Самообразование как необходимое условие повышения профессионального мастерства педагога современной школы
«Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель»
К. Д.Ушинский
Самообразование – это потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моралью и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от педагогов постоянного совершенствования знаний.
Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. Поэтому самообразование каждого педагога должно стать его потребностью.
Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные, поэтому самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
На сегодняшний день у учителя есть множество возможностей для повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т. д.
Дистанционные технологии в последнее время стали неотъемлемой частью нашей жизни и открыло еще больше возможностей для непрерывного самосовершенствования.
Вебинар – дистанционное обучающее занятие, проводимое при помощи интернета. Это может быть лекция, семинар, совещание, презентация, любой другой формат, в рамках которого выступления одного или нескольких ведущих транслируются в режиме реального времени на устройствах участников. Те, в свою очередь, могут задать вопросы спикерам в текстовом или голосовом виде. Количество слушателей ограничивается только техническими возможностями используемого программного обеспечения.
Онлайн-трансляции значительно повышают доступность обучающих занятий. Чтобы провести вебинар, организаторам не нужно снимать большой зал, продумывать вопросы доставки и размещения участников. Участникам нет необходимости приезжать в город, где проводится семинар: послушать спикера и задать ему вопросы можно из любой точки Земли, где есть доступ в интернет.
Благодаря дистанционным технологиям педагог может пройти курсы повышения квалификации или переподготовки в различных ВУЗах и получить удостоверение или диплом установленного образца, не выходя из дома и в любое удобное время.
Педагог имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.
Кроме того, у учителя формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
Самообразование не сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов, а становится стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок:
• повышение качества преподавания предмета;
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
• разработка новых форм, методов и приемов обучения;
• доклады, выступления;
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
• создание комплектов педагогических разработок;
• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации педагога.