СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к выступлению по теме "Самообразование как необходимое условие повышения профессиональной компетентности педагога"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из главных задач современной системы образования – повышение качества образования, создание условий для творческой самореализации личности каждого ребёнка. Повышение качества образования находится в прямой зависимости от кадров. Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером человеколюбия, порядочности, педагог, владеющий педагогическим мастерством.  Русский педагог, писатель Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться,  в  нём умирает учитель». Каких бы успехов ни добился учитель, нельзя останавливаться на достигнутым, ибо нет предела совершенству.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к выступлению по теме "Самообразование как необходимое условие повышения профессиональной компетентности педагога"»

 Самообразование  как необходимое условие повышения профессиональной компетентности педагога

Самообразование как необходимое условие повышения профессиональной компетентности педагога

 Всякое настоящее  образование добывается  только путем  самообразования.   Н.А. Рубакин

Всякое настоящее

образование добывается

только путем

самообразования.

Н.А. Рубакин

 Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель.  К. Д. Ушинский

Учитель живёт до тех пор,

пока учится, как только

он перестает учиться,

в нём умирает учитель.

К. Д. Ушинский

Учитель - это человек, который учится всю жизнь,  только в этом случае он обретает право учить  В.М. Лизинский

Учитель - это человек,

который учится всю жизнь,

только в этом случае он

обретает право учить

В.М. Лизинский

Ты лишь до тех пор способен содействовать  образованию других, пока продолжаешь работать над собственным образованием...  А. Дистерверг

Ты лишь до тех пор

способен содействовать

образованию других,

пока продолжаешь

работать над собственным

образованием...

А. Дистерверг

Самообразование - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки. В основе самообразования - интерес занимающегося в органичном сочетании с самостоятельным изучением материала. Педагогический терминологический словарь

Самообразование -

целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки.

В основе самообразования - интерес занимающегося в органичном сочетании с самостоятельным изучением материала.

Педагогический

терминологический словарь

Самообразование учителя  профессиональное - многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность учителя, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.  Оно способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогает осмыслению педагогического опыта и собственной самостоятельной деятельности, является средством самопознания и самосовершенствования.  Педагогический словарь

Самообразование учителя профессиональное -

многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность учителя, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.

Оно способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогает осмыслению педагогического опыта и собственной самостоятельной деятельности, является средством самопознания и самосовершенствования.

Педагогический словарь

 Самообразование - приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.   С.И. Ожегов

Самообразование -

приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.

С.И. Ожегов

Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

Под самообразованием следует понимать

специально организованную, самодеятельную,

систематическую познавательную

деятельность, направленную на достижение

определенных личностно и общественно

значимых образовательных целей:

удовлетворение познавательных интересов,

общекультурных и профессиональных

запросов и повышение квалификации.

Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию Ежедневная работа с информацией. Желание творчества. Стремительный рост современной науки.  Изменения, происходящие в жизни общества. Конкуренция. Общественное мнение. Материальное стимулирование. Интерес.

Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию

  • Ежедневная работа с информацией.
  • Желание творчества.
  • Стремительный рост современной науки.

Изменения, происходящие в жизни общества.

  • Конкуренция.
  • Общественное мнение.
  • Материальное стимулирование.
  • Интерес.
 Психолого- педагогическое (ориентированное на учеников  и родителей)   Профессиональное (предмет  преподавания) Психологическое (имидж, общение, лидерские качества )  Историческое  Методическое (пед. технологии, формы, методы и приемы обучения ) Направления самообразования Правовое Политическое   информационно- компьютерные  технологии  Иностранные языки, охрана здоровья, интересы и хобби…  Эстетическое (гуманитарное)

Психолого-

педагогическое

(ориентированное

на учеников

и родителей)

Профессиональное

(предмет

преподавания)

Психологическое

(имидж, общение,

лидерские

качества )

Историческое

Методическое

(пед. технологии,

формы, методы и приемы

обучения )

Направления

самообразования

Правовое

Политическое

информационно-

компьютерные

технологии

Иностранные языки,

охрана здоровья,

интересы и хобби…

Эстетическое

(гуманитарное)

Понятие «самообразование» состоит из комплектования личной библиотеки и умственного труда дома, наедине».  В.А. Сухомлинский

Понятие «самообразование»

состоит из комплектования

личной библиотеки и

умственного труда дома,

наедине».

