САМОАНАЛИЗ УРОКА литературного чтения в 3 классе
Тема: М.Горький «Воробьишко»
Цели: ознакомить учащихся с произведением М.Горького «Воробьишко», расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя, совершенствовать умение учащихся давать характеристику героям; учить анализировать, сравнивать, мыслить, рассуждать; учить читать выразительно.
Планируемые результаты
Личностные: формирование нравственных качеств.
Предметные: умение прогнозировать содержание текста, читать вслух и про себя.
Метапредметные:
Регулятивные:
-формулировать учебную задачу урока паре, принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей, планирование вместе с учителем;
-читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям)
-оценивать свои достижения и результаты сверстников в паре
-поиск информации в тексте
Познавательные:
-анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя , выявлять основную мысль произведения;
-сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
Коммуникативные:
-высказывать свою точку зрения на прочитанное или прослушанное произведение
-участвовать в диалоге и в паре, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
-проявлять терпимость к другому мнению.
Оборудование: учебник Н.Ф.Климановой «Литературное чтение» 3кл., портрет писателя М.Горького, карточки со словами–характеристиками главного героя, картинка с изображением воробья, картинки для составления диафильма, видеоролик из фильма «Карнавал», мультимедийная презентация, ободки с изображением героев для чтецов.
Тип урока: изучение нового и первичного закрепления знаний
Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.
Использование одного из приѐмов развития критического мышления – (загадка о воробье). Вопросы учителя по выявлению представления у детей, т.к. сначала работает их воображение, только потом картинка. Это важно, так как современные дети с трудом фантазируют. Срабатывает клиповое мышление. Это позволило плавно перейти к определению темы урока, обеспечило готовность к следующему этапу работы, включению ребят в продуктивную обучающую деятельность. На уроке происходит развитие мыслительной деятельности: умения анализировать, сравнивать, классифицировать и делать выводы. На протяжении всего урока происходит формирование УУД. К регулятивным УУД относятся умения детей:
принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия. К познавательным УУД относится - осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, классификации для решения учебной задачи. Формируются следующие коммуникативные УУД: умение вступать в диалог с одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, умение слушать одноклассников, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Происходит формирование личностных УУД - положительное отношение к познавательной деятельности. На уроке формируются предметные УУД: умение находить ответы на вопросы учителя, опираясь на ранее полученные знания.
Дети охотно делились своими впечатлениями, умозаключениями с одноклассниками.
Словарная работа развивает внимание к авторскому слову, способствует глубокому пониманию произведения.
Технология, поэтапного анализа по абзацам нового произведения, способствует развитию умения детей анализировать произведение, выражать своѐ отношение к прочитанному, развитию речи обучающихся.
Каждый вопрос - учебная задача, для решения которой требуется поисковое, просмотровое и выборочное чтение. Дети глубже вникают в смысл текста, что помогает им выразить своѐ отношение к произведению. На уроке совершенствуется навык чтения, развивается читательская зоркость, обращается внимание на отдельные слова, обогащается словарный запас учащихся.
На уроке применяла приемы развития навыков скорочтения и смыслового чтения. Мелкая моторика пальцев рук напрямую связана с мыслительной деятельностью ребенка, поэтому урок начался с разминки речевого и двигательного аппаратов. Использование таких приемов скорочтения как четкая постановка задачи, поиск места, где находится ответ, углубленное чтение, а также синтез (прием восстановления текста) способствовало пониманию, осмыслению содержания прочитанного.
Каждый ребѐнок в этот момент является активным участником обсуждения проблемы. Включение в урок иллюстраций.
Прослеживается чѐткость, последовательность всех этапов урока. Все этапы урока соответствовали характеру познавательной деятельности учащихся.
Материал урока носил литературно-художественный характер. Предложенные задания и все виды работ носили как развивающий, так и воспитывающий характер. По объѐму материал был большим.
Дети работали в парах, в группах, что позволило включиться в работу всем учащимся.
На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности. Ситуации успеха на этапе ознакомления с текстом.
Использованы различные виды контроля на уроке: ученик- ученик (при групповой работе и работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель.
Порядок и дисциплина учащихся на уроке поддерживалась организацией, интересным материалом, степенью корректности учителя в отношении детей. Приветствовалась активность детей, поощрялась самостоятельность. Доброжелательный тон, умение контролировать внутриколлективные отношения позволили комфортно чувствовать себя всем детям на уроке.
Перегрузки учащихся на уроке не было, т.к. проведена физминутка, использовалась игра с элементами скорочтения, что позволило детям двигаться, детям были предложении скороговорки для развития речевого аппарата.
Содержание урока соответствовало требованиям ФГОС.
План урока выполнен полностью; урок достиг целей, что подтверждают осознанные ответы учащихся на итоговые вопросы урока. Учащиеся самостоятельно подвели итог урока.
Рефлексия, проведенная в конце урока, показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.