Самообразование как необходимое условие повышения профессиональной компетентности педагога
Всякое настоящее
образование добывается
только путем
самообразования.
Н.А. Рубакин
Учитель живёт до тех пор,
пока учится, как только
он перестает учиться,
в нём умирает учитель.
К. Д. Ушинский
Учитель - это человек,
который учится всю жизнь,
только в этом случае он
обретает право учить
В.М. Лизинский
Ты лишь до тех пор
способен содействовать
образованию других,
пока продолжаешь
работать над собственным
образованием...
А. Дистерверг
Самообразование -
целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки.
В основе самообразования - интерес занимающегося в органичном сочетании с самостоятельным изучением материала.
Педагогический
терминологический словарь
Самообразование учителя профессиональное -
многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность учителя, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.
Оно способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогает осмыслению педагогического опыта и собственной самостоятельной деятельности, является средством самопознания и самосовершенствования.
Педагогический словарь
Самообразование -
приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.
С.И. Ожегов
Под самообразованием следует понимать
специально организованную, самодеятельную,
систематическую познавательную
деятельность, направленную на достижение
определенных личностно и общественно
значимых образовательных целей:
удовлетворение познавательных интересов,
общекультурных и профессиональных
запросов и повышение квалификации.
Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию
- Ежедневная работа с информацией.
- Желание творчества.
- Стремительный рост современной науки.
Изменения, происходящие в жизни общества.
- Конкуренция.
- Общественное мнение.
- Материальное стимулирование.
- Интерес.
Психолого-
педагогическое
(ориентированное
на учеников
и родителей)
Профессиональное
(предмет
преподавания)
Психологическое
(имидж, общение,
лидерские
качества )
Историческое
Методическое
(пед. технологии,
формы, методы и приемы
обучения )
Направления
самообразования
Правовое
Политическое
информационно-
компьютерные
технологии
Иностранные языки,
охрана здоровья,
интересы и хобби…
Эстетическое
(гуманитарное)
Понятие «самообразование»
состоит из комплектования
личной библиотеки и
умственного труда дома,
наедине».
В.А. Сухомлинский
Формы самообразования
- индивидуальная , предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня,
- коллективная , направленная на активное участие группы педагогов в методической работе.
Тема самообразования определяется,
исходя из:
1. единой методической темы ОУ,
темы МО;
2. актуальности и важности темы,
ее научно-теоретического и практического значения,
3. затруднений педагогов;
4. педагогического стажа;
5. уровня профессиональной
компетентности педагога.
Алгоритм работы по теме самообразования
1. Выявление потребности в
самообразовании, самооценка
подготовленности, осознание
необходимости в знаниях,
постановка целей и задач.
Всесторонний анализ
деятельности педагога.
2. Планирование работы
по самообразованию:
- определение содержания работы;
- выбор вопросов для самостоятельного изучения;
- составление плана в зависимости от уровня
профессионализма педагога.
3. Теоретическое изучение проблемы
4. Практическая деятельность (применение знаний,
навыков и умений на практике: изготовление
пособий и атрибутов, организация и проведение
практической работы с детьми).
5. Оценка работы педагога при посещении занятий
и других форм образовательной деятельности,
изучение практических материалов.
6. Подведение итогов самообразования,
оформление результатов самообразования:
- выступление по итогам работы и обмену опытом;
- организация выставки работ детей или педагога
по теме самообразования;
- оформление обобщения опыта и др.
Организация работы над темой
по самообразованию
Целью работы над темами самообразования
является систематическое повышение педагогами
своего профессионального уровня.
(расширение общепедагогических и
психологических знаний с целью обогащения и
совершенствования методов обучения и воспитания,
углубление знаний по разным методикам,
овладение достижениями
педагогической науки,
передовой педагогической
практики и др.)
Задачи:
- совершенствование теоретических знаний,
педагогического мастерства участников
образовательного процесса;
2) овладение новыми формами, методами и
приемами обучения и воспитания детей;
3) изучение и внедрение в практику передового
педагогического опыта, новейших достижений
педагогической, психологической и других
специальных наук, новых педагогических
технологий;
4) развитие в школе инновационных процессов.
Формы представления наработанного
материала:
- выступления (отчет) на заседании МО, МС,
педсовета, семинара;
- разработанные методические пособия, статьи,
программы, сценарии, исследования;
- разработка дидактических материалов, тестов,
наглядных материалов, пособий;
- проектирование и проведение открытых уроков,
мастер - классов;
самообразования.
Перспективный план работы педагога над темой самообразования
Этапы
Содержание работы
I . Диагностический
Сроки
- Анализ затруднений.
- Постановка проблемы.
- Изучение литературы, имеющегося опыта по проблеме.
II . Прогностический
- Определение цели и задач работы над темой.
- Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
- Прогнозирование результатов.
I год работы над темой
I год работы над темой
III . Практический
- Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы.
- Формирование методического комплекса.
- Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.
- Корректировка работы.
IV . Обобщающий
II год
или II – III , II – IV года
- Подведение итогов.
- Оформление результатов работы, систематизация материалов по теме самообразования.
- Представление материалов.
V . Внедренческий
III год или IV – V года
- Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.
- Распространение опыта работы.
В ходе дальнейшей педагогической деятельности.
План работы на 201__-201__ учебный год
№ п/п
1
Содержание работы
2
Сроки выполне-
ния
Отметка о выполне-
нии
3
4
5
6
7
- изучение нормативных документов по предмету;
- формулировка актуальности изучения темы;
- изучение передового опыта и литературы по теме;
- анализ основных направлений реализации
ИК технологии;
- систематизация теоретического материала;
Примерное содержание:
- знакомство с практическим опытом работы
педагогов школы, города и др.;
- выступление на ШМО «Использование новых
- информационно-коммуникационных
- технологий на уроках ____»;
- проведение учебного занятия, мероприятия;
- разработка серии учебных занятий и внеклассных
мероприятий и т.п.
Самообразование педагога будет продуктивным,
если:
- в процессе самообразования реализуется потребность
педагога к собственному развитию и саморазвитию;
- педагог владеет способами самопознания и самоанализа
педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные,
так и негативные моменты своей проф. деятельности;
- педагог обладает развитой способностью к рефлексии;
- программа профессионального развития учителя
включает в себя возможность исследовательской,
поисковой деятельности;
- педагог обладает готовностью к педагогическому
творчеству;
- осуществляется взаимосвязь личностного и
профессионального
развития и саморазвития.
Стать выше себя непросто, И всем по плечу едва ли. Но все мы такого роста, Какой потолок избрали.
Т. Смирнова