Самоанализ деятельности учителя начальных классов
МКОУ СОШ №105
Новиковой Натальи Александровны
за 2018-2019 учебный год.
Дети не всегда понимают значимость учебы, поскольку большинство их проживают в семьях, где родители не могут оказать им помощь в учебе, так как имеют низкий уровень образования. Поэтому целью своей педагогической деятельности считаю формирование учебной мотивации младших школьников в условиях ФГОС. Для достижения поставленной цели в процессе учебной и воспитательной работы определила для себя следующие задачи:
- сохранение индивидуальности каждого ребенка;
- воспитание интереса к познанию и поиску новых источников информации способствующих интеллектуальному развитию учащихся;
- формирование коммуникативных навыков в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- воспитание самостоятельности и личной ответственности за свои действия;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
- развитие творческого потенциала учащихся.
В своей профессиональной деятельности я руководствуюсь следующими документами:
Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «ОБ образовании», типовым положением «Об образовательном учреждении», Примерной основной образовательной программой образовательных учреждений.
В своей работе использую элементы инновационных образовательных технологий, как в учебной, так и во внеурочной деятельности:
- технология проблемного обучения,
- игровая технология,
-_здоровьесберегающая технология,
-технология разноуровнего обучения,
-проектные технологии,
-коммуникативные технологии.
Здоровьесберегающие технологии способствуют формированию здорового образа жизни. Они применяются во время урока в виде физминуток. Так же проводятся беседы, динамические паузы, экскурсии.
Информационно-коммуникационные технологии использую в своей практике компьютер, интерактивную доску, мультимедийные презентации, создаю собственные презентации.
Игровая технология облегчает сложный процесс обучения, способствует развитию многих качеств личности. Игра снимает психологическое и физическое напряжение. Особенно много игровых моментов в 1 , 2 классе. На уроках русского языка использую следующие игры: «Поиграй в учителя», «Гонка вопросов», «Сделай гнездо слов», «Алфавит», «Угадай слово», «Волшебники», «Змейка» и многие другие. На уроках математики: «Магические рамки», «Цепочка», задачи в стихах, шарады, ребусы. На уроках литературного чтения «Доскажи словечко», загадки, кроссворды, анаграммы. Все это делает обучение более интересным, повышает творческие способности.
Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности. Эти технологии способствуют формированию у учащихся необходимых качеств: дети учатся моделировать учебный материал, добывать знания.
Исследовательские технологии полезны тем, что и дети, которые испытывают трудности в обучении, тоже принимают активное участие. Эта технология формирует у учащихся познавательную активность, творческие способности, расширяют кругозор. Исследования дети проводят при пересадки комнатных растений. Учащиеся наблюдают за их ростом и развитием. Это повышает интерес к познаниям, интеллектуальное развитие. На уроках окружающего мира проводили исследование «Что любят кушать птицы зимой?»
К личности ребенка отношусь уважительно, учитывая ее индивидуальные возможности. Становление личности школьника, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель - вызвать у детей эмоциональный интерес, построить урок так, чтобы дети смогли открыть для себя новое, главное, чтобы каждый добился успеха.
На уроках литературного чтения веду диалог с учащимися, учу выражать свое мнение, даже если оно отличается от остальных. Все уроки начинаю с речевой разминки, словарной работы. Эта работа обогащает словарный запас учащихся. Развиваю творческие способности через задания; придумай сказку, измени окончание сказки, инсценировка сказок.
Важным этапом на уроке математики является устный счёт. Поэтому использую приёмы: «Вставь пропущенные числа», «Вычисли. Найди лишнее выражение», «Логические задачи»
На уроках русского языка веду словарную работу, работу над орфограммами, знакомлю с многозначными словами, учу подбирать слова синонимы и антонимы.
На уроках окружающего мира показываю красоту природы через просмотр презентаций, видеороликов, прослушивание музыкальных и поэтических произведений, учу наблюдать, сопоставлять. Ученики стремятся поделиться своими наблюдениями, зарисовками.
В своей работе осуществляю контроль знаний учащихся, используя разные виды контроля: контрольные работы, проверочные работы, тестирование, устный опрос, викторины, конкурсы.
Участие детей в конкурсах.
