СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самообразование в системе средств совершенствования педагогического мастерства классного руководителя

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самообразование классного руководителя – одно из условий успеха в организации воспитательной работы.

Основными принципами самообразования классного руководителя являются: непрерывность,целенаправленность,            

единство общей и профессиональной культуры,  достижение результата.

 

Просмотр содержимого документа
«Самообразование в системе средств совершенствования педагогического мастерства классного руководителя»

Самообразование в системе средств совершенствования педагогического мастерства классного руководителя

«Кто умеет, делает;

кто не умеет, учит других;

кто не умеет и этого, учит учителей».

Питер Лоуренс (1919 – 1990), американский педагог, развивший афоризм английского писателя Джорджа Бернарда Шоу (1856 – 1950). В озвученной теме следует выделить ключевые нити раскрытия проблемы: -что такое самообразование?; - каковы результаты самообразования в организации воспитательной работы классного руководителя? По определению, взятому из «Толкового словаря русского языка», самообразование – приобретение знаний путем самостоятельных занятий, без помощи преподавателя.

Самообразование классного руководителя – одно из условий успеха в организации воспитательной работы.

Основными принципами самообразования классного руководителя являются: - непрерывность, -целенаправленность, - единство общей и профессиональной культуры, -достижение результата.

Составляющие процесса самообразования классного руководителя: 1.Изучение и внедрение новых технологии, приемов и методов. Например, использование метода фасилитаци (при проведении внеклассных мероприятий, классных часов).

2.Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом. 3.Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности. 4. Повышать уровень своей эрудиции. 5. Посещение семинаров, конференций. 6. Проводить открытые занятия для анализа со стороны коллег;

Самообразование классного руководителя предполагает использование таких приемов, как: - самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества); - самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь); - самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения); - осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач). Самообразование или другими словами самостоятельное образование можно проследить уже в детском возрасте. Если обратиться к диаграмме «Доля самостоятельности в процессе усвоения знаний», заметен неуклонный рост самостоятельного познания мира от игрового периода (10 %) до периода работы (80 %). Наряду с самостоятельным познанием основными механизмами постижения мира выступают родители и учителя, доля которых также изменяется. Родители играют намного меньшую роль в школьном возрасте по сравнению с дошкольным возрастом (10 % и 50 % соответственно), а доля учителей изменяется на протяжении всей жизни. К школьному возрасту – возрастает (с 40 % до 60 %), а по мере самосовершенствования – убывает (50 % и 20 %).


Сложилось три представления о целях образования человека: – формальное или получение «корочки», другими словами, обладание формальным подтверждением усвоения определенных знаний; – идеалистическое или всестороннее развитие личности, «учение ради учения», стремление к высшей недостижимой цели для конвертации знаний в почет, должность, деньги и т.д.; – рациональное или самообразование, постоянное обновление и обогащение личного профессионального потенциала. Третье представление о цели образования, как необходимости побудить разум человека к вложению в знания, способности и умения движущегося человека, актуализирует раскрытие направлений, условий и форм самообразования. Направления самообразования представляют собой спектр основ учительского мастерства: - профессиональное (постоянное повышение квалификации, получение нового образования, непрерывное формирование мастерства по предмету); - психолого-педагогическое (разрешение внутренних проблем и понимание проблем окружающих для наилучшего осознания полезности собственной деятельности); - методическое (овладение приемами, методами и способами передачи своего опыта) - правовое (способность разбираться в правовом поле законов и подзаконных актов в различных сферах); - лингвистическое (расширение кругозора знаниями иностранных языков); - информационно-компьютерные технологии; - охрана здоровья (оберегать собственное здоровье и здоровье воспитанников, занятия спортом и физическими упражнениями); - отвлеченные интересы (хобби, увлечения). Условия самообразования базируются на интересе к делу, исходящему из необходимости искать и анализировать информацию, конкуренции, стимулирующей творчество, и общественном мнении, позволяющем соответствовать современным требованиям к педагогическому труду. Среди разнообразных форм организации самообразования педагога следует выделить: - специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности); - повышение квалификации (в рамках курсовой подготовки или с использованием дистанционных технологий); - групповая самообразовательная работа (методические объединения, творческие группы, собеседования, отчеты, посещение и анализ открытых уроков коллег, проведение циклов педагогических чтений); - индивидуальная самообразовательная работа (самостоятельный поиск информации в СМИ, библиотеках, музеях, проведение исследований, экспериментов, осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности, а также формирование портфолио). Источники самообразования можно обобщить в три большие группы: 1) Медийные (телевидение, газеты, журналы, Интернет и пр., а также экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты, путешествия); 2) Обмен опытом (курсы, семинары, вебинары и конференции, мастер- классы); 3) Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др., а также видео, аудио информация на различных носителях). Результаты деятельности будут отражены в качественных показателях: 1) умение общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая пример деловитости и ответственности; 2) формировать воспитательные цели работы в классном коллективе; 3) разработка плана воспитательной работы; 4) проведение воспитательного мероприятия (беседы, диспута, экскурсии, классного часа и т. д.); 5) привлечение родителей к воспитательной работе; 6) Контроль уровня воспитанности ребенка.

Чтобы быть хорошим классным руководителем, требуется непрерывный процесс самообразования. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!