В.А. Сухомлинский

Формы самообразования   индивидуальная , предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня, коллективная , направленная на активное участие группы педагогов в методической работе.

Формы самообразования

  • индивидуальная , предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня,
  • коллективная , направленная на активное участие группы педагогов в методической работе.

Тема самообразования определяется, исходя из:  1. единой методической темы ОУ,  темы МО;  2. актуальности и важности темы, ее научно-теоретического и практического значения,  3. затруднений педагогов;  4. педагогического стажа;  5. уровня профессиональной компетентности педагога.

Тема самообразования определяется,

исходя из:

1. единой методической темы ОУ,

темы МО;

2. актуальности и важности темы,

ее научно-теоретического и практического значения,

3. затруднений педагогов;

4. педагогического стажа;

5. уровня профессиональной

компетентности педагога.

Алгоритм работы по теме самообразования  1. Выявление потребности в  самообразовании, самооценка  подготовленности, осознание  необходимости в знаниях,  постановка целей и задач.  Всесторонний анализ  деятельности педагога. 2. Планирование работы  по самообразованию:  определение содержания работы;  выбор вопросов для самостоятельного изучения; составление плана в зависимости от уровня  профессионализма педагога.

Алгоритм работы по теме самообразования

1. Выявление потребности в

самообразовании, самооценка

подготовленности, осознание

необходимости в знаниях,

постановка целей и задач.

Всесторонний анализ

деятельности педагога.

2. Планирование работы

по самообразованию:

  • определение содержания работы;
  • выбор вопросов для самостоятельного изучения;
  • составление плана в зависимости от уровня

профессионализма педагога.

3. Теоретическое изучение проблемы 4. Практическая деятельность (применение знаний,  навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми). 5. Оценка работы педагога при посещении занятий и других форм образовательной деятельности, изучение практических материалов.  6. Подведение итогов самообразования, оформление результатов самообразования: выступление по итогам работы и обмену опытом; организация выставки работ детей или педагога  по теме самообразования; оформление обобщения опыта и др.

3. Теоретическое изучение проблемы

4. Практическая деятельность (применение знаний,

навыков и умений на практике: изготовление

пособий и атрибутов, организация и проведение

практической работы с детьми).

5. Оценка работы педагога при посещении занятий

и других форм образовательной деятельности,

изучение практических материалов.

6. Подведение итогов самообразования,

оформление результатов самообразования:

  • выступление по итогам работы и обмену опытом;
  • организация выставки работ детей или педагога

по теме самообразования;

  • оформление обобщения опыта и др.
Организация работы над темой  по самообразованию   Целью работы над темами самообразования является систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня. (расширение общепедагогических и психологических знаний с целью обогащения и совершенствования методов обучения и воспитания, углубление знаний по разным методикам, овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики и др.)

Организация работы над темой

по самообразованию

Целью работы над темами самообразования

является систематическое повышение педагогами

своего профессионального уровня.

(расширение общепедагогических и

психологических знаний с целью обогащения и

совершенствования методов обучения и воспитания,

углубление знаний по разным методикам,

овладение достижениями

педагогической науки,

передовой педагогической

практики и др.)

Задачи: совершенствование теоретических знаний,  педагогического мастерства участников  образовательного процесса; 2) овладение новыми формами, методами и  приемами обучения и воспитания детей; 3) изучение и внедрение в практику передового  педагогического опыта, новейших достижений  педагогической, психологической и других  специальных наук, новых педагогических  технологий; 4) развитие в школе инновационных процессов.

Задачи:

  • совершенствование теоретических знаний,

педагогического мастерства участников

образовательного процесса;

2) овладение новыми формами, методами и

приемами обучения и воспитания детей;

3) изучение и внедрение в практику передового

педагогического опыта, новейших достижений

педагогической, психологической и других

специальных наук, новых педагогических

технологий;

4) развитие в школе инновационных процессов.

 Формы представления  наработанного  материала: выступления (отчет) на заседании МО, МС,  педсовета, семинара; разработанные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования; разработка дидактических материалов, тестов, наглядных материалов, пособий; проектирование и проведение открытых уроков, мастер - классов; обобщение опыта по теме самообразования.

