Самоанализ урока по русскому языку (3 класс)
Название темы: Текст. Предложение. Словосочетание.
Дата: 14.09
Тема: «Главные и второстепенные члены предложения»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: создание условий для формирования у учащихся умения распознавать в предложении главные и второстепенные члены предложения.
Задачи урока:
1.Образовательная. Расширить представление о распространённом и нераспространённом предложении.
2. Коррекционно-развивающая. Развивать умения работать по алгоритму на основе схемы.
3. Воспитательная. Создать условия для воспитания бережного отношения к животным.
Планируемые результаты:
Познавательные умения:
- определять признаки распространённого и нераспространённого предложения и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, отстаивать свою точку зрения.
Предметные умения:
- строить распространённые предложения.
Оборудование: таблицы, словарики, рисунки животных, учебник В.П.Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык».
Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная, фронтальная учебная работа, учебно–исследовательская деятельность, оценочная и рефлексивная деятельность.
Методы и приемы:
- Прием «Кластер»
- Метод конкретизации целей обучения
- Метод открытого обсуждения новых знаний
- Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников.
Структура урока:
Организация учащихся.
Проверка домашнего задания.
Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности. Орфографическая минутка.
Изучение нового материала.
Физминутка
Первичное закрепление нового материала.
Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Данный урок входит в систему уроков по теме: «Текст. Предложение. Словосочетание».
При планировании урока мною были учтены возрастные особенности обучающихся.
В соответствии с требованиями к современному уроку тема и цели занятия были сформулированы обучающимися самостоятельно.
Цель и задачи урока соответствуют актуальным проблемам методической науки.
На мой взгляд, выбранная структура урока является рациональной для решения поставленных задач, все части урока взаимосвязаны и логически вытекают одна из другой.
Мотивация учебной деятельности была организована мной с помощью игры «Найдите лишнее слово». Обучающиеся определили «лишнее» слово. Необходимо получить определённые знания, чтобы находить в предложении грамматическую основу; разбирать предложение по членам предложения; различать распространённые и нераспространённые предложения.
Для повторения ранее изученного материала и актуализации знаний я использовала такой приём, как кластер, который позволил детям вспомнить всё, что они знают о предложении.
Для активизации учебной деятельности в середине урока на этапе открытия новых знаний мною была использована групповая форма работы.
Для раскрытия материала урока мною выбраны словесные методы совместной деятельности с классом, что позволило обучающимся находиться в активном рабочем, но не напряженном состоянии, что, безусловно, отразилось на результатах урока.
На уроке применялись элементы здоровьесберегающей технологии – чёткая дозировка учебной нагрузки, смена видов деятельности, вовремя проведена физминутка.
Изучаемый материал подавался поэтапно, от простого к сложному.
Разнообразны виды речевой деятельности учащихся на уроке: слушание, диалог, письмо.
Диалогическое общение с обучающимися было организовано на протяжении всего урока. Школьники свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Можно сделать вывод, что выбранная мною форма проведения урока позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.
Характер упражнений достаточной степени сложности. Задания рассчитаны на обучающихся, имеющих средний уровень развития.
Контроль усвоения знаний не был выделен в отдельный этап урока и проходил на протяжении всего урока. Осуществлялся самоконтроль со стороны обучающихся.
В конце урока совместно подведен итог работы, что способствовало целостности и завершённости занятия в целом. Выводы формулировались детьми и являлись результатом их деятельности.
С помощью табличек проведена рефлексия, тем самым обучающиеся были направлены на обратную связь.
Время, отведенное на каждый этап урока, распределено рационально, оно было просчитано заранее и позволило выполнить запланированные задания.
Активность класса, работоспособность обучающихся на разных этапах урока оптимальные. Организация самостоятельной учебной работы обучающихся умело сочеталась с другими видами деятельности. За счет чередования видов деятельности на уроке была исключена возможность перегрузки. Работа на уроке не являлась монотонной и однообразной.
В ходе занятия я старалась в равной степени взаимодействовать со всеми учениками и задействовать их в деятельности различных видов, поддерживала обучающихся, сталкивающихся с трудностями, делала небольшие подсказки, давала необходимые пояснения, старалась так организовать работу, чтобы каждый ученик смог проявить себя, показал свои способности.
Проанализировав занятие можно сделать вывод: заявленные цели находили отражение в каждом этапе урока. Прослеживались взаимосвязь всех этапов (наличие выводов после каждого этапа и итог в конце урока), что способствовало обеспечению целостности и завершенности занятия.
Урок подготовлен в соответствии с требованиями основных нормативных документов, соблюдена предметная компетентность, прослеживаются метапредметные связи, уделено внимание рефлексии педагогической деятельности, наглядно продемонстрирована совместная учительская и ученическая деятельность. Руководствуясь вышеизложенной информацией, считаю цели и задачи урока достигнутыми. Считаю, что урок проведён методически верно, соответствует современным требованиям.