СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

САМООБРАЗОВАНИЕ «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ раннего возраста посредством дидактических игр»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагог, который уважает себя, всегда будет стремиться быть компетентной, профессиональной личностью, интересной для детей и родителей. Современный воспитатель — тот, кто внимательно выслушает ребёнка, постарается найти ответы на все его вопросы, создаст педагогические условия для его всестороннего творческого развития и будет увлечённо этим заниматься. Для того чтобы стать именно таким воспитателем, нужно позаботиться о развитии своих интеллектуальных и педагогических способностей. Достичь этой цели можно, если заняться самообразованием.

Самообразование — это совершенствование педагогом профессиональных знаний и умений, приобретение новых наиболее важным является самообразование - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.

Просмотр содержимого документа
«САМООБРАЗОВАНИЕ «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ раннего возраста посредством дидактических игр»»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №2 общеразвивающего вида Воронежская область, р.п. Таловая













САМООБРАЗОВАНИЕ «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»









ВОСПИТАТЕЛЬ: Кострюкова Наталья Ивановна



2020-2021 учебный год

«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Введение:

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Самые далеко идущие успехи

науки и техники рассчитаны

не только на мыслящего,

но и ощущающего человека"

Б. Г. Ананьев.

Разные ученые по-разному определяют, что такое сенсорное воспитание. Например, по. Под Дьякову сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений).

Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека. Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных представлений) через ознакомление с сенсорной культурой человека.

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения,

развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.

Цель:

  • повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности;

  • обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Задачи.

Работа над программой профессионального самообслуживания поможет мне:

  • формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;

  • знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;

  • воспитывать познавательный интерес, любознательность;

  • упражнять в установлении сходства и различия между предметами;

  • способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;

  • развивать мелкую моторику рук;

  • сформировать навыки самостоятельной деятельности;

  • повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

  • повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;

  • обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей;

  • сплотить детский коллектив.

Ожидаемые результаты:

- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.

- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет.

- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.

- У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.

  • Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков.

  • Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.

  • Развлечение. «В гостях у лесных зверей».

  • Презентация для родителей.

  • Фотовыставка «Учимся играя».

Содержание
Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.

В ходе реализации своего проекта я разработала подборку дидактических игр:

- Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:

- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:

Этапы реализации:

1 этап – подготовительный. Информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме;

2 этап – практический.

3 этап – заключительный.

Подготовительный этап:

  • Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОС.

  • Анализ полученных результатов, выводы.

  • Проведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".

  • Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.

Практический этап:

Работа с детьми:

1. Организованная образовательная деятельность.

2. Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе.

3. Дидактические игры с малышами:

  • Для зрительного восприятия (свет, форма, величина, например: «Спрячем в домике»; «Найди такой же…»; «Петушок», «Волшебное стеклышко», «Украсим елочку» и т. д.

  • Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух): «Постучим – погремим»; «Кто как кричит?» и т.д.

  • Для развития моторики: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии).

  • Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.

  • Мозаика: настольная и напольная.

  • Настольно-печатные дидактические игры.

  • Самостоятельные игры малышей.

  • Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.

Работа с родителями:

  1. Консультация «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста».

  2. Беседы о роли развивающих игр для малышей.

  3. Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».

  4. Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

Заключительный этап.

Анализ результатов:

Были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.

У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.

Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.



Методическая работа

Формы работы

Сроки

Фома отчета

Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой

Сентябрь 2016г.

Список использованной литературы

создание предметно-развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка.

В течение года.

Наличие игр по сенсорному развитию

Проведение консультации для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Январь 2017г.

Конспект консультации

Подготовка анкет к анкетированию родителей

Март 2017

Анкета

Подготовка и проведение родительского собрания

Апрель 2017

Конспект родительского собрания, фотоотчет о мероприятии





Работа с детьми

Формы работы

Сроки

Форма отчета

специальные занятия по сенсорному воспитанию

В течение года


занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки)

В течение года


сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, (использование нетрадиционных техник рисования) 

В течение года

Работы детей и фотоотчет

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

- «Чудесный мешочек»

- «Определи на ощупь»

- «Узнай фигуру»

- «Найди пару»

Сентябрь – ноябрь 2016г.


Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

- «Найди предмет указанной формы»

- «Найди предмет такой же формы»

- «Какая фигура лишняя?» 

Декабрь 2016г


Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- «Сравни предметы по высоте»

- «Самая длинная, самая короткая»

- «Разноцветные кружки»

- «В какую коробку?»

- «Дальше – ближе»

Январь -

Февраль


Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

- «Какого цвета не стало?»

- «Какого цвета предмет?»

- «Собери  гирлянду»

- «Какие цвета использованы?»

- «Уточним цвет»

Март 2017г.


Анкетирование родителей

Апрель 2017г.

Анкета

Отчет по самообразованию

Май 2017г.


