СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоподготовка в ГПД

Нажмите, чтобы узнать подробности

требования и рекомендации  к самоподготовке в ГПД

Просмотр содержимого документа
«Самоподготовка в ГПД»

Подготовка домашних заданий – один из наиболее ответственных режимных моментов, как для детей, так и для воспитателя. Самоподготовка – организационная форма учебной деятельности в условиях продленного дня по выполнению домашних заданий под руководством воспитателя, в ходе, которой целенаправленно формируются навык самостоятельной учебной работы.

Успех самоподготовки во многом зависит от эффективности урока, от степени прочности усвоенного на нем материала. Основы самостоятельной индивидуальной учебной работы закладываются, прежде всего, на уроке. Четкое и понятное объяснение учебного материала на уроке, основательное его закрепление, ясно сформулированное задание гарантирует прочное условие учащимся программного материала, а, следовательно, качественное и быстрое выполнение домашнего задания.

Что такое домашняя работа? Это самостоятельная работа учащихся, требующая от них большой организованности, умений и навыков умственного труда. Учителю необходимо очень тщательно инструктировать учащихся, как им выполнять задания, учить, как наилучшим образом, в наиболее короткий срок выполнить задание, как преодолеть встречающиеся трудности, на что обратить внимание.

Учителю не следует торопиться при задавании. Нужно воспитывать у учащихся привычку выяснить то, что представляет трудности в работе, приучить их задавать вопросы по домашнему заданию. Если есть образец, обратить внимание на него, если нет, с помощью детей разобрать один – два примера.

Самоподготовка в группе – самая основная грань проблемы преемственности в работе учителя и воспитателя. Вот почему так необходимо тесное взаимодействие учителя и воспитателя, в ходе которого отрабатывается единый подход к проведению самоподготовки. Учителю целесообразно сосредоточить свои усилия на отборе содержания и объема тех знаний, умений и навыков, которые ребята должны приобрести или углубить во время самоподготовки, а воспитателю – на отборе целесообразных для этого форм организации познавательной деятельности (например, работа с книгой, творческие работы).

Каковы же формы взаимодействия учителя и воспитателя?

Прежде всего, это – взаимопосещение уроков и самоподготовок в их системе, планирование и совместная организация воспитательных мероприятий познавательного характера (обсуждение книг, телепередач, итогов экскурсий, открытые занятия по интересам, творческие конкурсы), беседы, консультации, выработка единых требований к организации индивидуальной познавательной деятельности школьников.

Для успешной работы воспитателю нужна полная ясность: что задано, как выполнять задания, что сделать дополнительно, кому из учеников нужна помощь и т. д.. Постоянный контакт учителя и воспитателя, беседы, обсуждение отдельных вопросов, совместная деятельность в методическом объединении, взаимная информация, делают их работу более эффективной, позволяют в короткий срок сформировать у учащихся навыки самостоятельного и рационального учебного труда.

Навыки самостоятельной работы учащиеся приобретают постепенно, в процессе практики. Почти все виды самостоятельных работ связаны с требованием учебных программ и осуществляются под руководством учителя. Немалую роль в выработке этих навыков играют воспитатели в группах продлённого дня. Организуя выполнение домашних заданий, они приучают детей к определённому порядку приготовления уроков, к рациональному и эффективному использованию времени, отведенного для их выполнения, к их четкому, аккуратному выполнению; к умению сосредоточенно, систематически, всегда в установленное время; к умению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, держать в порядке, удобном для использования необходимые учебные пособия.

При организации самоподготовки воспитателю необходимо учитывать следующее: уровень общеучебных умений и навыков учащихся; уровень навыков самостоятельной работы; возрастные и индивидуальные особенности детей.

Воспитательные задачи самоподготовки таковы:

  1. Закрепить навыки самообразовательной работы.

  2. Воспитать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание.

  3. Сформировать положительное отношение к учебе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнить учебные задания учителей.

  4. Научить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, умению работать в библиотеке.

Рассматривая самоподготовку по предметам как своеобразную форму организации учебной деятельности в условиях продленного дня, выделяю основные структурные элементы:

а) организация начала самоподготовки;
б) подготовка к самостоятельной работе;
в) самостоятельная работа детей;
г) самооценка, взаимопроверка, оценка работы;
д) подведение итогов работы.

