Самоанализ открытого урока окружающего мира в 4 классе
В рамках курса окружающего мира 4 класса был проведен урок по теме: «Древний мир – рождение первых цивилизаций» Урок соответствует календарно- тематическому планированию рабочей программы 4 класса (автор А. А.Вахрушев, Данилов). В данной теме это первый из двух уроков, после изучения первой эпохи развития человечества –Первобытного мира. Поэтому целью своего урока я поставила…
Цель: создание картины эпохи Древнего мира, сформировав данный образ по признакам (временной промежуток, изменения в уровне техники, устройстве общества).
Задачи:
Предметные: сформировать у учащихся образ эпохи Древнего мира, учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времён Древнего мира;
Метапредметные: продолжить формирование специальных учебных действий - картографических умений; развитие познавательных УУД: рассуждать, сравнивать, обобщать, делать выводы; коммуникативных УУД: уметь воспринимать текст с учетом учебной задачи; регулятивных УУД: оценивать свою деятельность. Личностные: продолжить формирование целостного взгляда на окружающий мир на основе установление взаимосвязи между достижениями, открытиями и явлениями эпохи Древнего мира и современностью;
Ожидаемые результаты:
Предметные: знание основных отличий эпохи Древнего мира.
Коммуникативные: формирование умения работать в группах.
Регулятивные: проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Личностные: мобильность, самостоятельность.
Познавательные: умения производить рефлексию своей деятельности
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок путешествие
Урок состоит из 9 этапов:
Считаю, что организация урока соответствует теме урока и логично переходит от этапа к этапу. Порядок следования этапов закладывает у обучающихся основы умения принимать и удерживать учебную задачу, добиваться решения проблемной ситуации. Время использовалось рационально, выполнялись психолого-гигиенические требования.
Коротко охарактеризую этапы урока.
1.Организационный момент. Создание психологической комфортности.
Кратковременность и психологическая установка организационного момента послужила быстрому включению всех учащихся в деловой ритм занятия.
2.Актуализация и фиксирование индивидуальных достижении
Цель: активизация знаний, умений, навыков, необходимых и достаточных для открытия нового знания.
Приёмы работы: графическии прием систематизации знании- кластер, с помощью которого было сделано умозаключение , и при дальнейшей изучении темы смогли провести аналогию в изучении двух эпох
3.Этап выявления места и причины затруднения
Цель: обеспечение условий для разрешения задач с недостающими данными
Приёмы работы: проблемный диалог, ситуации противоречия между известным и неизвестным, высказывание своего мнения.
4. Этап построения проекта выхода из сложившейся ситуации
Цель: включение полученных знании в поиск и открытие новых.
Приёмы работы: Частично-поисковый, исследовательский метод, групповая работа.
Организую учебное взаимодействие, исследование, путем сравнения двух эпох.
5. Реализация построенного проекта
Цель: расширение полученных знании
Приемы работы: Частично-поисковый, исследовательский метод, групповая работа.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речии
Цель: применение общего способа действия для решения частных задач
Приёмы работы: На данном этапе учащиеся в форме коммуникации
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону
Акцентирую внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.
Цель: сравнение результатов деятельности.
8. Рефлексия
9. Итог урока
Этапы урока были взаимосвязаны между собой,.
Считаю, что выбранные активные методы обучения: а именно проблемный метод, эвристический метод — способствовали активизации мышления, наличию обратной связи, диалогичному общению, разнообразию используемых приемов . Отбор материала и методов обучения осуществлялся с учетом особенностей обучающихся. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования, соответствовал их жизненному опыту. Все задания были нацелены на формирование и закрепление представления об эпохе древнего мира в сравнении с эпохой Первобытного мира. чередовались различные виды деятельности. Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому был использован мультимедийный проектор и программное обеспечение. Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в основной этап урока ,как здоровьесберегающая технология, была включена физкультпауза. Работоспособность обучающихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного подхода, Была организована частая смена видов деятельности, что позволило сделать урок динамичным. Методы учения: репродуктивный, частично-поисковый позволили учащимся на протяжении всего урока быть активными ,проявить самостоятельность, высказывать свою точку зрения.
На уроке каждому ученику была предоставлена возможность проявить свои знания и умения в практической деятельности. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие обучающихся. Все методы, выбранные мной, позволили не только изучить, но и проконтролировать, насколько дети усвоили данную тему. Психологическая атмосфера урока была доброжелательной, этому способствовало создание эмоционального настроя в начале урока, привлечение внимания детей к теме и целям урока. Ребята не боялись дать неправильный ответ, который корректировался их одноклассниками и педагогом. Методы воспитания: беседа, настрой, поощрение позволили организовать деятельность и формировать опыт общественного поведения
Достигнута ли цель, хорошо видно после составления детьми карты путешественника и ориентированию в ответах по ней. Дети начальной школы, им трудно самостоятельно его делать, поэтому были предложены примерные части изучаемого материала, которые нужно было соотнести в соответствии с эпохой.