речи).

Коммуникативная компетенция (то есть осведомленность школьников об особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке русский язык, о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются: воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений: работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения…


Цели и содержание конкретного урока русского языка

Урок, будучи наименьшей единицей учебного процесса, реализует часть его целей и содержания.

Тип урока зависит прежде всего от целей данного урока, а также от его содержания.

Урок призван в первую очередь решать учебные задачи, поэтому его темой являются либо формулировки программы, либо названия параграфов учебника. Кроме того темой урока может быть контрольная работа, работа над ошибками. Учитывая, что в содержание обучения входят не только знания, но и умения, в качестве тем урока используются формулировки тех или иных умений.

Тема урока определяет его специальные цели, дидактический материал – упражнения учебника, события внутриклассной и внутришкольной жизни, а также события в жизни страны – определяет общепредметные цели урока.

В соответствии с требованиями для каждого урока формулируется дидактическая цель и задачи: обучающая, развивающая, воспитательная.

Среди уроков русского языка традиционно принято выделять следующие типы:

- урок изучения нового;

- урок закрепления, совершенствования знаний, умений и навыков;

- урок контроля;

- урок комбинированного характера;

- урок развития речи;

- урок работы над ошибками.


Соответствие некоторых типов и видов уроков русского языка


Типы уроков

Виды уроков

I. Уроки изучения нового материала (уроки вводного, вступительного характера, уроки наблюдений и отбора материала).

1. Урок – лекция

2. Урок – беседа

3. Урок – исследование

4. Урок смешанного типа

5. Урок - игра

II. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков (уроки обобщения и систематизации знаний, формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного).

1.Урок самостоятельных работ

2. Урок – практикум

3. Урок – семинар

4. Урок – обзорная лекция

5. Урок – дискуссия

6. Урок – конференция

7. Урок – игра

8. Урок самостоятельной письменной работы обобщающего содержания

9. Урок коллективного анализа контрольных работ учащихся


III. Комбинированные уроки (основной вид всех типов уроков)


IV. Контрольные уроки (уроки учета и оценки знаний)

1.Урок – опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой)

2. Урок – письменный опрос

3. Урок – зачет

4.Урок – контрольная (самостоятельная) работа

5. Урок смешанного вида


Структурные элементы урока

Урок как единица учебного процесса складывается из ряда относительно самостоятельных видов совместной деятельности учителя и учащихся, которые составляют его структурные элементы: организационный момент, постановка цели урока, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, формирование умений и навыков, подведение итогов урока, задание на дом. Каждый из них выполняет специфические функции и имеет свое содержание.

Время урока распределяется между структурными элементами в соответствии с их функциями и содержанием.

Организационный момент и постановка цели урока предназначены для создания у учащихся рабочей настроенности.

Проверка домашнего задания включает в себя опрос учащихся проверку письменного задания. Основной функцией этого элемента урока является выяснение степени осознанного усвоения пройденного и проверка правильности выполнения упражнения. Дополнительными функциями являются контроль за выполнением (все ли выполнили), воспитание и оценка знаний и умений учащихся.

Для проверки домашнего задания чаще всего отводится специальное время в начале урока. Но проверка может проводиться и как элемент работы над новым материалом, если этот материал органически связан с нею. Часть домашнего задания может быть проверена в специально отведенное время, а часть – в связи с изучением нового материала.

Проверке подлежит усвоение учащимися знаний о языке; выполнение письменного задания; запоминание слов с непроверяемыми орфограммами.

Проверка усвоения учащимися знаний о языке (опрос). В школьном курсе русского языка к ним относятся определения языковых явлений, орфографические и пунктуационные правила, условия выбора орфограмм и постановки знаков препинания, классификация языковых явлений, различные виды разборов.

Для проверки усвоения учащимися знаний о языке используются следующие способы.

Ответы на вопросы, требующие обоснования высказанного положения. Для таких вопросов используются формулировки, начинающиеся с вопросительных слов какой, когда, почему и др. (какие простые предложения называются односоставными?). Другие вопросы направлены на выяснения причинно-следственных связей между явлениями (почему перед союзом как запятая не всегда ставится?).