Первым структурным элементом самоподготовки является организационный момент.

По времени он занимает не более одной – двух минут. Организуя детей на учебную работу, необходимо предложить детям подготовить свое рабочее место. В начале учебного года можно предложить памятку по организации рабочего места “Памятка подготовки уроков” .

Как начинается самоподготовка в моей группе? Обычно на выполнение заданий учащиеся приходят с прогулки. Некоторые из них, не дожидаясь звонка, оповещающего начало, садятся, достают учебники, тетради. Они чувствуют себя вполне отдохнувшими после уроков, настроены работать, и я создаю для этого условия. Тех, для кого начало занятий оповещается только звонком, прошу тихо пройти на свои места, ничем не отвлекать уже занимающихся ребят.

Подготовка к самостоятельной работе тоже не должна занимать много времени. Уместно в данной ситуации фронтальная форма организации учебной деятельности детей. Воспитатель имеет возможность привлечь для самоподготовки материал урока. Опираясь на памятку, дети вспоминают тему урока, правила, схему или таблицу, по которой работали классе. Здесь осуществляется связь урока и самоподготовки.

Воспитатель четко объявляет содержание задания, объясняет более рациональную последовательность его выполнения, комментирует содержание памятки, или обращает внимание на текст памяток (“Как решать задачу”, “Как выполнять домашнее задание по русскому языку”, “Как готовить пересказ” и др.), которые являются постоянным ориентиром в самостоятельной работе. Подготовка к самостоятельной работе проводит- ся дифференцированно. Подробный инструктаж необходим, когда дети приучаются работать самостоятельно, либо в начале изучения новой темы. Если у учащихся сформированы навыки, предусмотренные программой, им предоставляется большая самостоятельность.

Последовательность выполнения домашних заданий по предметам достаточно трудный вопрос. Естественно, что тут нетерпим шаблон. Надо выбрать наиболее эффективный вариант в организации самоподготовки школьников с учетом особенностей данного класса. Так, например, учащимся второго класса надо начинать самоподготовку с чтения, так как ученик, умеющий хорошо читать, быстрее разберет и осмыслит задание по русскому языку и по математике. По мере овладения общеучебными умениями и навыками самостоятельной работы последовательность выполнения домашних заданий дети могут выбирать сами.

Во втором и третьем классах на самоподготовка отводится 1,5 академических часа, за это время дети успевают сделать задание по двум предметам. Поэтому целесообразно готовить в группе уроки по русскому языку и математике. Чтение и заучивание стихотворений желательно перенести на дом, т. к. после выполнения сложных письменных заданий ребенку нужен длительный перерыв, кроме того, заучивание наизусть и чтение требуют большей изолированности по самому характеру этих занятий. И они больше располагают к контакту ребенка с родителями.

Самостоятельная работа младших школьников – основной структурный элемент самоподготовки. Различными приемами воспитатель должен поддерживать готовность детей к собственным усилиям, создать, пусть не очень длительную, обстановку сосредоточенности, углубления в свою работу. Поскольку темп работы учащихся различен, что определяется индивидуальными особенностями детей, это создает определенные трудности для воспитателя, поэтому регулирующую роль в самостоятельной деятельности учащихся сыграет введение часов. Часы нужно взять с большим циферблатом, арабскими цифрами и установить так, чтобы они были видны с каждого рабочего места. Воспитатель объявляет, сколько минут отводится на выполнение задания, какое положение стрелок на циферблате будет сигналом закончить работу.

Основное требование к ученику в процессе работы - самостоятельность, прилежание, экономное использование времени.

Но нужно, конечно, помнить, что у детей может быть не всегда устойчивое внимание, и что не у всех выработаны необходимые навыки, и что задания могут быть сложными. В некоторых случаях помощь воспитателя оправдана. Однако ученик должен знать, что прежде всего, нужно самому внимательно прочитать условие задачи и кратко ее записать, а потом подумать над решением, вспомнить, как это делалось в классе, т.е. он обязан научиться преодолевать трудности сам.