Название конкурса | Предмет | ФИО ученика | Занявшее место |
3й международный дистанционный конкурс «Старт» | Окружающий мир | Никифоров Арсений Максимович | первое |
3й международный дистанционный конкурс «Старт» | Окружающий мир | Циммер Вячеслав Игоревич | первое |
3й международный дистанционный конкурс «Старт» | Математика | Циммер Вячеслав Игоревич | третье |
3й международный дистанционный конкурс «Старт» | Математика | Цыганков Максим Дмитриевич | второе |
3й международный дистанционный конкурс «Старт» | Математика | Мурзин Егор Николаевич | второе |
3й международный дистанционный конкурс «Старт» | Окружающий мир | Башкатов Никита Анатольевич | третье |
3й международный дистанционный конкурс «Старт» | Литературное чтение | Цыганков Максим Дмитриевич | участник |
3й международный дистанционный конкурс «Старт» | Литературное чтение | Махно Виталина Витальевна | участник |
3й международный дистанционный конкурс «Старт» | Литературное чтение | Махно Савелий Витальевич | участник |
Пятый международный конкурс «Мириады открытий», «Юные читарики» | Литературное чтение | Бугаков Артём Вячеславович | третье |
Пятый международный конкурс «Мириады открытий», «Слагаемые успеха» | Математика | Бугаков Артём Вячеславович | первое |
Пятый международный конкурс «Мириады открытий» | Английский | Никифоров Арсений Максимович | первое |
Международная олимпиада мир-олимп «Юный гений» | Математика | Просолупова София Александровна | второе |
Международная олимпиада мир-олимп «Юный гений» | Математика | Никифоров Арсений Максимович | первое |
Международная олимпиада мир-олимп «Юный гений» | Математика | Бугаков Артём Вячеславович | первое |
Международная олимпиада мир-олимп «Юный гений» | Математика | Цыганков Максим Дмитриевич | первое |
Перед собой как учителем начальной школы ставлю проблему, которая является актуальной и тесным образом переплетается с требованиями ФГОС НОО - выпустить из начальной школы гармонично развитую личность, мотивированную на самореализацию полученных знаний и самосовершенствование через умение работать с информацией. И поэтому, помимо изучения методик преподавания, прошла курсы повышения квалификации. Повышаю профессиональный уровень, участвуя в онлайн-вебинарах, видеолекциях, конкурсах по методическим разработкам, тестирования, прохождении курсов, публикациях.
Фонд 21 века. Всероссийский конкурс «Мой лучший сценарий» | Методическая разработка «Русская народная сказка «Лиса и журавль»» | Третье место |
Международного дистанционного педагогического конкурса «Лучшая педагогическая разработка» | Номинация: конспекты занятий, уроков Борис Степанович Житков «Храбрый утёнок» | Третье место |
Фонд 21 века. | Публикация методической разработки «Русская народная сказка «Лиса и журавль»» | Свидетельство |
Мультиурок | Публикация материала «Применение на занятиях интерактивной доски как средство развития творческих способностей младших школьников» | Свидетельство |
Мультиурок | Публикация «Тест по литературному чтению во 2 классе по разделу «Я и мои друзья»» | Свидетельство |
Инфоурок | Ознакомление и усвоение видеолекции: Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования по ФГОС (2 академических часа) | Свидетельство |
Мультиурок | Создание сайта | Сертификат |
Mir-oiymp | Благодарность организатору за активное участие в работе международного проекта для учителей Mir-oiymp | Благодарность |
Единый урок. Всероссийское тестирование педагогов | «Учитель начальных классов» в соответствии с требованиями профессионального стандарта и ФГОС | Пройден |
Единый урок. Всероссийское тестирование педагогов | «Классные руководители» в соответствии с требованиями профессионального стандарта и ФГОС | Пройден |
Единый урок. Всероссийское тестирование педагогов | «ФГОС НОО» в соответствии с требованиями профессионального стандарта и ФГОС | Пройден |
Единый урок. Всероссийское тестирование педагогов | «ИКТ-компетентность» в соответствии с требованиями профессионального стандарта и ФГОС | Пройден |
Единый урок. Всероссийское тестирование педагогов | «Законы и нормативно правовые акты в сфере образования и воспитания» в соответствии с требованиями профессионального стандарта и ФГОС | Пройден |
Пятый международный конкурс «Мириады открытий» | Помощь при проведении конкурса | Благодарность |
3й международный дистанционный конкурс «Старт» | Помощь при проведении конкурса | Благодарность |
Участие в вебинарах.