Применение усвоенных знаний к данным примерам. В соответствии в проверяемой темой учитель предлагает примеры изучаемых явлений: слова в определенных формах, словосочетания, предложения. От учащихся требуется, опираясь на них, ответить на вопросы и выполнить задания (докажите, что эти слова – синонимы)

Составление таблиц и заполнение их соответствующими примерами. Этот способ целесообразно применять для проверки запоминания классификаций языковых явлений, понимания взаимосвязей, существующих между ними, условий выбора тех или иных написаний т постановки знаков препинания. Составлению таблиц школьников необходимо учить в процессе усвоения нового материала. Базой этой методики является раскрытие логической основы классификации, способов графического расположения материала, отражающего зависимость между языковыми явлениями, фактами. Этапы формирования этого умения: анализ готовой таблицы, коллективное составление 2-3 аналогичных таблиц, индивидуальное составление таблиц.

Связное сообщение ученика о языковом явлении. Данный способ проверки целесообразно использовать после изучения разрядов того или иного явления (разрядов местоимений, видов глагола); ознакомления с несколькими видами орфограмм или пунктуационных правил, в чем-либо сходных между собой (употребление мягкого знака, тире); изучения всех форм словоизменения, способов словообразования, типов словосочетаний, предложений. Связное сообщение ученика эффективно на уроках повторения по теме или в конце года.


Проверка знаний может быть устной и письменной. Письменная форма позволяет проверить знания у всех учащихся одновременно. Письменные задания даются как по языковым темам, так и по правописным - орфографическим и пунктуационным, а также по развитию связной речи учащихся.

Объяснение нового материала – важный структурный элемент урока. Он предназначен, во-первых, для раскрытия существенных признаков изучаемых явлений, во-вторых, для обучения школьников умению применять на практике полученные знания.

Ознакомление с новым языковым или речевым явлением включает в себя следующие элементы работы:

восприятие явления;

осознание учащимися существенных признаков этого явления;

знакомство с термином, который обозначает изучаемое явление (понятие);

формирование определения понятия.

Восприятие школьниками изучаемого явления – обязательное звено учебного процесса. В зависимости от особенностей восприятие осуществляется либо в устной форме (если учащиеся знакомятся с фонетическими явлениями), либо в письменной, либо одновременно в устной и письменной (если учащиеся знакомятся с орфографическими и пунктуационными явлениями). Воспринимая на слух или зрительно то или иное языковое или речевое явление, дети схватывают его в целом и одновременно видят и слышат в нем особенности, с которыми предстоит познакомиться. Для этого учитель предусматривает необходимые примеры, которые он демонстрирует школьникам после объявления темы. В результате привлечения внимания школьников к материалу создается проблемная ситуация.

Осознание учащимися существенных признаков изучаемого явления. Существенные признаки, явления, с которыми учитель наметил познакомить детей, преподносится либо в готовом виде (догматический путь познания), либо к поиску нового привлекаются сами учащиеся (эвристический путь познания). Возможно не только изолированное использование каждого из них, но и одновременное их применение: часть сведений о том или ином явлении сообщает учитель в готовом виде, а часть – добывают учащиеся в результате эвристического поиска.

Догматический путь преподнесения нового обслуживается объяснительными методами (сообщение учителя, самостоятельный анализ учащимися соответствующего материала в учебнике), а эвристический - поисковыми (беседа на основе материала для наблюдения, самостоятельный анализ учащимися материала для наблюдения).

Обучение школьников применению на практике полученных знаний включает в себя следующие компоненты:

запоминание новых сведений;

воспроизведение усвоенного;

усвоение алгоритма применения.

Для запоминания новых сведений на уроке используется чтение учащимися соответствующего материла в учебнике, составление плана теоретического текста, составление таблиц на основе теоретического текста.

Воспроизведение усвоенного – это ответы учащихся, в которых дается полный последовательный перечень существенных признаков изученного явления либо в форме усвоенного определения понятия, либо в свободной форме.