Рабочий шум вполне допустим в группе и не мешает плодотворной работе учеников. Не следует требовать на самоподготовке идеальной тишины, естественно, что и не должно быть громкого разговора и даже замечаний воспитателя, чтобы не отвлекать внимание всех детей. Каждый ребенок работает самостоятельно, не мешая товарищам, и в то же время дети могут обраться к воспитателю в случае необходимости. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь в необходимых случаях.

Индивидуальная работа с учениками носит иногда эпизодический характер, иногда проводится в системе в течение длительного времени.

Часто в группу приходят дети, не имеющие навыка самостоятельной работы, с пробелами в знаниях. Поэтому задача воспитателя в работе с этим учащимися сводится к выявлению и ликвидации пробелов в их знаниях и к привитию им навыка работы в системе. Но материал для повторения, направленный на ликвидацию пробелов, недолжен, быть “довеском” к общему заданию для всех учащихся. Эта работа ведется по индивидуальному плану. В индивидуальной работе чрезвычайно важно учитывать особенности детей младшего школьного возраста. Оказывая помощь, надо поощрять каждого из них даже за малые успехи, стараясь убедить в том, что ученику по силам преодолеть возникающие трудности в обучении и постепенно при настойчивой регулярной работе он сможет учиться не хуже других.

Замечено, что дети, у которых нет навыка самостоятельной работы или базы для выполнения данного задания, нередко стараются заглядывать в тетради своих товарищей и таким “облегчением” способом выполняют работу. Чтобы предупредить подобное, можно во время самоподготовки посадить такого ученика за одну парту с учеником из другого класса или предложить выполнять задания по разным предметам.

Педагогически неправильно поступают те преподаватели, которые загружают дополнительными занятиями учеников, быстро справляющихся с работой. Такой прием, зачастую называемый средством, развивающим познавательные способности учащихся, на самом деле подавляет у них интерес к учебе. Хорошо успевающих по русскому языку и математике и умеющих объяснять детей можно назначить консультантами – помощниками воспитателя. Консультанты помогают товарищам найти ошибки и исправить их, слушают выученное правило, стихотворение, пересказ.

Детям, которые раньше основного времени заканчивают выполнение основного

задания можно положить на стол яркий конверт с хитроумной загадкой, шарадой, ребусом. Я же предлагаю игры, не требующие подготовки: “Наборщик”, “Эрудит”, “Закоулки”, “Точки”, “Пазлы”,игры в паре и др.. Можно позволить самому избрать вид отдыха, побывать в библиотеке, прочитать книг, порисовать.

Следующий этап самоподготовки – самооценка, взаимопроверка, оценка работы. Прежде, чем проверить работы детей, воспитатель организует самопроверку, которая приучает растущего человека контролировать свои действия.

Для формирования навыков самоконтроля необходимо приучить ребенка прочитывать написанное упражнение, проверять решение задач, примеров, отвечать на контрольные вопросы в конце статьи по чтению, природоведению. Полезно учить детей некоторым способам самопроверки: обратное вычисление; выполнил упражнение – повтори еще раз правило и сравни свои записи с образцом в учебнике; расскажи прочитанное, не заглядывая в учебник, по плану, по опорным словам, используя таблицу; спроси себя, выучил ли ты так, чтобы самому понравилось.

В некоторых случаях полезно организовать взаимопроверку, что способствует воспитанию ответственности, требовательности к себе и к товарищам, вырабатывает умение давать оценку работе.

Необходимым этапом самоподготовки является подведение итогов работы. Здесь воспитатель дает оценочное суждение работ каждого учащегося, отмечает тех, кто работал самостоятельно, подбадривает неуверенных в себе учеников, поощряет добросовестных.

Таким образом, на каждом этапе самоподготовки воспитатель выступает в роли организатора учебного процесса, заранее продумывая весь ход самоподготовки, прогнозируя затруднения детей и способы их устранения. Совместно с учителем он осуществляет единые требования к устной и письменной речи детей.

Говоря о работе группы продленного дня, нужно отметить, что выполнение домашних заданий является наиболее важным моментом в организации режима детей. Обычно во время самоподготовки детей я стараюсь создать доброжелательные отношения в коллективе, чтобы сильные ученики, если надо, помогали слабым, чтобы тот, кто закончил выполнение задания, не мешал тем, кто еще работает.

