Круглый стол
«Самообразование как один из способов повышения профессионального мастерства педагогов»
Я чувствую себя в праве сказать: да здравствует самообразование во всех областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…
К.И. Чуковский
Цель: Совершенствование навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.
Задачи:
- Раскрыть сущность процесса самообразования, его необходимость в современных условиях.
- Вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.
Что такое самообразование?
- Самообразование – это целенаправленная, познавательная деятельность, управляемая самой личностью с целью приобретения системных знаний в какой – либо области науки, культуры и т.п.
- Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.
- Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической науки.
Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию
- Ежедневная работа с информацией.
- Желание творчества.
- Стремительный рост современной науки , особенно психологии и педагогики.
- Изменения, происходящие в жизни общества.
- Конкуренция.
Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:
- Общественное мнение.
- Материальное стимулирование.
- Интерес.
1 этап – выбор направления и темы самообразования
Существует огромное количество возможных вариантов тем самообразования. Каждый педагог выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы.
Формулируйте темы по схемам:
- ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО- ЛИБО;
- ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО.
2 этап – формулировка цели и задач самообразования
Целями самообразования могут быть:
- повышение уровня своей эрудиции и общей культуры;
- изучение и внедрение новых педагогических технологий;
- изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
- совершенствование своих знаний
в области педагогики и психологии и др.
При этом цель должна звучать ёмко,
отражать и уточнять тему
самообразования.
Задачи самообразования – это шаги
по достижению цели самообразования.
Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п.
3 этап – определение круга источников информации
Источниками информации для педагога могут быть:
- телевидение ;
- газеты и журналы ;
- литература (методическая, научно-популярная, художественная и др.);
- материалы сети Интернет ;
- информация на различных носителях (видео, аудио и т.д.);
- семинары и конференции, мастер-классы ;
- курсы повышения квалификации ;
- занятия коллег;
- театры, выставки, музеи,
концерты и т.д.
4 этап – выбор формы самообразования
1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности).
2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период):
3) групповая самообразовательная работа :
работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ занятий коллег)
проведение циклов лекций, семинаров,
4) индивидуальная самообразовательная работа
5 этап – составление плана самообразования
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
В плане указываются:
- название темы ;
- цели ;
- задачи ;
- предполагаемый результат ;
- этапы работы ;
- сроки выполнения каждого этапа ;
- действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
- способ демонстрации результата проделанной работы;
- форма отчета по проделанной работе.
6 этап – определение результата самообразования
Любая деятельность предполагает создание продукта. Поэтому в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов , которые будут достигнуты за определенный срок.
Примеры результатов :
- повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
- разработанные или изданные методические
пособия, статьи, учебники, программы,
сценарии, исследования;
- разработка новых форм, методов и
- приёмов обучения;
- доклады, выступления ;
- разработка дидактических материалов,
- тестов, создание наглядности, презентаций и др.
7 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета
Формами отчетных работ могут быть:
- обобщение опыта ;
- доклад ;
- сбор и анализ отчетной
- документации;
- презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для коллег.
Задумайтесь
Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир. А. Дистервег
Вопросы для обсуждения:
- Что является более важным для повышения мотивации педагогов: материально-техническое обеспечение дошкольного учреждения или деятельность самого педагога?
- Какая из форм организации методической работы в детском саду наиболее эффективна для профессионального роста и самореализации педагога?
- Посредством самообразования
- За счет осознанного, обязательно ДОБРОВОЛЬНОГО участия педагога в организованных дошкольным учреждением или Управлением образования мероприятий, которые объединяются обобщающим названием «методическая работа»
Спасибо за внимание!