Усвоение алгоритма применения знаний на практике – это способ перевода знаний в умения. Обучение школьников умению применять полученные знания на практике опирается на анализ алгоритма (образца) рассуждения, который дает либо сам учитель, либо учащиеся разбирают его в учебнике.

Формирование умений и навыков (закрепление) как структурный элемент урока имеет следующие функции закрепление полученных знаний и овладение языковыми и речевыми умениями. Для реализации этих целей используются практические методы обучения, т.е. упражнения. Их выбор зависит от типа учебного материала, в первую очередь.

Подведение итогов урока. Функция этого структурного элемента урока - выяснение степени осознанного усвоения нового материала. Для ее реализации ставятся вопросы, требующие осмысленного ответа.

Задание на дом одновременно с реализацией основной учебной цели формирует навыки самостоятельности поиска как способа ее выполнения, так и источников содержания.


Виды уроков русского языка

Уроки различаются своими целями и структурой. В соответствии с этими параметрами они делятся на две группы: обучающие и контрольные уроки.

Обучающие уроки

Обучающие уроки делятся на четыре самостоятельных вида:

- уроки сообщения нового материала;

- уроки формирования умений и навыков;

- уроки повторения пройденного;

- уроки работы над ошибками учащихся.


Вид обучающего урока не зависит от используемого содержания. Так, в первом виде могут сообщаться и языковые, и правописные, и речевые, и стилистические сведения. Структура урока во всех случаях будет одинаковой. То же самое относится и к остальным видам урока. Однако в практике используются выражения «урок орфографии», «урок развития речи» и т.д., но они употребляются не в типологическом смысле, а отражают содержательную сторону работы.

Уроки сообщения нового материала предназначены для ознакомления учащихся с новым языковым явлением и первоначального формирования соответствующего умения. Они могут состоять из всех перечисленных структурных элементов. Варьируются следующие из них: проверка домашнего задания и задавание на дом. Проверка домашнего задания не проводится, если тема сложная и с нею дети знакомятся впервые и если на уроке намечается самостоятельная работа.

Уроки формирования умений и навыков служат закреплению полученных знаний и развитию на этой основе соответствующих умений. Такие уроки реальны в том случае, если на тему отводится не менее двух часов и если тема предполагает формирование умений.

В структуре такого урока, естественно, отсутствует объяснение как структурный элемент. Центр такого урока – выполнение упражнений, направленных на развитие умений, формирование которых заложено было на предыдущем (или предыдущих) занятиях.

Если на уроке объяснения использовались преимущественно специальные упражнения, направленные на развитие умений и навыков, то на уроке формирования (по-другому урок закрепления) применяются, кроме того, неспециальные упражнения. Они одновременно служат нескольким целям. Так, составление предложений, предлагаемое учащимся при обучении орфографии, служит развитию речи, развитию норм формообразования и, конечно, орфографии.

Уроки повторения пройденного предназначены для воспроизведения и закрепления ранее усвоенных знаний, их систематизации, выявления новых свойств при сравнении и сопоставлении изученных явлений. В соответствии с перечисленными целями выделяются следующие разновидности уроков повторения: в начале учебного года, в конце изучения темы, в начале изучения ступенчатой темы.

Урок повторения в начале учебного года имеет целью воспроизвести и закрепить знания и умения, полученные в предыдущем классе. Два фактора обеспечивают его проведение: домашняя подготовка детей к повторению и беседа по содержанию повторяемой темы. Наиболее целесообразно на уроке сочетать беседу по группе вопросов (2-3) одной тематики с последующим выполнением упражнений.

Урок повторения в начале изучения нового раздела необходим при изучении ступенчатых тем: в VI классе – текста и стилей, лексики, словообразования, имени существительного, имени прилагательного, глагола; в VIII классе – словосочетания, членов простого предложения, прямой речи; в IX классе - сложного предложения. Эти уроки непосредственно готовят учащихся к восприятию новых сведений по известной детям теме путем создания ассоциаций. Воспроизведение и уточнение ранее изученного – основные задачи такого повторения. Повторяемый материал для таких тем компактно изложен в специальных параграфах учебников, где даны основные понятия, усвоенные в предыдущих классах. При организации уроков повторения целесообразно сочетать ответ на один из вопросов и последующее выполнение упражнения.

