Самоанализ урока по географии, проведённого в 5 классе учителем, Калининой Любови Николаевны.
Данный урок по предмету география.
Тема урока: «Географическая карта»
Цель урока: сформировать знания о географической карте как модели Земли.
Учебник, автор: География. 5 - 6 классы : учебник для общеобразовательных организаций с прилож. на электрон. носителе (DVD) / (А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е.К. Липкина и др.). – 192 с. : ил., карт. – (Полярная звезда). – Издательство «Просвещение», 2016.; Атлас. География 5 класс. – «Издательство ДИК» Дрофа, 2014г.
В данном классе я поставила следующие задачи:
Обучающие: Сформировать понятия: «географическая карта», «глобус»; определить свойства географической карты; познакомит с видами карт; показать роль географической карты как источника информации.
Развивающие:
Развивать навыки по поиску информации, ее обработки, сравнению, описанию и анализу. Способствовать развитию образного мышления, навыков самостоятельной и групповой работы.
Воспитательные:
Воспитывать любознательность, взаимопонимание и взаимопомощь. Прививать основы информационной и коммуникативной культуры.
Задачи направленные на формирование УУД
Регулятивные:
- умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
- умение правильно интерпретировать полученную информацию;
- умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе выполнения самостоятельного задания;
- умение соотносить свои действия с действиями своих одноклассников
Личностные:
- осознать необходимость понимания и чтения карты;
- оценить значение географической карты как достояние науки и культуры;
- способствовать формированию ответственного отношения к учению, посредствам раскрытия роли географической карты как выдающегося изобретения человечества.
В результате проведенного урока я предполагала получить следующие результаты: овладение основами картографической грамотности; овладение основными навыками нахождения географической информации.
Тип урока: открытия новых знаний.
Структура урока ориентирована не только на знания, а на деятельностный компонент в целом, на мотивацию, желание учиться. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях по географии и другим предметам. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников 5 класса. Для успешного и оптимального достижения поставленных перед обучающимися целей в рамках системно – деятельностного подхода, на мой взгляд, как нельзя лучше подходят элементы интерактивной технологии обучения в сотрудничестве и проблемный диалог между учителем и обучающимися. В методической разработке урока, выстроенной в соответствии с ФГОС, как один из приемов организации деятельности обучающихся по интерактивной технологии является умение работать самостоятельно с различными источниками информации, самостоятельно изучают тему урока и выполняют при этом творческие задания, опираясь на уже имеющиеся у них знания. Эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения.
На уроке прослеживалась чёткость, последовательность всех этапов урока, была обеспечена логическая связь между ними.
Урок начался с организационного момента, задача которого - подготовить учащихся к работе на уроке. Этот этап урока, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока.
Затем с целью вовлечения большего числа учащихся в проверку знаний и активному повторению материала был организован фронтальный теоретический опрос, раздавались карточки.
Основной задачей в ходе урока являлось создание условий ученикам для самостоятельной работы и помощь ученикам при изучении нового материала. Самостоятельная работа практического характера, стимулировала учебно-познавательную деятельность. Использование на уроке презентации позволяло не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствовало более осмысленному его усвоению. Слайдовая презентация содержала весь необходимый, наглядный и практический материал. Все это позволило увеличить плотность урока и оптимально увеличить его темп.
Самостоятельное изучение при работе с учебником использовалось для изучения вопросов, не вызывающих затруднений. Это дало веру учащимся в свои возможности, показало, что можно усвоить часть материала без непосредственного участия педагога. Фронтальная беседа дала возможность ответить на вопросы многим учащимся, высказать свою точку зрения по какому-либо вопросу.
Целью этапа закрепления я ставила повторение, воспроизведение усвоенного с помощью вопросов. Что способствует выработке у учащихся умения применять полученные знания.
На этапе рефлексия – фиксировалось новое содержание, изученное на уроке, была организована оценка учениками уровня сложности учебной деятельности.
Завершающем этапом была оценка учителем результатов урока, комментирование деятельности обучающихся, выставление отметок.
Урок получился инновационным, интересным, познавательным. Результативность урока высокая, так как все учащиеся работали и справились с заданиями. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока в целом выполнен. Структурно урок выдержан. Использованная структура урока, методы и приёмы способствовали достижению целей урока. На уроке происходило формирование личностных качеств учащихся, развивалось творческое мышление, закреплялись рациональные приемы учебной деятельности. В ходе урока были использованы объяснительно-иллюстративные методы (беседа, объяснение учителя), применялись средства наглядности, исследовательский метод.
Благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, поощрений в виде похвалы, на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера. Ученики чувствовали себя комфортно, раскованно. Активность класса можно оценить как высокую.
Рефлексия показала, что урок обучающимся понравился, и у них не возникло сложностей в понимании материала урока.
В целом урок прошел успешно, настроение учащихся и учителя было великолепным, все остались довольны своей работой.