УМК Школа БИНОМ. Участник вебинара | 1. Постановка и решение учебной задачи на уроках обучения грамоте в начальной школе. | Сертификат (2 часа) |
| Методические инструменты формирования проектно-исследовательского мышления и УУД и особенности их использования при реализации исследовательских проектов в начальной школе. | Сертификат (2 часа) |
| | |
АО «Издательство Просвещение». Участник вебинара | Методический потенциал учебного пособия «Рассказы по истории Отечества» | Сертификат (2 часа) |
| Организация текущего контроля по математике в начальной школе: уровневый подход к оценке планируемых результатов. | Сертификат (2 часа) |
| Проектные задачи как способ формирования и развития универсальных учебных действий младших школьников | Сертификат (2 часа) |
| Проблемы и перспективы создания доступной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ в школьном естественнонаучном образовании | Сертификат (2 часа) |
| Компетенции и компетентности учителя начальных классов. Специфика работы в начальной школе. | Сертификат (2 часа) |
| Учим читать выразительно художественные произведения в начальной школе: анализ заданий учебника «Литературного чтения» Л.Ф.Климановой (УМК «Школа России») | Сертификат (2 часа) |
За межаттестационный период с 2010 по 2014 год прошла следующие курсы:с 13.01.2010 по 20.01.2010 года Новосибирск Обл ЦИТ по теме « Сетевые педагогические сообщества как форма профессионального развития» в объёме 36 часов, с 20.02 2012года по 15 марта 2012 года ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО по теме « Модернизация математического образования в контексте ФГОС НОО» в обьеме 108 часов, с 9.04 по 16.04 2012 г «Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья», 72 часа.
Я активно общаюсь с коллегами из других школ района ,из других районов области. Имею личные достижения (Приложение №13).
Важным условием для достижения высокого педагогического мастерства является постоянное пополнение знаний, поэтому собираюсь продолжить работу по самообразованию по теме «Развитие творческого потенциала учащихся».
22.10.2014г. Бельгибаева М. В.
Описание:
Введение ФГОС второго поколения предполагает широкое использование информационно – коммуникационных технологий в учебном процессе.
Исходя из этого, ставлю перед собой следующую цель:
Создание условий для самореализации личностно-познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников через применение ИКТ в урочной и внеурочной деятельности.
Эта цель предполагает педагогические задачи, решаемые на уроках и внеурочных занятиях:
1. Информационная: Что и чему учить?
2. Операционная: Как и каким образом будем учиться?
3. Мотивационная: Зачем нам это надо?
4. Коммуникативная: С кем и когда?
Планируемые результаты:
повышение качества преподаваемых предметов;
осуществление индивидуального подхода в обучении;
расширение объёма предъявляемой учебной информации;
обеспечение гибкости управления учебным процессом;
повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его форм.
«Формирование социально-ответственной, компетентной, мобильной личности через интеграцию общего и дополнительного образования». Исходя из реальности сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъема уровня культуры обучающихся, педагогический коллектив школы видит решение проблемы в наиболее полном соответствии целям и задачам современного образования.
Цель образовательного учреждения – формирование универсальных познавательных способностей и компетентностей обучающихся, обеспечивающих интеграцию знаний в целостное мировоззрение.
Перед школой стоят задачи:
- формировать потребности в обучении и саморазвитии;
- раскрыть творческий потенциал учеников;
- развивать духовную культуру и нравственность;
- создать методические и технологические основы для моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья обучающихся.
Работая по традиционной программе «Школа России», стараюсь использовать на своих уроках элементы развивающего обучения. Это помогает развить в ребенке интеллектуально – творческую личность.
В условиях модернизации образования главной целью своей профессиональной деятельности считаю формирование образованной, высококультурной, всесторонне развитой личности, способной эффективно действовать в различных условиях, востребованной современным обществом. В связи с этим, ставлю перед собой следующие задачи:
- повышать качество знаний;
- развивать и укреплять интерес к предметам;
- использовать новые педагогические технологии;
- раскрывать интеллектуальный, нравственный и творческий потенциал каждого ребенка;
- поддерживать и укреплять здоровье обучающихся.
Я согласна с высказыванием французского писателя А. Барбюс: «Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее».
