Самообразование – одна из форм повышения
профессионального мастерства педагога
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир»
А.Дистервег
Самообразование –
целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью;
приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.
В основе самообразования – интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала»
Педагог —
Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; умеющий организовать рефлексивную деятельность
(Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад, отражение), форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека)
Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности
Критерии самообразования:
Эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности учащихся);
Творческий рост педагога;
Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс
Направления самообразования педагога:
Профессиональное (предмет преподавания)
Психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
Психологическое (имидж, общение, лидерские качества и др.)
Методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)
Формы самообразования преподавателя:
Индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня;
Групповая, направленная на активное участие преподавателя в методической работе (методические объединения, творческие группы, семинары, практикумы и др.)
Составляющие процесса самообразования преподавателя:
Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы;
Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом;
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;
Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики;
Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни;
Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования:
Самообразовательная работа над рефератом по теме;
Чтение методической, педагогической и предметной литературы;
Посещение семинаров, конференций, уроков коллег;
Дискуссии, совещания, обмен опыта с коллегами;
Систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;
Изучение информационно-компьютерных технологий;
Обзор в Интернете информации по теме;
Общение с коллегами в ОУ, городе, и в Интернете
Ведение здорового образа жизни. Болезни – большое препятствие для профессионального роста
Результат самообразования:
Повышение качества преподавания
Разработанные методические пособия
Разработка новых форм, методов и приемов обучения
Доклады, выступления
Разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
Выработка методических рекомендаций по применению новой технологии
Разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
Создание комплектов педагогических разработок
Проведение семинаров, мастер-классов, обобщение опыта
по исследуемой теме
Самообразование педагога будет продуктивным если:
В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта;
Педагог обладает развитой способность к рефлексии;
Программа профессионального роста учителя включает в себя возможность исследовательской поисковой деятельности;
Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;
Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития
Тема самообразования, над которой я работаю — «Использование метода проектов на занятиях информатики для развития творческой личности обучающегося».
Цель работы:
Формировать творческую личность обучающихся, используя на занятиях метод проектной деятельности.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся — индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучаемых, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. В проектной деятельности обучающиеся наиболее ярко проявляют свои способности, раскрывает своё мироощущение, открывает для себя что-то новое.
В то же время, богатые возможности современного программного обеспечения позволяют подходить к работе творчески и нестандартно.
Кроме того, метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у обучающегося опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках. С внедрением проектного метода обучения, в основе которого лежат исследовательская и творческая деятельность, появляется возможность на занятиях информатики углублять и закреплять знания, полученные по другим предметам.
План самообразования
Цель: Повышение педагогического мастерства по теме использования метода проектов на занятии учебной практики
Задачи:
изучить технологию метода проекта
применить данную технологию на занятиях информатики
совершенствование технологии метода проекта
Мероприятия:
-Систематический просмотр определенных телепередач;
- Чтение педагогических периодических изданий;
- Чтение методической, педагогической и предметной литературы;
- Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий;
-Решать задачи, упражнения, тесты, кроссворды и другие задания по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы;
-Посещать семинары, конференции, занятия коллег;
-Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
- Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.
Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия обучающихся и педагога в процессе обучения.
Метод проектов в курсе информатики:
На занятиях информатики можно и нужно заниматься проектной деятельностью, тем самым, давая понять методы и приемы обучающимся, что предмет «информатика» это не только знание компьютера, но и хороший помощник при овладении знаниями по другим дисциплинам.
Положительными сторонами метода проектов являются: направленность на индивидуализацию обучения; активизацию учения; стимулирование инициативы и роста творческих возможностей.
Репродуктивный метод на занятиях информатики используется при работе с программами-тренажерами (например, клавиатурный тренажер),
обучающими и контролирующими программами (например, принцип работы компьютера, контроль знаний теоретического материала), выполнение различных видов вводных, тренировочных упражнений, упражнений с комментированием.
Объяснительно-иллюстративный метод используется при ознакомлении обучающихся с новым теоретическим материалом, формировании у них первоначальных знаний и умений.