Урок повторения в конце раздела предназначен для закрепления изученного и его систематизации. Для решения этих задач целесообразнее всего, сгруппировав вопросы, провести систематизацию знаний учащихся и выполнить затем упражнение.

Урок повторения пройденного в конце учебного года предназначен в первую очередь для приведения знаний в систему, основу которой составляет работа над единицами языка и разделами науки о языке. Значительное место должны занимать упражнения, направленные на формирование норм языка и выявление функций изучаемых явлений в речи.

Уроки работы над ошибками учащихся. Появление ошибок у учащихся как в устной, так и в письменной форме – закономерное явление, поэтому необходимо не только их предупреждение, но и работа по их исправлению и объяснению. Последней цели служат специальные уроки. В зависимости от типа ошибок, допущенных учащимися, выделяются следующие разновидности этого вида уроков:

- уроки работы над орфографическими ошибками;

- уроки работы над пунктуационными ошибками;

- уроки работы над ошибками в изложениях и сочинениях.

Контрольные уроки

Контрольные уроки делятся на следующие виды:

- контроль за усвоением знаний и учебно-языковых умений;

- контроль за овладением орфографической и пунктуационной грамотностью;

- контроль за овладением навыками связной речи.


Уроки контроля за усвоением знаний и учебно-языковых умений. Основу этих уроков составляют ответы детей на вопросы, требующие сопоставления, сравнения и выводов о сходстве и различии тех или иных языковых явлений. Такие уроки целесообразно проводить после изучения ряда сходных в чем-либо тем, например, после ознакомления со всеми именами, после изучения местоимений (для сопоставления с именами), после изучения всех глагольных форм.

Проверка знаний и учебно-языковых умений учащихся в настоящее время осуществляется попутно с проверкой орфографических и пунктуационных умений и навыков в форме дополнительных заданий к текстам диктантов. Задания формулируются с таким расчетом, чтобы с их помощью проверить знания, в том числе порядка разбора.

Уроки контроля за орфографической и пунктуационной грамотностью учащихся. Проверка орфографической грамотности учащихся осуществляется с помощью контрольных диктантов. В качестве контрольных диктантов используются диктанты без изменения. Им не предшествует никакая подготовительная работа.

Для контрольных диктантов привлекаются тексты, а не отдельные предложения. Текст контрольного диктанта должен включать проверяемые в данном разделе орфограммы, а также отражать те синтаксические структуры, которые требуют пунктуационного оформления в соответствии с изученными пунктуационными правилами.

Уроки контроля за развитием связной речи учащихся предназначены для выявления сформированности умений излагать мысли на определенную тему, соблюдая последовательность их передачи, с учетом адресата и в форме определенного стиля. Проверяется также умение использовать языковые средства в соответствии с темой, адресатом и избранным учеником стилем речи. Для этих целей проводятся изложения и сочинения.


Комбинированные уроки – это уроки, сочетающие в себе элементы обучения и контроля. Сочетание контроля с обучением целесообразно в том случае, если на тему отводится не менее двух уроков, один из которых посвящен формированию умений. Этот урок можно осложнить небольшой контрольной работой, точнее, самостоятельной работой, выполненной без предварительной подготовки. Комбинированный урок вместе с дополнительными заданиями к контрольным диктантам в той или иной мере заменяет специальные уроки контроля за знаниями и учебно-языковыми умениями.


Новые тенденции в уроке русского языка

Современный образовательный процесс характеризуется общей направленностью на дидактические системы гуманно-личностной ориентации, одна из главных задач которых состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, «научить учащихся учиться».

На основе этого определены основные принципы моделирования личностно-ориентированного урока:

-учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся;

-признание ученика субъектом образовательного процесса, способного на саморазвитие;

-включение учащихся в совместное целеполагание, планирование, осуществление и анализ форм образовательного процесса;

-опора на взаимное уважение, доверие и партнерство.

