СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ работы учителя по теме: «Роль эксперимента на уроках химии»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самоанализ работы учителя по теме: « Роль эксперимента на уроках химии»,

Крячко Юлия Николаевна

учитель химии МКОУ Бутурлиновская СОШ №4

2013 год.

 

        Одной из важнейших целей современного образования является формирование информированной личности, способной к самоопределению и непрерывному самообразованию. Инновационные процессы, происходящие в российской системе образования, направлены на обеспечение высоких результатов учебно-познавательной деятельности оюучающихся, на обеспечение их профессионального самоопределения, на формирование общечеловеческих ценностей, развитие человека как личности. Сегодня учитель приобретает иные роль и функции в учебном процессе, нисколько не менее значимые, чем в традиционной школе, но значительно более сложные. Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся систематически вырабатывать способность к осознанному соотнесению «хочу» и «могу». Построить такое пространство учебной деятельности должен учитель при активном участии своих учеников.

Уровень познавательных способностей моих учеников разный, значительная часть детей имеет низкую мотивацию к обучению, следовательно, основной целью педагогической деятельности следует считать развитие познавательных способностей учащихся.

      Задачи моей педагогической деятельности многофункциональны, но главными  являются:

1.   Повышение мотивации к обучению химии.

2.   Развитие творческого мышления, памяти, химической речи обучающихся.

3.   Создание на уроке оптимальных условий для развития каждого школьника.

    Использую различные виды деятельности  обучающихся на уроке, что делает урок интересным. Поддерживаю положительный эмоциональный настрой урока, а это способствует развитию познавательного интереса учеников к предмету. К каждому уроку отбираю и разрабатываю главные вопросы содержания, определяю рациональную методику.

        Использую в своей работе дифференцированный подход в обучении. Дифференцирую задания по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности учащихся при выполнении задания. Это особенно важно для слабых учеников. Работа организуется так, чтобы со временем степень самостоятельности школьников возрастала, а доза помощи снижалась. Для подобной дифференциации в своей практике использую образцы выполнения заданий, памятки-опоры, памятки-алгоритмы.

  Создание положительной мотивации учения способствует формированию навыков самообразования, развивает у обучающихся познавательную активность и самостоятельность.

 

    Возможности школьников различны, важно побудить мыслительный процесс ученика. Для этого использую в своей работе различные методы: исследовательский, поисковый, метод проблемных ситуаций и иное логико-содержательное построение урока.

        Считаю важным включение обучающихся в познавательную деятельность на каждом этапе урока. А так как ученики  имеют разный уровень познавательных способностей, разную степень обученности, подбираю рациональные виды работ, создаю ситуацию успеха, которая является важным условием для формирования мотивации и развития учащихся. Учитывая реальные возможности всех детей, организую продуктивную деятельность всего класса, осуществляя дифференцированное обучение на уроке.  Важным моментом в химии является развитие навыков исследовательской деятельности. Именно поэтому отвожу большую роль эксперименту на уроках химии. Эксперимент имеет важное  значение в химической науке и при обучении основам этой науки в школе ему принадлежит не меньшая роль. Формирование представлений и понятий о веществах и их превращениях в курсе химии, а на основе этого и теоретических обобщений невозможно без конкретного наблюдения за этими веществами и без химического эксперимента. В то же время для объяснения сущности наблюдаемых химических явлений и процессов, протекающих в ходе выполнения химического эксперимента, от учащихся требуется глубокое знание законов и теорий. Кроме того, химический эксперимент играет важную роль в формировании умений и навыков для проведения опытов. Следовательно, только в тесном взаимодействии эксперимента и теории в учебно-воспитательном процессе можно достигнуть высокого качества знаний учащихся по химии.

     Химический эксперимент следует рассматривать как процесс, включающий в себя две активно действующие стороны – преподаватель и ученик. В этой связи химический эксперимент в ходе обучения можно рассматривать как творческую деятельность преподавателя, направленную на «вооружение» учеников определенной системой знаний, умений и навыков, и как познавательную деятельность обучающихся, направленную на овладение системой знаний, умений и навыков. В первом случае ученик выступает как объект, на который воздействуют, во втором – как субъект, связывающий оба вида деятельности. Только так ученик в состоянии проникнуть в суть химических явлений и процессов, освоить их на уровне общих закономерностей, ведущих идей и теорий и использовать полученные знания для дальнейшего познания предмета химии.

     Внутренняя взаимосвязь деятельности преподавателя и учеников в процессе химического эксперимента позволяет организовать процесс познания химии не на уровне описательного ознакомления с явлениями и процессами, а на уровне овладения их сущностью, объяснения причинно-следственных связей между ними с позиций современной химической науки.

    Считаю,  что  основная проблема урока - повышение  качества знаний учащихся, а наглядность всегда считалась одним из лучших рычагов для более глубокого усвоения знаний. В связи с этим мною изучается обширный круг литературы, способствующей повышению знаний в этой сфере обучения химии. Это и «Методика химического эксперимента в средней школе» В.Я.Вивюрского, и «Методика демонстрационного эксперимента по органической химии» автор Л.А.Цветков.

     Постоянно занимаюсь самообразованием, которое осуществляется по плану: изучение сборника нормативных документов по химии Федерального компонента государственного стандарта образования; изучение федерального базисного учебного плана и программ по химии; изучение методической копилки элективных курсов; изучение опыта работы методического объединения; изучение публикаций журнала «Химия в школе» и газеты «Первое сентября» на сайте http://1september.ru. и др.; самосовершенствование по владению ИКТ; систематическое знакомство  с материалами сайтов  Интернета и методической копилки учителей.