Самоанализ урока, проведенного в 5 «а» классе О.А. Калюга
Хороший урок – это слаженный, чётко работающий механизм. Не услышишь его пульса, не прислушаешься к нему – и урок не получится. Девиз урока-: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне- и я пойму, вовлеки меня- и я запомню» ( китайская народная мудрость)
Тема урока: «О словах разнообразных- одинаковых, но разных»
Тип урока: Урок открытия нового знания
Педагогическая технология: проблемно- диалогическая
Цель урока: Познакомить с омонимами; учить, чем отличаются омонимы от многозначных слов; познакомить с видами омонимов( омографы, омофоны, омоформы). Задачи: Знать понятие «омонимы», различия между омонимами и многозначными словами, научиться находить в толковом словаре омонимы, многозначные слова; определять виды омонимов; роль использования омонимов в речи, при создании стихотворных каламбуров.
Личностные УУД: Понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значение в процессе получения школьного образования.
Регулятивные УУД: понимать смысл поставленной задачи, осуществлять самоконтроль, сопоставлять полученный результат с заданным упражнением, умение самостоятельно ставить цели; овладение приёмами отбора и систематизации материала по данной теме ,умение вести самостоятельный поиск информации.
Коммуникативные УУД: Умение вести диалог, умение ясно, точно излагать свои мысли в устной речи
Познавательные УУД: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливать причинно- следственные связи; находить информацию в разных источниках; выделять главное; определять понятия и делать выводы
Межпредметные связи : литература, технология..
Ресурсы: Учебник «Русский язык. 5 класс» под ред.Т.А. Ладыженской , М.Т.Баранова, «Толковый словарь», компьютер, презентация ( урок с мультимедийной поддержкой эмоционален и не утомителен для ученика за счет возможности переключения на разнообразны виды деятельности, что повышает познавательный интерес, служит развитию внимания, воображения и памяти.)
Исходя из целей урока , структура урока ( отраженная в технологической карте) состоит из этапов.
1-Оргмомент и эмоциональная рефлексия в начале урока способствовали психологическому настрою учащихся на плодотворную работу и восприятию новых знаний.
2- Создание проблемной ситуации при использовании лингвистической сказки
3- Актуализация опорных знаний учащихся , определение темы урока. Учащиеся сами формулируют тему урока (прием «Рассыпанное слово»)
4- Целеполагание- в определении целей и задач урока принимают участие учащиеся. Один из важнейших этапов урока , т.к. «ни один ветер не будет попутным, если не знать конечной цели движения ». В формулировании целей урока помог прием «Корзина идей»
5-Открытия нового знания . Посредством наблюдения над языком, опираясь на ранее полученные знания учащиеся самостоятельно, работая в парах, открывают для себя новые лингвистические термины ( анализ, синтез). («омо»- одинаковый + «фон»- звук= омофоны и т.п.) Поиск знаний походит в форме групповой работы , что способствует самореализации, самоутверждению ученика, развитию познавательного интереса, стимулированию умственной деятельности, преодолению пассивности, снятию эмоционального напряжения. В составе команды каждый ученик несет ответственность за коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом , соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся. Итогом групповой работы явилось оформление Кластера.
6-Практическая деятельность по закреплению новых знаний строилась на основе каламбуров Я.Козловского из его книги «О словахразнообразных – одинаковых, но разных»
7-Динамическая пауза. Создает условия для снятия эмоционального напряжения и устранения перегрузки учащихся. Неотъемлемый этап современного урока. Эффективная реализация оздоровительных технологий с учащимися в школе возможна только при целенаправленной систематической деятельности педагога. Здесь уместно вспомнить слова К.Д.Ушинского: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».
8-Самостоятельная работа со взаимопроверкой по эталону. Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.
10- Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.
На уроке я использовала два вида рефлексии :
1-качественная рефлексия осуществлялась посредством повторения изученного материала по кластеру
2- эмоциональная рефлексия посредством создания апликации на тему «Миру-мир»
11- Домашнее задание к данному уроку – разноуровневое: детям было предложено выбрать его самостоятельно из двух предложенных вариантов, в зависимости от собственных интересов и предпочтений. Характер домашнего задания посильный, творческий, что призвано повышать мотивацию к изучению предмета, повышать активность и улучшать качество знаний каждого ученика.
Виды речевой деятельности учащихся на уроке были разнообразны: слушание, чтение, диалог, письмо.
На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение с обучающимися. Дети свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Можно сделать вывод, что выбранная мною форма проведения урока позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.
Активность класса, работоспособность обучающихся на разных этапах урока оптимальные. Работа на уроке не являлась монотонной и однообразной.
Сочетание избранных форм работы на уроке (индивидуальная, фронтальная, групповая) рациональное, эффективное и целесообразное.
В ходе занятия я старалась в равной степени взаимодействовать со всеми учениками и задействовать их в деятельности различных видов, поддерживала обучающихся, сталкивающихся с трудностями, давала необходимые пояснения, старалась так организовать работу, чтобы каждый ученик смог проявить себя, показать свои способности.
На протяжении всего урока присутствовали поощрения «Хорошо», «Молодцы» и т.д., что создавало ситуацию успеха для каждого ученика и, соответственно, способствовало созданию продуктивной атмосферы в ходе всего занятия.
На уроке преобладал демократический стиль общения педагога с учащимися. Благоприятный психологический климат благотворно влиял на работу, повышал внимание и сосредоточенность обучающихся. Эмоциональность занятия повышала работоспособность детей.
Проанализировав занятие можно сделать вывод: заявленные цели находили отражение в каждом этапе урока. Прослеживались взаимосвязь всех этапов , что способствовало обеспечению целостности и завершенности занятия.
Урок подготовлен в соответствии с требованиями основных нормативных документов, соблюдена предметная компетентность, прослеживаются метапредметные связи, уделено внимание рефлексии педагогической деятельности, наглядно продемонстрирована совместная учительская и ученическая деятельность. Руководствуясь вышеизложенной информацией, считаю цели и задачи урока достигнутыми. Считаю, что урок проведён методически верно, соответствует современным требованиям