Уровень познавательных способностей моих учеников разный, многие дети имеют низкую мотивацию к обучению, следовательно, основной целью педагогической деятельности следует считать развитие познавательных способностей обучающихся. Тема по самообразованию «Формирование ключевых компетенций младших школьников через развитие познавательной активности на уроках и во внеурочной деятельности»
Для реализации поставленных задач использую различные виды деятельности школьников на уроке, это позволяет сделать урок интересным и результативным. Поддерживаю положительный эмоциональный настрой урока, что способствует развитию познавательного интереса учеников к предмету. В своей работе активно использую дифференцированный подход в обучении. Дифференцирую задания по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности обучающихся при выполнении задания. Это особенно важно для слабых учеников. Работа организуется так, чтобы со временем степень самостоятельности школьников возрастала, а помощь учителя становилась минимальной. Для подобной дифференциации в своей практике использую образцы выполнения заданий, памятки-опоры, памятки-алгоритмы и самоинструкции.
Создание положительной мотивации учения способствует формированию навыков самообразования, развивает у обучающихся познавательную активность и самостоятельность.
Возможности школьников различны, важно пробудить мыслительный процесс ученика. Для этого использую в своей работе следующие методы: поисковый, исследовательский, метод проблемных ситуаций. Активно изучаю и внедряю в свою педагогическую деятельность современные образовательные технологии: метод проектов, информационно-коммуникационные технологии и другие. Использование на уроках и во внеурочной деятельности современных образовательных технологий повышает интерес к изучаемым предметам и уровень мотивации, позволяет мне как учителю формировать ключевые компетенции необходимые для современного человека. Определяю одной из значимых компетенций обучающегося информационную, поэтому особое внимание уделяю работе с различными источниками информации.
Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через современные образовательные технологии.
1.Компьютерные технологии.
Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:
как средство наглядности учебного процесса. Мной разработаны уроки, тесты, таблицы, медиаресурсы с использованием программы Power Point;
для организации коллективной и групповой работы (проекты);
как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы, интерактивные тесты и другие виды работ).
С помощью программы Microsoft Office Word разработала:
- тесты по окружающему миру, математике, русскому языку, литературному чтению; тексты для проверки техники чтения;
-памятки по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии.
Учу детей создавать небольшие тексты, использовать рисунки компьютера, программы Microsoft Office Word и Power Point. С помощью программы Word дети готовят сообщения, кластеры, синквейны к урокам литературного чтения и окружающего мира.
Учу детей применять их не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности. Опыт применения данной технологии позволил:
- повысить эффективность обучения;
- дать возможность организовать проектную деятельность учащихся по созданию презентаций (Проекты «Моя семья», «Остров безопасности», «Зеленая книга нашего класса»
Своими методическими разработками делюсь с коллегами на образовательных сайтах: openclass, rusedu, proshkolu, it-n, zavuch.info и других
2.Использую игровые технологии. В играх, особенно коллективных, формируются нравственные качества личности.
3.Применяю технологию разноуровневого обучения. В своей педагогической деятельности использую дифференцированный подход обучения. Провожу индивидуальные занятия с сильными и слабыми учениками, даю разноуровневые задания, что помогает поддержать интерес к изучаемым предметам, повышать уровень усвоения знаний учащихся.
4.Здоровьесберегающая технология, применяемая в виде валеологических, динамических пауз, позволяет, не провоцируя негативные тенденции в развитии здоровья учащихся, получать качественное образование.
Постоянный анализ достижений учеников - обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, сравнивать, анализировать. Используя метод диагностирования, веду учёт знаний детей, используя таблицы EXCEL. Регистрирую ошибки, чтобы на следующих уроках провести индивидуальную работу над ними. При проверке техники чтения использую компьютерную методику Зайцева. Результатом использования различных образовательных технологий в учебной и воспитательной работе является высокий уровень обученности – 100%; качество знаний составляет – 72,2%.
Этому способствуют рациональное распределение времени на уроке, выбор методов обучения, задачи, которые я решаю каждый день, учитывая возрастные особенности детей, условия школы.
Развитию обучающихся способствуют и применяемые мною формы организации обучения. Основной формой является урок. Важным для себя считаю его структурирование. Не отвергая традиционного метода построения урока, применяю и нетрадиционные формы. Урок формирования новых знаний – это урок-исследование, урок-путешествие, виртуальная экскурсия. Уроки проверки знаний – зачеты, смотры знаний, викторины. Зачеты в форме тестовых заданий психологически настраивают на подготовку к мониторинговому исследованию, воспитывают ответственность за формирование знаний и умений. После проведения уроков нетрадиционной формы при сравнительном анализе качества знаний отмечаю повышение среднего балла с 3,9 до 4,1. Всему этому способствует методическая работа:
- открытое мероприятие по окружающему миру на муниципальном уровне «Остров безопасности» - 2009 год;
- районный семинар презентация «Краеведение – один из важнейших факторов патриотического воспитания обучающихся»;
- разработала программу кружка «Мой край родной».
