СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ занятия

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самоанализ логопедического занятия по теме: "Работа над словом. Слова, обозначающие предметы; слова, обозначающие действие предмета; дифференциация слов, обозначающих предмет, и слов, обозначающих действие предмета"

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ занятия»


Самоанализ логопедического занятия

учителя-логопеда Калугиной Ирины Станиславны

МБОУ «Бесединская средняя общеобразовательная школа»


Тема занятия:

-коррекционная: "Работа над словом. Слова, обозначающие предметы; слова, обозначающие действие предмета; дифференциация слов, обозначающих предмет, и слов, обозначающих действие";

-грамматическая: "Существительное - часть речи, отвечающая на вопрос кто? что?; глагол - часть речи, отвечающая на вопрос что делать?"; Слова-предметы. Слова-действия;

- лексическая: «Домашние и дикие животные

Логопедическое занятие, проведенное мною во втором классе с детьми, имеющими логопедическое заключение нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР, направленно  на коррекцию и профилактику ОНР.   У детей логопатов отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произвольной дифференциации звуков речи, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройство памяти, внимания, познавательных  процессов, эмоционально-волевой сферы. Таким образом, нарушения  устной и письменной речи очень часто встречается у детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому основной моей задачей, как учителя- логопеда, является своевременное выявление и предупреждение нарушения  письма,  проведение  коррекции  «специфических ошибок».

При планировании данного логопедического занятия была поставлена следующая цель:  создать условия для формирования представлений о словах-предметах и словах-действиях, умений отличать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, составлять схемы предложений, состоящих из двух слов (слово-предмет и слово-действие), с их последующей записью.

Планируемые результаты:

предметные: учить определять слова-названия предметов, действий, различать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, ставить вопросы кто? что? к словам-предметам и вопросы что делать? что сделать? к словам-действиям, составлять схематическое изображение слов-предметов и слов-действий;

метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)):

регулятивные – адекватно воспринимать оценку своей работы учителем-логопедом, одноклассниками, проводить самооценку;

познавательные – уметь анализировать и соотносить различные языковые явления, подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (слова-предметы, слова-действия);

коммуникативные – строить понятные высказывания, задавать вопросы с целью уточнения информации;

личностные: - самоопределять «Я могу…»; ставят учебные цели и определят их достижение

На мой взгляд, поставленная цель и планируемые результаты логопедического занятия были достигнуты при использовании всех групп методов: наглядный, словесный, практический, которые отражали одну тематику и были взаимосвязаны. Этапы занятия  соблюдены. Один приём методически плавно перетекал в другой,  подкреплялся картинным материалом, индивидуальными карточками, презентацией, с учётом  речевой тематики занятия.  Занятие включало фронтальную,  групповую, парную и  индивидуальную формы работы.

Учащиеся успешно справились с предлагаемыми заданиями.  В логопедическом занятии мной был сделан акцент на упражнения и задания подобранные на закрепление знаний о словах-предметах и словах-действиях. Было обращено внимание на умение отличать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, где с помощью схем  отмечались их  сходства и различия в написании, а так  же уточнение и развитие кинестетических ощущений с опорой на зрительные ощущения.

С целью  решения интеллектуальных задач и  профилактики «специфических ошибок» я использовала игры: «Четвертый лишний», «Умная сова», «Хлопни-изобрази».

Считаю, что современное занятие невозможно представить без использования информационно-коммуникативных технологий. На мой взгляд, ИКТ повышает качество и результативность учебно-коррекционного процесса. В связи с этим я определила для своей работы целесообразность использования компьютерных технологий, как способ оптимизации процесса коррекции  устной и письменной речи, предотвращения утомления детей, повышения эффективности логопедической работы в целом.

При закреплении дифференциация слов, обозначающих предмет, и слов, обозначающих действие, уделяется внимание индивидуальной работе по карточкам. Например, записывать графически слова: если слово будет обозначать предмет (имя существительное), вы его обозначите одной чертой, если действие предмета (глагол) - двумя чертами.

Речевой материал подбирается в соответствии с принципом от простого к сложному. При закреплении полученных знаний опиралась на использование презентации и  диски для проведения логопедического занятия, которые были подобраны в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными возможностями обучающихся. На занятии я старалась выстроить личностно-ориентированное взаимодействие с учениками выслушать каждого ребёнка, создать ситуацию успеха для каждого из них.

В ходе занятия были активизированы следующие психические процессы: слуховое и зрительное внимание, зрительное восприятие, память логическое мышление. На логопедическом занятии я почувствовала, что дети ориентированы на общение с учителем они слышат учителя-логопеда, удерживают словесную инструкцию и работают в заданном темпе.

Так как самооценка является одним из требований стандарта, то  на протяжении всего  занятия детьми оценивался каждый этап работы.  Самооценка выставлялась на оценочном  бланке, по  которому в конце занятия легко проследить успешность каждого ребёнка.

Я считаю, что благодаря использованию наглядности,  новых информационно - коммуникационных технологий, логопедических игр, здоровьесберегающих технологий  на занятие решены все задачи  и достигнута цель  - дети с  ОНР научились определять слова-названия предметов, действий, различать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, ставить вопросы кто? что? к словам-предметам и вопросы что делать? что сделать? к словам-действиям, составлять схематическое изображение слов-предметов и слов-действий;