Ну и конечно же, реализация данного проекта не обошлась без участия родителей. С родителями проводились индивидуальные беседы («Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации) («Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей», родительские собрания.)

Были оформлены папки - передвижки (например, «Дидактические игры по сенсорике для детей раннего возраста», а также родители привлекались к изготовлению и приобретению дидактического материала.)

Работа с родителями

Формы работы

Сроки

Фома отчета

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

В течение года



Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями.

В течение года


Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Март 2017г.

консультация

Анкетирование родителей

Март 2017г.

Анкета

Проведение родительского собрания «Путешествие в страну Сенсорику»

Апрель 2017г.

Протокол собрания









































Перспективный план непосредственно образовательной работы с детьми

Тема

Задачи

Сроки

Д.и. «Соберем петушку» (пирамидка).

Учить собирать пирамидку, выбирая кольца по величине.

 

сентябрь

Д.и. «Вкладыши и башенки»

Знакомить с величиной в ходе практических действий.

Д.и. «Веселые матрешки»

 

Учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие.

Д.и. «Соберем пирамидку»

 

Учить собирать пирамидку из 3 -4 колец одного цвета, последовательно уменьшающих в размерах.

Д.и. «Огурчики и помидорчики».

 

Учить отличать круг от овала, помещая формы в соответствующие пазлы.

октябрь

Д.и. «Цветные колпачки»

 

Учить находить соответствующие вкладыши при складывание и раскладывание цветных колпачков.

Д.и. «Найди такую же фигуру»

.

Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения.

Д.и. «Разложи фигурки по домикам»

Учить сортировать предметы в соответствие с их формой, методом зрительного соотнесения.

Д.и. «Две коробки»

 

Закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения.

ноябрь

Д.и. «Соберем

пирамидку».

Учить собирать пирамидку из последовательно уменьшающих колец.

Д.и. «Занимательная коробка».

Продолжить знакомить детей с предметами различной величины и формы.

Д.и. «Грибы на поляне».

 

Учить детей различать количество предметов, обозначать словами: один, мало, много.

Соотнесение предметов двух заданных форм и величин при выборе из четырех.

Закреплять знания соотносить разнородные предметы по форме и величине

Декабрь.

Соотнесение предметов двух заданных форм при выборе из четырех.

Закреплять умения соотносить разнородные предметы по форме.

Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы.

Закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету.

 

Размещение грибов двух цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета

Закреплять умение группировать однородные объекты по цвету, соотносить по цвету разнородные предметы.

 

Соотнесение предметов двух заданных цветов при выборе из четырех.

Обучать детей выбирать объекты двух заданных цветов из четырех возможных.

 

Январь

Выкладывание из цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята»

Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов.

 

Выкладывание из мозаики на тему «Домики и флажки»

Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Выкладывание из мозаики на тему «Елочки и грибочки»

 

Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов, учить чередовать

Д. и. «Я пеку всем друзьям по пирожку» (игры с песком)

 

Знакомить со свойствами песка. Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев при действиях с предметами – орудиями.

Февраль.

Д. и. «Сделаем матрешки бусы»

Закрепить умение чередовать предметы по цвету.

Д. и. «Башенки для гномиков»

 

Закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятием высокий, низкий.

Д.и. «Забавные бутылочки»

 

Учить детей определять количество жидкости в емкостях одинакового размера.

Д. и. «Где Мишка?»

 

Знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга.

Март.

Д. и. «Тут и там»

Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: тут, там, далеко, близко.

Д. и.«Цирковые собачки»

 

Учить соблюдать простейшую последовательность действий с предметами.

Д. и. «Поручения»

 

Обучать ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие.

Разрезные картинки

 

Развивать сенсорные способности детей: умение по части восстанавливать целое.

Апрель.

Д. и. «Что потеряли котятки»

«Чудесный мешочек»

Закреплять умение действовать с предметами, окрашенные в разные цвета; умение подбирать предметы по цветовому тождеству.

Д. и. «Пирамидки в гостях у малышей»

Учить детей выбирать предметы определенного цвета по показу, а затем по словесному обозначению.

Д. и. «Летящие бабочки»

 

Закреплять знания детей о цвете предметов; Умение соотносить предметы по цвету.

Май

Д. и. «Ловись,

рыбка»

 

Продолжить учить простейшим способом использования вспомогательных предметов в качестве орудия для выполнения той или иной задачи.

Д. и. «Забавные лодочки»

 

Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы (легкие) на воде держатся, другие (тяжелые) – тонут. Организовать детское экспериментирование.

 





Отчет по самообразованию за 2021-2022 учебный год по теме:

Именно использование дидактической игры помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно, полно воспринимать свойства предметов, научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.

Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра.

Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить ООД с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.



























Используемая литература:

1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.

2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г

6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. .

7. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

8. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова

9. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.

10. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.

11. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.

12. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста».    М., 1996.

13. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.

14. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.