Реализуя задачи программы развития школы, разработала:
- контрольно – измерительные материалы по русскому языку для 4 класса;
- для повышения качества знаний обучающихся разработала рабочие программы для начальных классов УМК «Школа России» на основе стандарта образования.
В своей практике применяю разные формы организации учебной деятельности обучающихся: индивидуальную, групповую, фронтальную. Организация групповой формы работы на практике способствует заинтересованности в предмете, дает возможность проявить себя, быть активным участником учебного процесса, не бояться высказать свое мнение. Группы комплектую по различным принципам в зависимости от поставленной цели урока: по уровню обучаемости, интересам, темпам работы, они могут быть постоянного или переменного состава.
Немаловажное значение для обучающихся имеет итог урока, который отражается в памяти ученика, особенно младшего школьного возраста. А если одновременно включается не один вид памяти, а затем идет закрепление с помощью практических действий, то знания остаются надолго. Именно с этой целью использую на уроке карточки-тесты, выделение главного на уроке.
Наиболее востребованной и методически обоснованной системой контроля результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся является педагогическое тестирование. Мониторинговые исследование требуют развития у обучающихся навыка работы с тестами. Для тематической проверки знаний обучающихся в процессе экспресс-контроля и для итоговой проверки знаний и умений мною составлены тестовые задания, что позволяет отслеживать различные интеллектуальные умения школьников.
В своей работе особое место отвожу оценке как мотивирующей функции в обучении. Основными принципами оценивания знаний обучающихся считаю следующие: объяснять оценки; замечать успех ученика, а не недостатки; считать оценку не целью, а средством развития ученика; создавать ситуацию успеха на уроке.
Повышению результатов в обучении детей способствует применение информационно-коммуникационных технологий на различных этапах урока. Компьютер выполняет на уроке не только роль источника информации, но и выступает в качестве средства оценки, учета и регистрации знаний обучающихся. На уроках я применяю мультимедийное оборудование, электронные образовательные ресурсы и обучающие программы. Использование современных образовательных технологий, в том числе и ИКТ, положительно отразилось на результатах образовательной деятельности: повысилось качество знаний, улучшился средний балл по предметам.
Грамотное использование интеллектуального потенциала учащихся и использование передовых педагогических технологий отражается на результативности обучения.
Результаты качества знаний при 100% успеваемости
Результаты мониторинга в 4 классе.
Учащиеся моего класса писали мониторинг по русскому языку и по математике. Всего выполняло работу 16 человек.
Математика Русский язык
отлично – 6; отлично – 3;
хорошо - 7, хорошо – 8:
удовлетворительно – 3 удовлетворительно – 5
Обученность составила 100%, качество знаний по математике составило – 81,3%, по русскому языку – 68,8%.
Обучение в средней школе происходит более интенсивно и требует от учащихся большей самостоятельности, однако не следует ожидать от перехода в среднюю школу слишком многого. Можно ли избежать серьёзных проблем с учёбой при переходе в среднюю школу?
При изучении динамики отношения учащихся своего класса учебной и другим видам деятельности использую следующие методы: наблюдение, анализ документации, беседы с учащимися, написание сочинений.
Анализ ответов учащихся убеждает меня в том, что отношение детей к учёбе значительно меняется от третьего класса к пятому. Например, если во втором третьем классах дети на вопрос: «Любишь ли ты учиться?»нветов учащихся убеждает меня в том, что отношение детей к учёбе значительно меняется от третьего к пятому.инений.й, способами (методика Капустина) практически все дают положительный ответ, то в четвёртом – пятом классах число их уменьшается.
Такое изменение отношения к учёбе характеризуется, судя по анализу, мотивировок детей, неудовлетворённостью и снижению интереса к ряду предметов, субъективным ощущением утомления, перегруженности, увеличения трудностей.
