Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Черепановский педагогический колледж»
Самостоятельная работа №3
«Самодиагностика сформированности общих и профессиональных компетенций»
Выполнила студентка 41 группы
Чепикова Екатерина
2021 г.
Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств студента, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Основное назначение ОК – обеспечить успешную социализацию студента.
Существует перечень общих компетенций как для программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих, так и для программы профессиональной подготовки специалистов среднего звена.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять устойчивый интерес к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и не стандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения задач.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
Т.О. общие компетенции (ключевые) являются ядром модели студента любого образовательного учреждения, т.к. проявляются не только в решении узкопрофессиональных задач, но и в том, как человек воспринимает, оценивает и понимает мир за пределами своей профессии.
Очевидно, что формировать общие компетенции, у студентов, не только сложно, но и очень ответственно, так как здесь задействованы глубинные психические, познавательные процессы, социально-личностные установки – волевая регуляция, самоорганизация, ответственность и многое другое. Диагностика общих компетенций обучающихся наиболее трудный аспект педагогической деятельности. Возникает вопрос о способах и средствах диагностики как в целях мониторинга формирования компетенций, так и оценки итогового результата. Один из этапов моей работы - это подбор соответствующего диагностического средства к каждой компетенции, для исследования способностей и личностных качеств, необходимых для социально-профессионального взаимодействия.
Виды компетенций | Компетенции | Психологическое качество | Методы (средства) диагностики |
Эмоционально - психологические | OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | Сформированность мотивов, эмоций, установок и профессиональных предпочтений. | Психологическое анкетирование, собеседование, тестирование (тест Холланда склонность индивида к той или иной профессии) |
Регулятивные | ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. | Организованность, трудолюбие, терпение, аккуратность, ответственность. | Наблюдение ситуаций, ролевые игры, тестирование (шкала уверенности в себе, тест Ромека) |
Аналитические | ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Креативность | Диагностика личностной креативности (Туник) |
Социально - коммуникативные | ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | Коллективизм, общительность | Тренинги на сплочение коллектива, Тест Ромека (шкала социальной смелости, шкала инициативы в социальных контактах) |
| ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
Компетенции самосовершенство-вания | ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий | Ответственность | Методика «Шкала совестливости» |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. | Стремление к самоактуализации | Тест Мадди (адаптация Д. Леонтьева) на жизнестойкость |
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности | Готовность к нововведениям | Тест Моудсли (готовность к новому+ тревожность) |
| | | | |
В оценке сформированности компетенций можно опираться на трехуровневую модель.
Уровень | Сформированные способы деятельности |
Низкий (обязательный) 0 б. | - общая ориентировка студента в способах предполагаемой деятельности; - знание того, где основная информация может находиться; - репродуктивное воспроизведение обобщённых учебных умений по известным алгоритмам; - «узнавание» новой проблемы, возникшей в знакомой ситуации; - наличие и принятие любой помощи извне. |
Средний (уровень возможностей) 1 б. | - умение искать недостающую информацию для решения поставленной проблемы в различных источниках и работать с нею; - умение решать некоторые практические задания в знакомых ситуациях; - попытка переноса имеющихся знаний, умений, способов деятельности в новую ситуацию; - готовность оказать посильную помощь другим участникам совместной деятельности; - минимальная помощь извне |
Продвинутый (творческий) 2 б. | - умение прогнозировать возможные затруднения и проблемы на пути поиска решения; - умение проектировать сложные процессы; - умелый перенос имеющихся знаний, умений, способов деятельности в новую незнакомую ситуацию; - отсутствие помощи извне; - оказание помощи другим участникам совместной деятельности; - умение отрефлексировать свои действия |
Тестирование (тест Холланда склонность индивида к той или иной профессии)
Результат показал, что
На основании Ваших ответов не удалось однозначно выявить преобладающий тип личности. Возможно, это показатель того, что Вы одинаково можете справиться практически с любым видом профессиональной деятельности.
Тест Ромека
Диагностика личностной креативности (Туник)
Содержательная интерпретация
Чем выше оценка человека, испытывающего позитивные чувства по отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах, он является; все рассмотренные личностные факторы тесно связаны с творческими способностями.
• Склонность к риску. Проявляется в том, что субъект: будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высоки цели, и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают ему свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.
• Любознательность. Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.
• Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений: проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.
• Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будет решать проблему. Которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми он не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках необычно, не так. Как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.