Самоанализ урока истории.
Урок проходил 6 А классе. В классе 26 учащихся, на уроке присутствовало - 24.
Тема урока: «Путешествие в Средневековье».
Данный урок является последним ,обобщающим за курс Истории средних веков. В то же время он тесно связан с последующим курсом Истории России.
Выбран тип урока –игра-викторина.
Специфика урока заключается в том, что оценивать ответы учащихся будет жюри(учителя школы).
Урок проведён в 6 А классе, учащиеся которого имеют в целом средние учебные возможности. При планировании урока была сделана опора на повторение пройденного материала, актуализацию знаний. В связи с этим, при определении развивающих целей, была сделана ставка именно на эти умения.
Цели урока.
Обучающие:
способствовать пониманию общих условий, в которых формировался феодализм; охарактеризовать эпоху Средневековья.
Развивающие:
развитие самостоятельной, коллективной творческой деятельности.
Воспитывающие:
формировать у учащихся стремление расширять свой кругозор, сообща приходить к решению различных вопросов; воспитывать командный дух, сплочённость.
Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся.
На уроке применялись различные формы и методы учебной деятельности: эмоциональное вступительное слово учителя, мультимедийная демонстрация, анализ,составление по ходу урока схемы, проблемное изложение вопросов, индивидуальная работа(кроссворд) и парная(рисунок герба ремесленного цеха).Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие, наглядность, доступность.
На уроке использовались интерактивная доска, музыкальное произведение, благодаря которым проходила демонстрация костюмов; была проведена проверка правильности выполнения заданий с отработкой умения учащихся.
Структура урока построена с использованием элементов развивающего обучения учащихся: введение в тему, целеполагание и мотивация, проверка домашнего задания творческого характера, актуализация знаний, получение информации и закрепление способов деятельности, систематизация и обобщение ЗУН, рефлексия. На уроке формировались следующие компетентности: коммуникативная, информационная, компетентность разрешения проблем.
Урок состоял из 5 этапов, логически связанных между собой:
Организационного.
Целеполагания и мотивации. Проверка домашнего задания. Домашнее задание было ориентировано на обучение приемам и навыкам самостоятельной работы при поиске информации из различных источников, развитием творческих способностей учащихся.
Актуализация знаний. На этом этапе использовались приемы, усиливающие восприятие пройденного материала, выделение наиболее существенных признаков, запись в схеме, анализ, сравнение, обобщение.
На этапе проверки понимания учащимися изученного материала использовался приём – дискуссия по вопросам «Мог ли рыцарем стать бедный крестьянин?» «Мог ли рыцарем стать физический слабый человек?»
Рефлексия. На этом этапе проведено самооценивание собственной деятельности учащимися ,а затем оценивание групп класса учителями.
Структурно урок выдержан.
Использованная структура урока, методы и приёмы способствовали достижению целей и задач урока. Разнообразие видов деятельности и в конечном итоге их результативность, способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока.
Этапы урока были логично связаны друг с другом.
Использование компетентностно- ориентированных заданий (КОЗ) способствует развитию мыслительной деятельности, которая необходима для дальнейшего обучения и повышения эффективности образовательного процесса.
Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.
Здоровьесберегающий аспект урока состоял в установлении духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока, в посильности выполняемых заданий.(Во время игры учителем были сняты задания для капитанов команд, т.к. капитан «Прекрасных дам и рыцарей» в этот день заболела и болезненное состояние могло привести её к излишнему волнению.)
Активность класса можно оценить как хорошую. Считаю, что урок цели достиг.