В пятом классе условия обучения коренным образом меняются. На последнем родительском собрании я знакомлю детей с трудностями, которые могут возникнуть у детей в учёбе, и как они могут приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
Меня очень беспокоит, как учатся мои пятиклассники, я проявляю интерес к их делам, мы вместе обсуждаем сложные ситуации, совместно ищем выход из сложившихся ситуаций.
Помочь ребёнку преодолеть эти трудности, почувствовать себя успешным можно, только разобравшись в их причинах. Вместе с классным руководителем доводим до сознания детей, что основными помощниками в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.
В 5 классе мы проводим много внеклассных мероприятий совместно.
Учебную работу провожу в тесной связи с внеурочной деятельностью.
Как классный руководитель стараюсь создать условия для развития личности. Каждый ребенок должен знать: «Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!». Дети пробуют свои силы в различных видах творческой деятельности. Принимают активное участие в жизни школы, района.
За последние 3 года мы приняли участие в следующих конкурсах:
Международный математический конкурс – игра «Кенгуру»
2012-2013 год – 7 человек
- Стрыгин Вячеслав Игоревич – 1 место по школе
- Кочуков Евгений Дмитриевич – 2 место по школе
2013-2014 год – 8 человек
- Стрыгин Вячеслав Игоревич – 2 место по школе
Международный конкурс игра «КИТ - 2012» - 10 человек
- Стрыгин Вячеслав Игоревич – 3 место по школе
Международный конкурс игра «Инфознайка - 2012» - 12 человек
- Стрыгина Дарья Александровна – 2 место по школе и 2 место по району
Региональная игра – конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» в 2013 году -
Региональная игра – конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» в 2013 году –
- Зуева Юлия Сергеевна – 2 место по школе
Областной интеллектуально – творческий конкурс для младших школьников «Муравей» (2014) – 3 человека получили свидетельства участника
Всероссийская дистанционная викторина «Предметный мир сказок Х.К.Андерсена» - 2 человека – получили дипломы участника викторины
- Тормышова Альбина Викторовна – диплом победителя (3 место в регионе)
Областной конкурс поделок «Образ матери глазами ребенка» - 4 человека
- Зуева Юлия Сергеевна – диплом победителя (1 место в области)
Районный конкурс чтецов «Победе 70» - 2 человека
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
Воспитательный процесс планирую во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы.
Неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания являются краеведение и поисково-исследовательская деятельность учащихся. Свою работу я организую в предметном кружке «Край мой родной».
Мы изучаем боевые и трудовые традиций своих земляков, вносим коррективы в летопись своего поселка и школы, организовывали выставки «Русские ремесла», куда приглашали жителей нашего поселка А.А. Леонову, В.Ф. Третьякова, которые показывали, как работать на прялке, вышивать рушники, картины с изображением православных мест. Традицией стало и проведение фольклорных праздников: Рождественские посиделки, Зимушка-Зима, Масленица.
Большое внимание уделяю изучению истории заселения Тамбовского уезда, для чего совершаем экскурсии по старому Тамбову и православным местам Тамбовщины: монастыри города Тамбова, Трегуляевский монастырь, посетили Задонский монастырь. В ходе таких экскурсий школьники комплексно изучают родной край. Немаловажным при формировании духовно-нравственного сознания является и патриотическое воспитание. На примере реальных людей я знакомлю ребят с участниками войны и тыла, учимся брать у них интервью, проводим встречи, поздравительные мероприятия. Ветераны и дети ветеранов делились своими воспоминаниями о войне, показывали награды, личные вещи. В канун праздника Победы в нашем классе проводилось мероприятие «Детство, опаленное войной», в ходе которой состоялась встреча с узником концлагеря Беловым Анатолием Александровичем, жителем поселка «Селезневский». На внеклассном мероприятии «Женщины на войне» дети узнали о роли женщин на войне, проводили встречу с Баженовой Марией Григорьевной – артиллеристской во времена Великой Отечественной войны. Кроме того, мы ежегодно принимаем участие в праздничном концерте ко Дню Победы.
В начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению поселка как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать.
Человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя, его воспитывает история, прошлое.
Я поставила задачу по формированию личности обучающихся на основе приобщения к традициям своего народа. Непосредственной целью является свободное развитие творческой личности и формирование осознанного патриотического чувства, основанного на понимании духовных ценностей, рожденных веками исторического пути русского народа.
Воспитание у молодого поколения устойчивых нравственных убеждений на основе традиционных исторических, духовных, культурных ценностей русского народа обеспечит успешное развитие России.