Методов много. Одним словом, к организации самостоятельной работы детей в группе продлённого дня воспитатель должен подходить творчески, а не следовать какой-то заранее заученной системе или копировать урок.

Важнейшим требованием в режиме группы продлённого дня является обеспечение единства урочной и внеурочной деятельности учащихся. Воспитатели стремятся к тому, чтобы режим группы продлённого дня способствовал укреплению здоровья младших школьников, обеспечивал высокий уровень работоспособности.

Режим группы продлённого дня разработан в соответствии с условиями школы, с учётом возрастных особенностей учащихся, продуманным чередованием умственной, трудовой и досуговой деятельности, занятий физкультурой и спортом. Задача педагогов в группе подлённого дня состоит в том, чтобы не только занять ребёнка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые бы стали интересны и полезны школьнику младшего школьного возраста, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально.

Многообразие связей при общении способствуют снятию утомления.

Воспитатели следят за своевременным питанием детей, обучают их культурно-гигиеническим правилам приёма пищи, прививают навыки самообслуживания в столовой. В школе созданы необходимые условия для занятий самоподготовкой с целью качественного выполнения домашних заданий. В процессе организации самоподготовки педагогами учитываются следующие факторы: уровень подготовленности учащихся по данному предмету, индивидуальные и психологические особенности каждого ученика, круг его интересов и склонностей. Всё содержание работы в часы самоподготовки направлено на всестороннее развитие и совершенствование полученных умений самостоятельной работы, формирование навыков рационального использования учебного времени.

Самоподготовка в группе начинается чаще всего со знакомства с содержанием задания, его актуализации, выясняются возможные затруднения, обсуждается, что потребуется для выполнения задания. Воспитатель предусматривает, чем будут заниматься дети, которые раньше других заканчивают выполнение заданий, как будут подводиться итоги самоподготовки, а также возможные направления связи самоподготовки с последующими видами деятельности.

Дети во время пребывания в группе продлённого дня активно занимаются в объединениях дома детского творчества, секциях ДЮКФП, посещают школьную и районную детскую библиотеку , музеи, совершают экскурсии.

В группе продлённого дня планируются формы работы с учётом применения их как со всем коллективом учащихся , так и в рамках выполнения групповых и индивидуальных заданий дифференцированного характера.

Особое место отводится мероприятиям досугового направления и организации работы с детьми по интересам в соответствии с планом воспитательной работы (праздники, утренники, занимательные часы, часы безопасности,нравственности, здоровья, при проведении которых перед учащимися раскрывается мир художественной литературы, изобразительного искусства, музыки, природы, социальных отношений).

Обеспечивая целенаправленность, комплексность и непрерывность воздействия на детей, воспитатели создают в группе продлённого дня обстановку, благоприятную для развития каждого ребёнка и всего коллектива.



Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня





Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы ГПД является самоподготовка.

Самоподготовка – одна из форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством педагога-воспитателя. Цель самоподготовки – привить учащимся навыки самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение. При этом учитывается возраст школьников, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их практическом применении. Перед самоподготовкой в группе обычно ставится ряд конкретных задач:

  • расширение границ учебной работы;

  • углубление содержания учебных предметов;

  • получение доступных для самостоятельного усвоения знаний, умений и навыков;

  • закрепление и повторение изученного на уроках материала;

  • упражнение в применении знаний, умений и навыков для их прочного усвоения;

  • развитие интереса к учению;

  • приобретение школьниками навыков самостоятельной работы;

  • формирование исполнительных навыков.

Самоподготовка - это не урок. В отличие от урока эта форма обучения, несмотря на то, что она организуется не в домашних условиях, а в школьных, содержит в себе самообразовательные начала и характеризуется самостоятельными учебными действиями учеников. В дополнение к уроку в школьных группах продленного дня она становится второй основной формой обучения. Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции. По характеру приготовления домашних заданий самоподготовка может протекать для разных категорий учащихся в разных видовых состояниях (активно-самостоятельном, зависимо-самостоятельном, принудительно-исполнительском, бесконтрольно-исполнительском, самопроизвольным), которые определяются степенью самостоятельной активности школьников в выполнении домашних заданий. Ориентируясь в проявлениях этих состояний, воспитатель сможет лучше согласовать и соразмерить воздействия на своих подопечных во время самоподготовки, превращая ее в эффективное средство формирования личности учащихся.