Формы представления наработанного

материала:

  • выступления (отчет) на заседании МО, МС,

педсовета, семинара;

  • разработанные методические пособия, статьи,

программы, сценарии, исследования;

  • разработка дидактических материалов, тестов,

наглядных материалов, пособий;

  • проектирование и проведение открытых уроков,

мастер - классов;

  • обобщение опыта по теме

самообразования.

Перспективный план работы педагога над темой самообразования  Этапы Содержание работы I . Диагностический Сроки Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение литературы, имеющегося опыта по проблеме. II . Прогностический Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. I год работы над темой I год работы над темой

Перспективный план работы педагога над темой самообразования

Этапы

Содержание работы

I . Диагностический

Сроки

  • Анализ затруднений.
  • Постановка проблемы.
  • Изучение литературы, имеющегося опыта по проблеме.

II . Прогностический

  • Определение цели и задач работы над темой.
  • Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
  • Прогнозирование результатов.

I год работы над темой

I год работы над темой

III . Практический Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы. IV . Обобщающий II год или II – III , II – IV года Подведение итогов. Оформление результатов работы, систематизация материалов по теме самообразования. Представление материалов. V . Внедренческий III год или IV – V года Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение опыта работы. В ходе дальнейшей педагогической деятельности.

III . Практический

  • Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы.
  • Формирование методического комплекса.
  • Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.
  • Корректировка работы.

IV . Обобщающий

II год

или II – III , II – IV года

  • Подведение итогов.
  • Оформление результатов работы, систематизация материалов по теме самообразования.
  • Представление материалов.

V . Внедренческий

III год или IV – V года

  • Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.
  • Распространение опыта работы.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности.

План работы на 201__-201__ учебный год   № п/п 1 Содержание работы   2 Сроки выполне- ния Отметка о выполне- нии     3        4 5             6          7             

План работы на 201__-201__ учебный год

 

№ п/п

1

Содержание работы

 

2

Сроки выполне-

ния

Отметка о выполне-

нии

 

 

3

 

  

 

4

5

  

 

 

 

  

6

 

 

 

  

7

 

  

 

 

 

 

  - изучение нормативных документов по предмету; - формулировка актуальности изучения темы; - изучение передового опыта и литературы по теме; - анализ основных направлений реализации  ИК технологии; - систематизация теоретического материала; Примерное содержание: знакомство с практическим опытом работы  педагогов школы, города и др.; - выступление на ШМО «Использование новых - информационно-коммуникационных технологий на уроках ____»; - проведение учебного занятия, мероприятия; - разработка серии учебных занятий и внеклассных  мероприятий и т.п.  

 

- изучение нормативных документов по предмету;

- формулировка актуальности изучения темы;

- изучение передового опыта и литературы по теме;

- анализ основных направлений реализации

ИК технологии;

- систематизация теоретического материала;

Примерное содержание:

  • знакомство с практическим опытом работы

педагогов школы, города и др.;

- выступление на ШМО «Использование новых

- информационно-коммуникационных

  • технологий на уроках ____»;

- проведение учебного занятия, мероприятия;

- разработка серии учебных занятий и внеклассных

мероприятий и т.п.

 

Самообразование педагога будет продуктивным, если: в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию; педагог владеет способами самопознания и самоанализа  педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей проф. деятельности; педагог обладает развитой способностью к рефлексии; программа профессионального развития учителя  включает в себя возможность исследовательской,  поисковой деятельности; педагог обладает готовностью к педагогическому  творчеству; осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Самообразование педагога будет продуктивным,

если:

  • в процессе самообразования реализуется потребность

педагога к собственному развитию и саморазвитию;

  • педагог владеет способами самопознания и самоанализа

педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные,

так и негативные моменты своей проф. деятельности;

  • педагог обладает развитой способностью к рефлексии;
  • программа профессионального развития учителя

включает в себя возможность исследовательской,

поисковой деятельности;

  • педагог обладает готовностью к педагогическому

творчеству;

  • осуществляется взаимосвязь личностного и

профессионального

развития и саморазвития.

Стать выше себя непросто,  И всем по плечу едва ли.  Но все мы такого роста,  Какой потолок избрали.  Т. Смирнова

Стать выше себя непросто, И всем по плечу едва ли. Но все мы такого роста, Какой потолок избрали.

Т. Смирнова