СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоконтроль. Виды самоконтроля.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается определение самоконтроля и основные его виды в зависимости от этапа действий.

Просмотр содержимого документа
«Самоконтроль. Виды самоконтроля.»

Самоконтроль ученика на уроке — что это?

В педагогике и методике термин "самоконтроль" раскрывается по-разному. Но суть всех

определений сводится к одному — это умение сопоставлять результат своего труда с

эталоном.

Самоконтроль ученика предполагает:

  • умение оценивать свою работу адекватно;

  • умение видеть свои ошибки и находить рациональные способы решения проблемы;

  • умение изменять алгоритм своих действий, согласно изменившимся условиям;

  • умение самостоятельно составлять проверочные задания, разрабатывать алгоритм

проверочного действия.

С точки зрения психологов, самоконтроль опирается на память и внимание, а важнейшую

роль играет мышление. То есть, ученику нужно не просто запомнить, например, шаблон

правильного решения, но и суметь объяснить порядок действий,м доказать правильность

выводов.

Психологи и методисты выделяют три вида самоконтроля:

  1. Прогностический — это умение составить план действий, необходимый для

решения задачи и заранее предвидеть трудные места. В этой связи планируется и

подготовительная работа.

Прогностический самоконтроль — самый сложный. Его осуществление возможно лишь

когда ученика есть достаточный багаж знаний и опыт, позволяющий ему оценить сложность

поставленной задачи и дать оценку будущей деятельности, исходя из ее важности и

сложности.

  1. Текущий самоконтроль - это самоконтроль по ходу действия, или пооперационный . Этот вид проще, так как предполагает лишь постоянную сверку выполняемых действий с уже готовым планом.

Для выполнения каждого задания можно предложить уже готовый алгоритм. Например,

при решении примеров по математике:

1. Проверь, правильно ли ты списал пример.

2. Правильно ли наметил порядок выполнения действий. Какое действие будет

первым, почему?

3. Проверь первое действие.

4. Проверь второе действие.

5. Проверь итоговый результат.

6. Сравни с готовым ответом.

На уроках русского языка учить детей вычленять отдельные этапы работы помогают

диктанты. Например, дети написали диктант. Учитель собирает тетради, но не проверяет.

Через 2-3 дня тетради раздаются вновь и предлагается проверить заново, учитывая только

правильность написания слов. То есть, анализируются только орфограммы. Тетради вновь

собираются и раздаются еще дня через два. Теперь анализируются только пунктограммы.

Весь процесс можно завершить этапом взаимопроверки.



Во-первых, это позволит ученику свежим взглядом просмотреть свою работу, а во-

вторых, учит последовательности самопроверки.

  1. Итоговый самоконтроль — это анализ и оценка своих результатов, при необходимости

— внесение исправлений. Самый простой вид, доступный даже ученикам младших

классов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!