При проведении самоподготовки не допускается перенос методических моментов урока: фронтальный опрос, решение задач у доски, ответы отдельных учеников с места. В процессе самоподготовки дети не придерживаются строгой дисциплины и порядка, они могут общаться, передвигаться, отдыхать 5-8 минут. Учащиеся 1-2 классов могут интенсивно заниматься 10-15 минут, 3-4 классов - 20-25 минут.

Алгоритм познавательной деятельности вводится учителем на уроке, на самоподготовке идёт отработка последовательности с опорой на памятки: «Как решать задачу?», «Как работать над ошибками?», «Как подготовить краткий пересказ?», «Как выучить стихотворение?» На каждом занятии должен использоваться план выполнения задания, который может быть написан на доске. Результативность самостоятельной работы зависит от содержания, объёма материала, данного учителем, и от методики его подачи на уроке. Примеры памяток представлены в приложении 2.

Значительный воспитательный эффект даёт организация самопроверки. Полезно научить детей некоторым способам самопроверки. В классе может быть не менее 3-5 консультантов по разным предметам.

Воспитатель во время самоподготовки проводит индивидуальную работу с 1-2 учениками, затем приступает к проверке.

В самоподготовку включаются физкультминутки, негромкое музыкальное сопровождение, игры для тех, кто закончил.

Обеспечение нормального хода самостоятельной работы опирается на соблюдение определенных требований в структуре ее организации. Основными этапами самоподготовки являются:

- подготовка детей к работе (организационный этап);

  • самостоятельное изучение материала;

  • самоконтроль и самооценка;

  • заключительный педагогический контроль.

Не утратили своей актуальности основные гигиенические, дидактические и воспитательные требования к организации такого вида деятельности в ГПД (см. приложение 3). Выполнение данных требований поможет сделать самоподготовку эффективным средством повышения успеваемости школьников. Воспитатель группы продленного дня, руководствуясь указанными требованиями во время самоподготовки, сможет поддерживать нужный для самостоятельной работы порядок.



Организация и проведение

гигиенического обучения и воспитания школьников



Гигиеническое обучение и воспитание способствуют появлению таких форм поведения, которые поддерживали бы состояние равновесия между организмом и природно-социальной средой. Для сохранения этого равновесия в современных условиях необходимо направить усилия на пропаганду профилактики последствий отрицательных воздействий социально-гигиенических факторов. Важнейшим разделом профилактики является формирование здорового образа жизни, включающего воспитание с раннего детского возраста правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Усвоение и применение учащимися гигиенических знаний по охране зрения и навыков правильной посадки за партой несомненно, помогут предупредить возникновение и развитие неправильной осанки и близорукости. Кроме этого, для сохранения здоровья необходимо научить детей соблюдать режим дня.

В гигиеническом обучении и воспитании школьников немаловажную роль играет внеклассная работа, проводимая в группе продленного дня, т.к. она способствует повторению, углублению и закреплению гигиенических знаний и навыков, полученных на уроках. Этому будут способствовать такие формы работы, как выпуск газет, оформление уголков здоровья, проведение лекций и бесед на клубных часах, просмотр кинофильмов. Во внеклассной и внешкольной работе по гигиеническому обучению и воспитанию учащихся принимают участие, как педагоги, так и медицинские работники. Наибольшую популярность в современной школе приобретает такая форма работы, как проведение уроков здоровья, экскурсий, олимпиад и викторин на гигиенические и медицинские темы.

Каждый педагог хочет видеть своих воспитанников здоровыми, веселыми и хорошо развитыми физически. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма. Двигательная активность – биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, не только их физическое, но и общее развитие. Уровень привычной двигательной активности может не соответствовать биологической потребности организма в движениях существующим возрастным нормам, которые способствуют благоприятному общему развитию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Такое несоответствие часто встречается у детей школьного возраста и приводит к дисгармоничному развитию, нарушениям в состоянии здоровья в целом. Это связано, прежде всего, с тем, что двигательная активность резко уменьшается с началом обучения в школе. Движения, подвижные игры на воздухе, физические упражнения обеспечат эффективное решение задач повышения двигательной активности, если будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребенка (рекомендации СанПин 2.4.2. 1178-02 о примерном объеме двигательной активности обучающихся в разделе «Требования к режиму общеобразовательного процесса»).