В структуре современного урока русского языка должны обязательно присутствовать такие компоненты:

1. Диагностика уровня усвоения учебного материала и отбор обучаемых в группы с однородным уровнем уже имеющихся знаний и опыта (принцип дифференциации обучения).

2. Мотивация и организация учебной деятельности учащихся. Основная задача учителя – привлечение учащихся к занятиям познавательной деятельностью и поддержка этого интереса.

3. Действие средств обучения. Этот этап и есть собственно процесс обучения, на котором происходит усвоение учебного материала учеником при взаимодействии не с учителем, а со средствами обучения.

4. Контроль качества усвоения материала.

Учитывая характеристику применяемых на уроке элементов образовательных технологий, можно выделить наиболее оптимальные формы обучения в классно-урочной системе как наиболее массовой:

-парная и групповая работа, обучение в малых группах, разноуровневое обучение;

-интегрированные уроки;

Игровые формы обучения;

-индивидуальные образовательные траектории освоения программы для одаренных детей в условиях урока.

Главное на уроке – совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, аудирования, письма, говорения. В центре внимания урока находится текст как лингвистическая единица, речевое произведение, речевое высказывание.

Урок ориентирован на формирование как специфических, так и общеучебных умений школьников: «встроить» новые знания в систему старых; опираться на знания из других предметов; отбирать необходимые знания из большого объема информации; систематизировать учебный материал; находить причинно-следственные связи; работать с таблицами и схемами; пользоваться справочным материалом.

Современный урок нацелен на достижение обязательного (базового) уровня обученности, вместе с тем ориентирует на более высокий уровень овладения языком. Поэтому необходимый структурный элемент урока – систематическое и целенаправленное знакомство с изобразительными возможностями языка, наблюдение за использованием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы.

Особенностями современного урока является и изменение соотношения устной и письменной речи в сторону увеличения устной, в том числе и на лингвистические темы. Устная речь может быть представлена в разнообразных формах: чтение научного текста, пересказ по плану, обсуждение языковой проблемы, устный ответ на вопрос, устное сочинение и др.

Деятельностный характер обучения обеспечивается и за счет введения в урок практической работы, в основе которой лежит лингвистический эксперимент, решение лингвистических задач, обращение к лингвистическим парадоксам, наблюдение за стилем литературного произведения.

Традиционным является обостренное внимание к формированию орфографических и пунктуационных навыков. Эффективным является использование следующих упражнений: диктант (предупредительный, объяснительный, графический, словарный, лексический), списывание, письмо по памяти; «ЗСП» (значение, строение, написание слова), нацеленное на раскрытие взаимосвязи значения, структуры и правописания слов.

В работе на уроке необходимо максимально использовать учебник.

Учитывая изменения в итоговой аттестации школьников, необходимо планировать работу, направленную на проверку адекватности восприятия текста в разных аспектах: понимание основной идеи, смысловой структуры текста, понимание и запоминание фактов и оценок, логической связи между суждениями. По форме эти задания могут представлять собой тест, включающий вопросы к тексту, предполагающий в результате анализа развернутый устный или письменный ответ учащегося.

Важной особенностью современного урока является ориентация на формирование понятийной формы мышления учащихся: овладение терминами, осваивание образцов научной речи, постижение логики развертывания содержания научного текста.

Система коммуникативных заданий (Выпишите предложение, передающее главную мысль, Составьте план по абзацам, Выпишите термины…) помогает лучше понять, о чем говорится в тексте, облегчает пересказ этого текста. Так накапливается опыт чтения и понимания текстов научного стиля речи.

В систему уроков должны быть включены задания, направленные на формирование способности говорить на лингвистическую тему (Порассуждайте об эпиграфе к разделу учебника, о языковом явлении).

Постоянными на уроке являются задания на обнаружение изучаемых грамматических категорий: выписать слова определенной части речи или конкретной грамматической формы, выписать слова с переносным значением; найти сложное предложение и подобные. Подобные задания, связанные с языковым анализом текста, формируют способность учащихся свободно ориентироваться в фактах и явлениях языка.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!