Самоанализ логопедического занятия
учителя-логопеда Калугиной Ирины Станиславны
МБОУ «Бесединская средняя общеобразовательная школа»
Тема занятия:
-коррекционная: "Работа над словом. Слова, обозначающие предметы; слова, обозначающие действие предмета; дифференциация слов, обозначающих предмет, и слов, обозначающих действие";
-грамматическая: "Существительное - часть речи, отвечающая на вопрос кто? что?; глагол - часть речи, отвечающая на вопрос что делать?"; Слова-предметы. Слова-действия;
- лексическая: «Домашние и дикие животные
Логопедическое занятие, проведенное мною во втором классе с детьми, имеющими логопедическое заключение нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР, направленно на коррекцию и профилактику ОНР. У детей логопатов отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произвольной дифференциации звуков речи, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройство памяти, внимания, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы. Таким образом, нарушения устной и письменной речи очень часто встречается у детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому основной моей задачей, как учителя- логопеда, является своевременное выявление и предупреждение нарушения письма, проведение коррекции «специфических ошибок».
При планировании данного логопедического занятия была поставлена следующая цель: создать условия для формирования представлений о словах-предметах и словах-действиях, умений отличать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, составлять схемы предложений, состоящих из двух слов (слово-предмет и слово-действие), с их последующей записью.
Планируемые результаты:
предметные: учить определять слова-названия предметов, действий, различать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, ставить вопросы кто? что? к словам-предметам и вопросы что делать? что сделать? к словам-действиям, составлять схематическое изображение слов-предметов и слов-действий;
метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)):
регулятивные – адекватно воспринимать оценку своей работы учителем-логопедом, одноклассниками, проводить самооценку;
познавательные – уметь анализировать и соотносить различные языковые явления, подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (слова-предметы, слова-действия);
коммуникативные – строить понятные высказывания, задавать вопросы с целью уточнения информации;
личностные: - самоопределять «Я могу…»; ставят учебные цели и определят их достижение
На мой взгляд, поставленная цель и планируемые результаты логопедического занятия были достигнуты при использовании всех групп методов: наглядный, словесный, практический, которые отражали одну тематику и были взаимосвязаны. Этапы занятия соблюдены. Один приём методически плавно перетекал в другой, подкреплялся картинным материалом, индивидуальными карточками, презентацией, с учётом речевой тематики занятия. Занятие включало фронтальную, групповую, парную и индивидуальную формы работы.
Учащиеся успешно справились с предлагаемыми заданиями. В логопедическом занятии мной был сделан акцент на упражнения и задания подобранные на закрепление знаний о словах-предметах и словах-действиях. Было обращено внимание на умение отличать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, где с помощью схем отмечались их сходства и различия в написании, а так же уточнение и развитие кинестетических ощущений с опорой на зрительные ощущения.
С целью решения интеллектуальных задач и профилактики «специфических ошибок» я использовала игры: «Четвертый лишний», «Умная сова», «Хлопни-изобрази».
Считаю, что современное занятие невозможно представить без использования информационно-коммуникативных технологий. На мой взгляд, ИКТ повышает качество и результативность учебно-коррекционного процесса. В связи с этим я определила для своей работы целесообразность использования компьютерных технологий, как способ оптимизации процесса коррекции устной и письменной речи, предотвращения утомления детей, повышения эффективности логопедической работы в целом.
При закреплении дифференциация слов, обозначающих предмет, и слов, обозначающих действие, уделяется внимание индивидуальной работе по карточкам. Например, записывать графически слова: если слово будет обозначать предмет (имя существительное), вы его обозначите одной чертой, если действие предмета (глагол) - двумя чертами.
Речевой материал подбирается в соответствии с принципом от простого к сложному. При закреплении полученных знаний опиралась на использование презентации и диски для проведения логопедического занятия, которые были подобраны в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными возможностями обучающихся. На занятии я старалась выстроить личностно-ориентированное взаимодействие с учениками выслушать каждого ребёнка, создать ситуацию успеха для каждого из них.
В ходе занятия были активизированы следующие психические процессы: слуховое и зрительное внимание, зрительное восприятие, память логическое мышление. На логопедическом занятии я почувствовала, что дети ориентированы на общение с учителем они слышат учителя-логопеда, удерживают словесную инструкцию и работают в заданном темпе.
Так как самооценка является одним из требований стандарта, то на протяжении всего занятия детьми оценивался каждый этап работы. Самооценка выставлялась на оценочном бланке, по которому в конце занятия легко проследить успешность каждого ребёнка.
Я считаю, что благодаря использованию наглядности, новых информационно - коммуникационных технологий, логопедических игр, здоровьесберегающих технологий на занятие решены все задачи и достигнута цель - дети с ОНР научились определять слова-названия предметов, действий, различать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, ставить вопросы кто? что? к словам-предметам и вопросы что делать? что сделать? к словам-действиям, составлять схематическое изображение слов-предметов и слов-действий;