Прогулка – это педагогически организованная форма активного отдыха детей. Она решает задачи восстановления умственной работоспособности, а также расширения кругозора детей, развития их познавательных интересов, воспитания нравственных взаимоотношений, дисциплины в коллективе.

Оздоровительная задача прогулки является ведущей, определяющей, она реализуется всегда в сочетании с разнообразными видами деятельности: познавательной, художественной, спортивной, в общении и творчестве.

Прогулка – это занятие на воздухе, в тесном общении с природой, с людьми на улицах, друг с другом, с воспитателем в иной, более естественной обстановке. Структура и виды прогулок представлены в приложении 4.

Проведение подвижных игр возможно не только во время прогулки, но и в группе. В любом случае игры должны быть подобраны в соответствии с интересами детей, с их возрастными особенностями, программой по физической культуре. Полезно в группе иметь картотеку игр, предназначенных для улицы или закрытого помещения.

Первые признаки утомления во время самоподготовки в группе продленного дня служат сигналом к выполнению физкультминуток. Внешними проявлениями утомления является то, что дети начинают чаще отвлекаться, теряют интерес и внимание, ослабевает память, нарушается почерк, снижается работоспособность. Физкультминутки положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровообращение внутренних органов, улучшают работоспособность нервной системы. Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 минут и включает комплекс из трех-четырех правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.

Введение в структуру самоподготовки физкультминуток, сочетающих различные упражнения, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.

Спортивный час не должен повторять содержание и методику уроков физической культуры.

Его цель: повышать общую физическую подготовку, снимать усталость от малоподвижной деятельности на уроках, вызывать у каждого из детей устойчивый интерес к какому-либо виду спорта, давать навыки закаливания, овладевать оздоровительными физическими упражнениями для занятий дома. Структура спортивного часа представлена в приложении 5.

Особую актуальность обретает организация досуга в системе школьного продленного дня как активного, деятельностного наполнения свободного времени школьников. Досуг учащихся в самом широком смысле – это пространство, время, ниша жизнедеятельности и содержание занятий, которые выходят за пределы учебной деятельности. Коллективная многоликая по содержанию досуговая деятельность учащихся в группе продленного дня накапливается в нескольких ведущих направлениях - отдельных видах занятий. Их определение и разработка программного обеспечения – плод общих усилий педагога, родителей и детей, осуществляемый с учетом нормативных документов и рекомендаций, особенностей образовательного учреждения.

Основное требование к внеурочной работе в группе продленного дня заключается в том, чтобы избранные направления деятельности обеспечивались циклом занятий, исключающим их фрагментарный, эпизодический характер. Принципиальная позиция заключается в целесообразности выделения 5 основных видов воспитывающей и досуговой деятельности, каждый из них соотносится с определенным дням недели из расчета школьной пятидневки. Содержание каждого вида занятий, клубного часа планируется на весь учебный год (34 учебных недели) с гибким резервом (5-7 занятий) по выбору детей, а в перспективе создается программа на все годы обучения школьника в школе первой ступени. Таким образом, каждый вид общеразвивающего занятия, клубного часа в условия продленного дня имеет в недельном расписании, подобно урокам, свое точное место, что дает временную возможность его заранее обсуждать и готовить вместе с детьми.