В классе развито самоуправление. В основу воспитания мною взят деятельностный подход.
В своей педагогической деятельности стараюсь осуществлять теснейшую связь с родителями, держу их в курсе успехов и неудач детей. Американский философ Р.У. Эмерсон сказал: «Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику».
Провожу встречи с родителями, используя основные формы родительских собраний: (собрание-лекторий, круглый стол, тематическая дискуссия с приглашением специалистов, консультация со специалистами, собрание-практикум, общешкольная и общеклассная конференция и др.)
На них знакомлю родителей со спецификой обучения в начальных классах; обсуждаем цели, задачи и итог нашей совместной деятельности, даю рекомендации по выполнению домашнего задания, отвечаю на встречные вопросы; советую, как лучше помочь ребенку; приглашаю родителей по мере необходимости на индивидуальные беседы, посещаю родителей на дому (считаю, что такие меры помогают мне быстро и безболезненно найти контакт с их ребёнком, помогают подобрать к нему «ключик», раскрывая его характер, привычки, наклонности); использую и заочную форму общения с родителями. Выставляю оценки в дневники, за участие в конкурсах записываю благодарности, за проделанную ребёнком дополнительную работу также благодарю родителей.
В 2009-2011 провела родительские собрания с использованием ИКТ, подготовила в виде презентаций материал по темам:
«Особенности учебников, по которым учатся ваши дети";
"Утомляемость ребенка: как с ней бороться";
"Поощрение и наказание в семье";
Стараюсь, чтобы родители ушли с собрания с ощущением, что могут помочь своим детям, вовлекаю их в учебно-воспитательный процесс, родительский комитет класса координирует работу родителей по оказанию помощи в ремонте кабинета, в проведении активного отдыха детей, различных мероприятий, в том числе экскурсий. Работа родительского собрания, родительского комитета отражена в протоколах, в плане классного руководителя. Провела анкетирование с родителями по темам: «Способности вашего ребенка», «Отношение к школе». Данные анкеты показали, что удовлетворённость родителей организацией учебного процесса в классе высокая.
В классе проводим заседания круглого стола. На таких мероприятиях ощущается единение родителей с детьми, педагогами, что позволяет детям по-другому взглянуть на своих родителей. За активное участие в жизни класса, за правильное воспитание своих детей родители получают благодарственные письма от родительского комитета. Веду работу по внедрению в образовательный процесс электронного дневника «Дневник.ру». Электронный дневник - это новая система взаимодействия между школьным и родительским сообществом, которая позволяет решить одно из главных проблем школы - информативность.
Результативность работы:
Итоги анкетирования родителей показали уровень удовлетворенности школьной жизнью коллектива: 78% высокий, 22% средний.
Психологическая атмосфера в нашей школе здоровая, сложился коллектив единомышленников, работают люди творческие, у которых многому можно научиться.
Постоянно работаю над повышением уровня профессионального мастерства. Прошла теоретическую и методическую подготовку на курсах повышения квалификации по программам:
«Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС нового поколения (144 часа)»;
«Актуальные вопросы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»(72часа).
Принимаю участие в работе методического объединения начальных классов, провожу открытые уроки, мероприятия, участвую в районных научно-практических конференциях и семинарах. Подготовила презентацию для районного семинара на тему «Краеведение – один из важнейших факторов патриотического воспитания обучающихся».
В 2008 году являлась членом районной аттестационной комиссии учителей начальных классов. К 2011 году приняла участие во всероссийском конкурсе ЦОР для школы «Лучший IT-учитель России».
Особой проблемой современного преподавания в начальных классах считаю отсутствие у обучающихся интереса к чтению. В целях воспитания культуры чтения разработала по многим произведениям литературные викторины, кроссворды по тексту произведений и литературные игры (по типу «Счастливый случай»). Такие формы работы с литературным произведением позволяют мне активизировать ребят на уроках, развивать умение читать вдумчиво, обращать внимание на важные детали.
Тревожит, что с каждым годом все больше детей приходит в первый класс эмоционально-неустойчивых, с низким уровнем способностей, со слабым здоровьем. В связи с этим в 2011-2014 учебном году веду кружок в рамках дополнительного образования «Я и моё здоровье».
На смену одним трудностям придут другие, жизнь продолжается. Мне близки слова Сократа «Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних».
2016 год