Развитие мелкой моторики
у детей младшего дошкольного возраста с помощью нестандартного оборудования.
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше ее взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». В.А.Сухомлинский
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом, дать необходимый стимул для развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. А младшем дошкольном возрасте можно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.
В настоящее время существует большое разнообразие игровых методик по этому направлению работы , такие как:
Пальчиковый театр
- Помогает развивать речь;
- Способствует овладению навыками мелкой моторики;
- Развивает внимание, память, мышление, воображение; Снимает тревожность; Повышает работоспособность головного мозга.
Функциональные застежки, игры-шнуровки.
- Развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки самообслуживания, развивают творческие способности, глазомер, укрепляют пальцы рук.
Игры с конструктором, развивающие игры. Игры с пуговицами; игры с прищепками; игры со счетными палочками; Игры с крупами, сухие бассейны; Игры с конструктором Лего; игры с пазлами; лепка, апликации, рисование; пальчиковые гимнастики, все это способствует развитию мелкой моторики. Все это способствует развитию восприятия; созданию условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов. Закрепленет умения выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы
Организуя игровую деятельность воспитанников, я стремилась найти что то новое, нетрадиционное. Хотелось избежать формального игрового взаимодействия, активизировать желание и деятельность детей младшего дошкольного возраста. Наиболее интересной из новых технологий мне показалась идея создания бизиборда. БИЗИБОРД (busy board) – развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными кнопочками, замочками, крючками, шнурками, пуговицами, выключателями и прочими «опасностями» . Это полезные игры на усидчивость, внимательность, развитие мышления. Недаром бизиборды еще называют «Волшебная доска» , «Чудо –доска» , «Доска-стенд для мелкой моторики» . А еще звучит такое название как «Развивающая доска Монтессори» . Ведь именно итальянский педагог Мария Монтессори первой подала идею обучать детей через знакомство с предметами. А прототип современного бизиборда был изготовлен в 1907 году самой Марией Монтессори. Она решила дать возможность поиграть детям с предметами, к которым родители их не подпускают. Конечно, одна доска никогда не сможет заменить целый комплекс подготовки к детскому саду или школе, но заложить важный фундамент в формировании маленького гения бизиборду вполне по силам. По моему мнению, бизиборд является отличным пособием для развития детей дошкольного возраста и необходим в каждой группе, как элемент развивающей предметно-пространственной среды. Начиная работу по использованию бизиборда, как средства всестороннего развития детей дошкольного возраста, учитывала требования к организации предметно-развивающей среды
Начиная работу по использованию бизиборда, как средства всестороннего развития детей дошкольного возраста, я учитывала требования к организации предметно-развивающей среды. Исходя из них, бизиборд соответствует требованиям к таким компонентам как :
- - содержательно- насыщенный, развивающий (чем больше различных элементов будет закреплено на этой доске, тем интереснее она будет ребенку : замочки, крючки, колесики, дверцы, кнопочки и т. д. ; если каждый закрепленный предмет может выполнять какое то действие- малыш учится нажимать, крутить вертеть и пр.)
- -доступный (пособие изготовлено с учетом возрастных особенностей и находится в свободном доступе, доставляя детям радость и развивая интерес к изучению нового)
- - безопасный (все поверхности основы тщательно зашкурены саморезы, использующиеся для крепления не выглядывают с обратной стороны доски; доски гладкие, без острых углов и пр.)
- -здоровьесберегающий (все детали сделаны из прочных материалов и покрыты качественной краской, не вредной для окружающих);
- - эстетически- привлекательный (основной фон яркий, предметы разных форматов и цветов, использованы шумовые музыкальные пособия).
По моему мнению, бизиборд – действительно нужный предмет. С такой доской ребенок будет не только некоторое время занят, но также пополняет свой багаж знаний, разовивает свои тактильные ощущения, мелкую моторику , логику и мышление. На бизиборде можно найти детали , которые неизменно вызывают интерес у ребенка, но и запрещаются родителями по соображениям безопасности – розетки с вилками, прищепки, крючки. Дети изучают каждую мелкую детальку : двигают защелку, пытаются открыть замок ключами или надеть крючок, открыть кошелек или расстегнуть молнию и т. д.
Занимаясь с бизибордом , дети не только знакомятся с бытовыми вещами, которые есть у него дома, но и развивают определенные навыки :
- мелкую моторику рук (основная задача бизиборда – полная свобода тактильного восприятия)
- координацию движений (шнуровки, цепочки, защелки и пр.)
- усидчивость (множество действий)
- логику (начинают понимать, что сначала открываем щеколду, потом откроется дверца)
- цветовосприятие (в оформлении доски используются разные цвета радуги)
- изучение слов, изучение мира (за дверцами прячутся картинки с животными, фруктами, транспортом и др.)
- воображение (самостоятельно может придумать как использовать ту или иную деталь)
- память (нейронные сигналы от пальчиков передаются в мозг ребенка и обогатят впечатлениями память).
Доска Бизиборд не имеет каких то возрастных ограничений. Заниматься бизибордом можно до самой школы, тренируя навыки, которые пригодятся в быту и развивая зоны мозга , отвечающие за речь. В процессе игры с бизибордом дети учатся самостоятельно решать различные задачи и проблемные ситуации, видят свои ошибки, стараются их исправить или помогают сделать своим друзьям (коммуникативность и взаимопомощь) .
Положительные отзывы родителей и наблюдаемая динамика в развитии детей, говорят о высокой эффективности проводимой работы и необходимости продолжения использовать данное дидактическое пособие.
Но, на этом я не остановилась и решила сделать развивающие коробки с крышками. Они так же подходят для развития мелкой моторики, внимания и памяти, и очень нравятся детям.