Основные методические и педагогические требования к проведению внеучебных занятий, клубных часов в помещении:

  • средняя продолжительность занятия, клубного часа 20-25 минут; такой временной регламент связан с местом занятия, клубного часа в режиме дня (чаще всего между обедом и самоподготовкой) и его основным функциональным назначением – стать формой полезного активного отдыха, подготовить организм к дальнейшей учебной нагрузке;

  • не копировать урок ни с позиции содержательной начинки занятия, ни с позиции его структурных компонентов, ни со стороны способов деятельности;

  • создавать условия для смены видов деятельности, отличных от учебной, обеспечивая продуктивный отдых;

  • обеспечивать непринужденную и доброжелательную обстановку, способствующую раскрепощению и снятию напряжения;

  • выстраивать каждое занятие, клубный час как вид коллективной деятельности;

  • без принуждения вовлекать учащихся в процесс занятий, педагогически целесообразно чередуя ролевой функционал участников;

  • всячески поддерживать и поощрять детское соучастие и инициативу в подготовке и проведении занятия, клубного часа;

  • умело организовать психологический настрой на занятии, клубном часе, пробуждая интерес, любопытство, удивление детей, возбуждая радостное ожидание предстоящего события;

  • привлекать детей к участию в определении целей и задач занятия, клубного часа, стремиться обеспечить каждому ребенку личностное восприятие педагогического замысла;

  • гибко выстраивать структурные части занятия, клубного часа, своевременно улавливать изменения в настроении детей и вносить необходимые коррективы;

  • завершать каждое занятие, клубный час, его коллективным анализом, в том числе и с позиции соответствия его содержания и формы личностному ожиданию каждого участника;

  • давать эмоционально привлекательный педагогический анонс следующего занятия, клубного часа вместе с запуском недельной подготовки к нему.

Организация активного содержательного досуга в условиях школьного продленного дня в педагогическом идеале приближается к реализации принципа событийности в жизнедеятельности детей и взрослых. Что выдвигает в свою очередь дополнительные требования соответствующие досуговым ожиданиям детей и определяет характерные проявления событийного подхода при подготовке и проведении занятий, клубных часов:

1.Игровое оформление предлагаемых видов деятельности.

2.Опора на методы собственно досуговой деятельности, такие как: театрализация, состязательность, экспромт и импровизация, равноправный духовный контакт всех участников.

3.Яркая, неординарная формообразующая оболочка.

4.Событие выступает как значительный факт общественной и личной жизни ребенка, предполагает выход из повседневности, выполняет функцию положительной эмоциональной подзарядки.

5.Всех участников должна объединять совместно значимая цель.

6.Высокая степень мотивации участников события.

7.Высокая степень организации и самоорганизации участников.

8.Коллектив становится инструментом индивидуального развития каждого из его членов: каждый имеет пространство для творческого проявления своей индивидуальности, находит дело по душе.

Каждая группа продленного дня имеет свою «личную жизнь», основанную на общих интересах, ценностях, традициях, а также системе коллективных дел. Содержательные формы детской общественной деятельности, практикуемые в школе и переносимые в группу продленного дня, могут быть различными: детское чтение, правиловедческие, искусствоведческие, музыкальные занятия; интеллектуально-познавательные игры и клубные часы.

Активный содержательный досуг реализуется не только в коллективных, но и в индивидуальных формах. При конструировании воспитывающей среды в условиях продленного школьного режима необходимо создать условия для организации личного пространства ребенка, с максимальным учетом всего диапазона его интересов, индивидуальных предпочтений. Индивидуальный вид досуга составляет до 10% времени нахождения ребенка в группе. В эти моменты педагог не бездействует, его задача – увлечь, приобщить воспитанников к новым видам полезного и нескучного времяпрепровождения.

Для осуществления такого вида досуга нужна материальная база, ее значительную часть могут сами учащиеся. Это фонд игр и игрушек, в том числе игр-самоделок; передвижная библиотека, созданная усилиями коллектива детей и родителей; обширные фонды картотеки с описанием ребусов, головоломок, шарад, загадок и др.

Кроме условий, располагающих к активным занятиям, необходимо создать в группе территорию для личного спокойного отдыха – «тихий уголок».

Безусловно, что дети младшего школьного возраста, вовлекаясь в совместную деятельность по организации своего свободного времени, в большей степени нуждаются в помощи взрослых. Однако эта помощь должна носить обучающий характер, не подменяя и не вытесняя детской самодеятельности. Именно поэтому так важно от словесных методов воспитания переходить к организации воспитывающей самодеятельности ребенка, что требует от воспитателя профессионализма, оптимизма и веры в возможности ребенка, а также владения современным воспитательным инструментарием, в частности, технологиями косвенного воспитания, коллективного творческого воспитания, педагогической поддержки.